г.Владивосток |
|
28 июля 2009 г. |
Дело N А51-12074/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27.07.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.07.2009.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Л.Ю. Ротко
судей: С.В. Шевченко, И.С. Чижикова
при ведении протокола судебного заседания судьей И.С. Чижиковым
при участии:
от истца - представитель не явился (ходатайство);
от ответчика - Хлопенюк А.В. (уд.N 953 от 10.01.2003, дов.N 95/08 от 29.102008);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога"
на решение Арбитражного суда Приморского края
от 05.06.2009 по делу N А51-12074/2008 судьи А.А. Хижинского
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога"
к обществу с ограниченной ответственностью "Восточная Стивидорная Компания"
о взыскании 140 647 руб. 26 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги филиала ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Восточная Стивидорная компания" 140 647 руб. 26 коп. платы за пользование вагонами.
Решением суда от 06.06.2009 исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворены в части 2278 руб. 82 коп. платы за пользование вагонами, принадлежащих открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". В части взыскания 138 368 руб. 44 коп. платы за пользование вагонами, не принадлежащих перевозчику, отказано.
Обжалуя в апелляционном порядке состоявшееся по делу решение суда, открытое акционерное общество "Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога"" просит его отменить, как незаконное. В обоснование своих доводов заявитель жалобы указал, что в отношениях, в том числе, касающиеся установления платы за пользование необщими вагонами, не урегулированных договором, сторонам следует, руководствоваться Тарифным руководством N 2.
Через канцелярию суда от истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы его отсутствие.
Ответчик в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании суда апелляционной инстанции в лице своего представителя, по апелляционной жалобе возразил, считает состоявшееся по делу решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Восточная Стивидорная компания" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Находка Восточная от 07.12.2004 N 705.
Согласно пункту 1 данного договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего стрелочным переводом N 22 к парку Порт Восточный станции Находка Восточная локомотивом перевозчика.
Установлено, что в период с 08.12.2007 по 22.12.2007 адрес общества с ограниченной ответственностью "Восточная Стивидорная компания" прибывали вагоны с грузом, которые находились на путях станции Находка-Восточная по причинам, зависящим от ответчика - отказ в приеме под выгрузку на объявленное время подачи.
В связи с этим истцом составлены акты общей формы N N 2/604606, 2604701, 2/604577, 2/604565, 2/604606, 2/604701, 2/604577, на основании которых составлены ведомости подачи и уборки вагонов N N 908823, 908843, 911483, 911485, 911495.
На основании статьи 39 Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации истец, Тарифного руководства N 2 истец начислил и предъявил ответчику плату за пользование вагонами в размере 143 659 руб. 45 коп., которую ответчик оплатил на сумму 3012руб. 19 коп.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции сославшись на 309, 310, 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, 39, 119 "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации", "Правила составления актов при перевозке грузов на железнодорожном транспорте", утвержденные приказом МПС N 45 от 18.06.2003, пришел к правильному выводу о правомерности начисления истцом 2278 руб. 82 коп. платы за пользование вагонами "Российских железных дорог".
Из расчета суммы исковых требований, подтвержденного материалами дела, следует, что 138 368 руб. 44 коп. составляет плата за пользование вагонами, не принадлежащих открытому акционерному обществу "Российские железные дороги".
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" открытое акционерное общество "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Из буквального толкования статьи 39 Устава следует, что данная норма не содержит оснований для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими "Российские железные дороги", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Находка-Восточная, заключенным между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и обществом с ограниченной ответственностью "Восточная Стивидорная Компания", не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования, и не определен размер такой платы.
При названных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал железной дороге в удовлетворении иска в части 138 368 руб. 44 коп., указав на невозможность применения в данном случае Тарифного руководства N 2, и правильно применил статью 39 Устава железнодорожного транспорта.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.11.2008 по делу N А51-8651/2008 36-245 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
С.В. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12074/2008
Истец: ОАО "Российские железные дороги" филиал ДВЖД
Ответчик: ООО "Восточная Стивидорная компания"
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3330/2009