г. Владивосток |
Дело |
03 июля 2009 г. |
N А59-735/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 июля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой,
судей: Н.В. Алферовой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.А. Мильгевской
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Сахалинское монтажное управление "Дальэлектромонтаж"
на решение от 30.03.2009
судьи К.Ф. Мухаметшина
по делу N А59-735/2009 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению открытого акционерного общества Сахалинское монтажное управление "Дальэлектромонтаж"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области
об оспаривании постановления от 05.02.2009 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 64-09/11
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество Сахалинское монтажное управление "Дальэлектромонтаж" (далее по тексту - "Заявитель", "ОАО СМУ "Дальэлектромонтаж" или "Общество") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области (далее - "Административный орган" или "ТУ Росфиннадзора в Сахалинской области") от 05.02.2009 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 64-09/11, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 30.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 30.03.2009, ОАО СМУ "Дальэлектромонтаж" просит его отменить как незаконное и необоснованное, в обоснование заявленных требований указало следующее:
По мнению заявителя апелляционной жалобы, в данном случае ТУ Росфиннадзора в Сахалинской области незаконно вынесено два постановления об административном правонарушении в отношении одного и того же правонарушения: первое - за непредставление справки о подтверждающих документов (штраф 40000 руб.), второе - за непредставление справки о поступлении валюты (штраф 40000 руб.). Заявитель считает, что оба эти правонарушения связаны между собой по основаниям возникновения и представленным доказательствам, что исключает возможность двойного привлечения к ответсвтенности. Кроме того, Общество ссылается на возможность применения в спорном случае положений о малозначительности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции ОАО СМУ "Дальэлектромонтаж", ТУ Росфиннадзора в Сахалинской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
ТУ Росфиннадзора в Сахалинской области в представленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу Общества с доводами жалобы не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
На основании представленной Центральным банком РФ информации, полученной от уполномоченного банка - Филиала "Сахалинский" ОАО "Дальневосточный банк" о наличии признаков нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, ТУ Росфиннадзора в Сахалинской области в ходе проверки установлено, что ОАО СМУ "Дальэлектромонтаж" нарушен срок предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, а именно, в нарушение пункта 2.7 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банка подтверждающих документов и информации, связанных в проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" Обществом в уполномоченный банк с нарушением установленного срока представлена справка о поступлении валюты РФ по паспорту сделки N 08110005/0843/0007/3/0.
26.01.2009 ТУ Росфиннадзора в Сахалинской области составлен в отношении ОАО СМУ "Дальэлектромонтаж" протокол об административном правонарушении N 64-09/11 и 05.02.2009 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 64-09/11, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоА11 РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО СМУ "Дальэлектромонтаж" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании пункта "б" части 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ) к валютным операциям отнесены приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно пунктам 1, 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны представлять агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о поступлении валюты Российской Федерации отнесена к формам учета по валютным операциям. Порядок и сроки представления резидентами уполномоченным банкам справок о поступлении валюты Российской Федерации, установлен Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банка подтверждающих документов и информации, связанных в проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение).
В силу пункта 2.6 Положения в случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в банке паспорта сделки, резидент наряду с документами, указанными в пункте 2.2 настоящего Положения, представляет в банк паспорта сделки два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств (далее - справка о поступлении валюты Российской Федерации).
Справка о поступлении валюты Российской Федерации составляется и заполняется в соответствии с требованиями, изложенными в приложении 2 к настоящему Положению, на основании документов, в соответствии с которыми совершены записи по счету.
Справка о поступлении валюты Российской Федерации представляется резидентом в банк паспорта сделки в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту, указанные в пункте 2.6 настоящего Положения. (пункт 2.7 Положения).
Из материалов дела следует, что в рамах заключенного между Обществом и компанией "CTSD LIMITED" (острова Кайман) (филиал в г. Корсакове) договора N SEG-SA-CDK-186 от 01.08.2005 сроком действия до 31.11.2008 на выполнение Обществом процесса приведения в действие и техническое обслуживание временных дизельных генераторов, и по которому Заявителем в уполномоченном банке (филиал "Сахалинский" ОАО "Дальневосточный банк") оформлен 14.11.2008 паспорт сделки N 08110005/0843/0007/3/0, 12.09.2008 на банковский счет ОАО СМУ "Дальэлектромонтаж" в уполномоченном банке поступили денежные средства в размере 6974980 руб. от нерезидента (филиал компании "CTSD LIMITED" в г. Корсакове), перечисленные согласно платежному поручению N 863 от 11.09.2008 за выполненные по вышеназванному договору работы.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается Заявителем представление Обществом справки о поступлении валюты Российской Федерации по вышеизложенной операции с нарушением установленного пунктом 2.7 Положения срока (14.11.2008 вместо не позднее 15.10.2008), что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что за тот же спорный период Общество уже было привлечено ТУ Росфиннадзора в Сахалинской области к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за непредставление справки о подтверждающих документов о спорной валютной операции в виде наложения административного штрафа в сумме 400000 руб., в связи с чем, учитывая одни и те же основания возникновения спорных правонарушений, не могло быть дважды привлечено к административной ответственности, коллегией не принимается в силу следующего:
Представление резидентом в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и справки о поступлении валюты Российской Федерации это две самостоятельные обязанности Общества как резидента при осуществлении валютных операций, несоблюдение которых образует два самостоятельных состава административного правонарушения по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
При этом Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банка подтверждающих документов и информации, связанных в проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" в пунктах 2.4 и 2.7 установлены различные сроки представления справки о подтверждающих документах и справки о поступлении валюты Российской Федерации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о малозначительности правонарушения коллегией не принимается.
Целью Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ является обеспечение реализации единой государственной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, в связи с чем, привлечение к административной ответственности по рассматриваемому составу правонарушения не связано с наступлением тех или иных последствий.
Административная ответственность в данном случае наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Обществом к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Совершенное Обществом правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.
Кроме того, применение статьи 2.9 КоАП является правом, а не обязанностью суда. Вывод о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП сделан коллегией с учетом пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и соответствует установленным обстоятельствам дела.
Нарушение порядка производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 30.03.2009 по делу N А59-735/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-735/2009
Истец: ОАО СМУ "Дальэлектромонтаж"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1644/2009