г. Владивосток |
Дело |
03 июля 2009 г. |
N А51-2552/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 июля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой,
судей: Н.В. Алферовой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Мильгевской Н.А.
при участии:
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае: Решетникова Г.Л. по доверенности от 01.11.2008 со специальными полномочиями сроком на 1 год, удостоверение Б N 0001981 выдано 16.10.2006;
от ОАО "Международный аэропорт Владивосток": Кирюшина Л.В. по доверенности от 04.05.2009 N 46/Д со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009, паспорт;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Международный аэропорт Владивосток"
на решение от 20.03.2009
судьи Н.Н. Анисимовой
по делу N А51-2552/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Международный аэропорт Владивосток"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае
о признании незаконным и отмене постановления от 10.02.2009 N 05-09/22П
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" (далее по тексту - "Заявитель" или "Общество") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (далее - "Административный орган" или "ТУ Росфиннадзора в Приморском крае") от 10.02.2009 N 05-09/22П о назначении административного наказания.
Решением суда от 20.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 20.03.2009, ОАО "Международный аэропорт Владивосток" просит его отменить как незаконное и необоснованное. Заявитель считает, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение установленного порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что ОАО "Международный аэропорт Владивосток" объективно не имел возможности представить до 15.03.2008 в уполномоченный банк два экземпляра справки о подтверждающих документах по паспорту сделки по договору N 1550/09-2007 от 27.11.2007 в связи с осуществлением Обществом как субъектом естественных монополий необходимой процедуры проведения конкурса в соответствии со статьей 18 Федерального закона "О конкуренции" и положениями Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в период с 04.03.2008 по 03.04.2008. Кроме того, Общество ссылается на возможность применения в спорном случае положений о малозначительности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель ОАО "Международный аэропорт Владивосток" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ТУ Росфиннадзора в Приморском крае" в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
27.11.2007 между ОАО "Владивосток Авиа" (Арендодатель) (в настоящее время правопреемником является ОАО "Международный аэропорт Владивосток" в связи с реорганизацией и в соответствии с перечнем краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности - Приложение N 3 к разделительному балансу ОАО "Владивосток Авиа" от 10.12.2007) и представительством компании "Кореан Эйр Лайнз Ко., Лтд" Республика Корея (Арендатор) заключен договор N 1550/09-2007 на аренду нежилых помещений в аэропорту "Владивосток" сроком действия с 01.01.2008 по 30.12.2008. По условиям договора Арендодатель ежемесячно, до 25-го числа месяца, предшествующего оплачиваемому, выставляет счёт на оплату аренды помещений, а Арендатор обязуется оплатить выставленный счёт до 5-го числа текущего месяца в размере 35295 руб.
13.03.2008 ОАО "Владивосток Авиа" в уполномоченном банке - филиал N 8635 Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) - Приморское отделение оформило паспорт сделки N 08030007/1481/1160/3/0.
В феврале 2008 года Общество в рамках договора аренды от 27.11.2007 N 1550/09-2007 оказало Арендатору-нерезиденту услуги по аренде нежилых помещений на сумму 19704 руб. 31 коп, о чём выставлен счёт-фактура N 31 от 29.02.2008 и составлен акт N 78 от 29.02.2008.
Указанный счёт-фактуру N 31 от 29.02.2008, а также оформленную на них справку о подтверждающих документах Общество представило в банк паспорта сделки 11.04.2008.
В ходе проведения проверки ТУ Росфиннадзора в Приморском крае соблюдения Обществом требований валютного законодательства при осуществлении валютных операций установлено, что счёт-фактура N 31 от 29.02.2008 представлен в банк паспорта сделки с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций". Кроме того, в нарушение пунктов 2.1, 2.2, 2.4 указанного Положения, подпунктов 1,2 пункта 2 статьи 24, подпункта 9 пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Обществом не представлена в срок до 15.03.2008 в банк паспорта сделки справка о подтверждающих документах.
28.01.2009 ТУ Росфиннадзора в Приморском крае в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 05-09/22 и 10.02.2008 вынесено постановление N 05-09/22П о назначении административного наказания, в соответствии с которым ОАО "Международный аэропорт Владивосток" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоА11 РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО "Международный аэропорт Владивосток" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Коллегия считает, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных Обществом требований в силу следующего:
Ответственность за несоблюдение порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом "б" части 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ) к валютным операциям отнесены приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
В силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета по валютным операциям.
Порядок и сроки представления резидентами уполномоченным банкам справок о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций, установлен Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банка подтверждающих документов и информации, связанных в проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение).
Согласно пункту 2.1 Положения в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в Приложении 1 к Положению (пункт 2.2 Положения).
В силу пункта 2.4 Положения справка о подтверждающих документах представляется в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается Заявителем представление Обществом счета-фактуры N 31 от 29.02.2008 как документа, связанного с расчетами между Обществом (резидентом) и нерезидентом (представительство компании "Кореан Эйр Лайнз Ко., Лтд" Республика Корея) по внешнеторговой сделке (договор аренды нежилых помещений от 27.11.2007 N 1550/09-2007) за оказанные Заявителем в феврале 2008 года Арендатору-нерезиденту услуги по аренде нежилых помещений, а также справки о подтверждающих документах, отнесенной к формам учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, с нарушением установленного срока (11.04.2008 вместо 15.03.2008), что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В ходе проверки правильности привлечения к административной ответственности судом не установлено обстоятельств, объективно препятствовавших Обществу надлежащим образом исполнить обязанность по соблюдению валютного законодательства, в связи с чем, суд пришел к правомерному выводу о наличии вины в совершении вменяемого Обществу административного правонарушения.
Ссылка Заявителя о том, что ОАО "Международный аэропорт Владивосток" объективно не имел возможности представить до 15.03.2008 в уполномоченный банк в двух экземплярах справку о подтверждающих документах по паспорту сделки по договору N 1550/09-2007 от 27.11.2007 в связи проведением как субъектом естественных монополий конкурса в соответствии с положениями Федеральных законов "О конкуренции" и "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в период с 04.03.2008 по 03.04.2008, коллегией не принимается как несостоятельный, не свидетельствующий об отсутствии в действиях Общества вины во вмененном ему административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ и не являющийся обстоятельством, освобождающим Заявителя от административной ответственности.
Довод заявителя апелляционной жалобы о малозначительности правонарушения, поскольку оно не представляет существенной угрозы общественным отношениям, коллегией не принимается в силу следующего.
Целью Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ является обеспечение реализации единой государственной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, в связи с чем, привлечение к административной ответственности по рассматриваемому составу правонарушения не связано с наступлением тех или иных последствий.
Административная ответственность в данном случае наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ОАО "Международный аэропорт Владивосток" к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Совершенное Обществом правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.
Кроме того, необходимо учитывать, что применение статьи 2.9 КоАП является правом, а не обязанностью суда. Вывод о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП сделан коллегией с учетом пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и соответствует установленным обстоятельствам дела.
Нарушение порядка производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 20.03.2009 по делу N А51-2552/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2552/2009
Истец: ОАО "Международный аэропорт Владивосток"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1679/2009