г. Владивосток |
Дело N А51-5227/2008 |
17 июля 2009 г. |
N 05АП-1656/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 14.07.2009. Полный текст постановления изготовлен 17.07.2009.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Л.Ю. Ротко
судей: Т.А. Аппаковой, С.В. Шевченко
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.И. Граждан
при участии в заседании:
от истца - представитель не явился (извещен);
от ответчика - Сырбу О.И. (паспорт 0501 N 449275, дов. N 128 от 08.06.2009), Коженовская Н.В. (паспорт 0501 N 570642, дов-ть N 179 от 14.11.2008), Цмыг О.Г. (уд. N 255, дов. N 172 от 17.10.2008).
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Восточный порт"
на решение Арбитражного суда Приморского края
от 03.03.2009 по делу N А51-5227/2008 судьи А.А. Хижинского
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к открытому акционерному обществу "Восточный порт"
о взыскании 115 148 руб. 03 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Приморского края к открытому акционерному обществу "Восточный порт" с иском о взыскании 115 148 руб. 03 коп., составляющих плату за пользование вагонами, предусмотренную статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Решением суда от 03.03.2008 исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя состоявшееся по делу решение суда открытое акционерное общество "Восточный порт" просит его как незаконное, по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Истец в письменном отзыве на апелляционную жалобу, возражая относительно доводов апелляционной жалобы, просил состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения как законный и обоснованный, указывал, что судом дана надлежащая оценка актам общей формы, подтверждающим факт простоя вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, которые оформлены истцом в соответствии с действующим законодательством; а также что ответчик был уведомлен о подаче вагонов под выгрузку, что подтверждается доказательствами по делу.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечил, что согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобе в его отсутствие.
Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, заслушав и обсудив доводы и возражения представителя ответчика, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор от 30.10.2001 N 392 об эксплуатации подъездного железнодорожного пути порта сроком действия с 12.10.2001 по 12.10.2006 и продлен на тех условиях до урегулирования разногласий, возникших при заключении нового договора (дополнительное соглашение N 1 от 13.12.2007).
Согласно пункту 9 договора учет времени нахождения вагонов в пользовании порта производится по памятке приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, уведомлению порта об окончании грузовых операций, актам общей формы, оформленным на задержку вагонов по причинам, зависящим от порта. На основании этих документом составляется ведомость подачи и уборки вагонов и производится расчет платежей.
В соответствии с пунктом 10.1 договора за время нахождения вагонов в порту под погрузкой-выгрузкой, перевалкой грузов (с момента подачи до приема станцией уведомления о готовности к уборке) и на путях станции, вследствие невозможности подачи вагонов по причинам, зависящим от порта, порт производит оплату за пользование вагонами в соответствии с Тарифным руководством N 2. Факты ожидания подачи или приема вагонов оформляются актом общей формы.
В период с 23.07.2007 по 19.08.2007 на путях станции Находка-Восточная находились вагоны в ожидании подачи под выгрузку по причинам, зависящим от порта (отказ в приеме вагонов под выгрузку).
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, по причинам, зависящим от грузополучателя, на каждый случай задержки составляется акт общей формы.
В результате простоя вагонов составлены акты общей формы: 631090, 631091, 631092, 631092, 631101, 631102, 631103, 631104, 631124, 631165, 631126, 631127, 631526, 631528, 631529, 631539, 631555, 631420, от подписания которых представитель порта отказалась. В качестве причины простоя в актах указан "отказ в приеме под выгрузку на подъездные пути, на объявленное время подачи_.".
На основании актов общей формы в соответствии с пунктом 9 договора истцом составлены ведомости подачи-уборки вагонов N N 902302, 902303, 902307, 902598.
За время ожидания приема вагонов перевозчиком начислена плата за пользование вагонами по указанным ведомостям подачи и уборки вагонов на общую сумму 130 542 руб. 34 коп., для оплаты которой выставлены счет N 146 от 31.08.2007. Начисленную истцом плату за простой вагонов ответчик оплатил на сумму 14694 руб. 31 коп.
Неисполнение обязательств по оплате за пользование вагонами в полном объеме, принадлежащими перевозчику, со стороны открытого акционерного общества "Восточный порт" явилось основанием для обращения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Из представленных в материалы дела ведомостей видно, что в ведомость N 902303 (т.1, л.д. 29), на основании которой составлены акты общей формы N N 631101, 631102, 631103, 631104 и начислены плата в размере 3398 руб. 40 коп. (с НДС), включены вагоны, не принадлежащие истцу.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" открытое акционерное общество "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими "Российские железные дороги", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Рыбники, заключенным между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и закрытым акционерным обществом "Порт Восточные ворота - Приморский завод" также не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования и не определен размер такой платы.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что плата за пользование вагонами, указанными в ведомости N 902303 и актах общей формы N N 631101, 631102, 631103, 631104 в размере 3398 руб. 40 коп. (с НДС) взысканию с ответчика не подлежит.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
Судом апелляционной инстанции установлено, что простой вагонов по вине грузополучателя, подтверждается представленными в материалы дела актами общей формы. В данных актах отражены причины несвоевременной подачи вагонов в порт, время простоя. Вместе с тем из актов следует, что представитель порта отказался от подписания некоторых актов, тем самым, в нарушение порядка, предусмотренного пунктом 3.2.4 Правил составления актов, и пункта 5 параграфа 100 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности, не изложил свои возражения относительно содержания указанных актов, а также причин их составления.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика о том, что о составлении актов общей формы ему не было известно, в связи с чем он не мог представить обоснованные возражения по этим актам. В указанных актах имеются сведения о том, что представитель порта присутствовал при составлении актов общей формы, указанные акты были направлены почтой в адрес ответчика. Разногласия по актам истцу не направлялись. Ответчик имел возможность направить истцу разногласия (при их наличии) почтовой связью (заказным письмом с уведомлением). При этом, наличие разногласий при составлении актов общей формы не является основанием для освобождения грузополучателя от взимания платы за пользование вагонами.
В соответствии со статьей 34 УЖТ РФ в случае, если перевозчик не уведомляет грузополучателя о прибытии грузов, то грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до момента получения уведомления об их прибытии. Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Поданное перевозчиком уведомление о подаче вагонов под выгрузку средствами грузополучателя может считаться уведомлением о прибытии грузов (пункт 3 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения N 29 от 18.06.2003).
Суд апелляционной инстанции считает, что акты общей формы N N 631539, 631104 составлены с нарушением требований пункта 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования, согласно которому в акты общей формы могут быть включены вагоны готовые к подаче. Готовность вагонов к подаче подтверждается уведомлением перевозчиком грузополучателя о предстоящей подаче за 2 часа.
Согласно натурному листу N 1634 (т.1,л.д.58) поезд прибыл на станцию Находка-Восточная 16.08.2007 в 17 час. 39 мин. Уведомление о прибытии передано 16.08.2007 в 17 час. 46 мин., уведомление о подаче вагонов под выгрузку передано в 17 час. 00 мин., то есть за 40 мин. до того как поезд прибыл на станцию. Соответственно, акт общей формы N 631539 на сумму 3511 руб. 33 коп. составленный на вагоны которые не готовы к подаче также не может являться надлежащим доказательством по делу.
Следовательно, плата за пользование вагонами, указанными в акте общей формы N 631539, на сумму 3511 руб. 33 коп. (с НДС) взысканию с ответчика не подлежит.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что плата за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, указанными в ведомости N 902303 и акте общей формы N 631539, в отношении которых перевозчиком не соблюден порядок уведомления грузополучателя о прибытии, на сумму 6909 руб. 73 коп. взысканию с ответчика не подлежит.
Что касается платы за пользование вагонами, указанными в актах N N 631090, 631091, 631092, 631092, 631124, 631165, 631126, 631127, 631526, 631528, 631529, 631555, 631420 в размере 108238 руб. 30 коп., то суд первой инстанции сославшись на статьи 309, 310, 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, 39, 119 "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации", "Правила составления актов при перевозке грузов на железнодорожном транспорте", утвержденные приказом МПС N 45 от 18.06.2003, пришел к правильному выводу о правомерности ее начисления истцом. Выводы суда первой инстанции основаны на оценке условий договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Рыбники, актов общей формы, ведомостей подачи-уборки вагонов, памяток приемосдатчика, натурных листов, книги уведомлений.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению на сумму 108238 руб. 30 коп., в связи с этим, на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменяет состоявшееся по дела решение суда.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на сторон пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, по апелляционной жалобе - на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.03.2009 по делу N А51-5227/2008 изменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Восточный порт" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскать 108 238 руб.(сто восемь тысяч двести тридцать восемь) 30 коп. платы за пользование вагонами и 3600 руб. (три тысячи шестьсот) руб. 26 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
Т.А. Аппакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5227/2008
Истец: ОАО "Российские железные дороги" филиал ДВЖД
Ответчик: ОАО "Восточный порт"
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1656/2009