г. Владивосток |
Дело |
31 июля 2009 г. |
N А59-1666/08-С15 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28.07.2009г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.07.2009г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой,
судей: Е.Л. Сидорович, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит
при участии:
лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение от 26 февраля 2009 г. судьи А.И. Белоусова
по делу N А59-1666/08-С15 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению военного прокурора Дальневосточного военного округа в интересах Министерства обороны Российской Федерации к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области, третье лицо: войсковая часть 41094 о признании незаконными действий по государственной регистрации войсковой части 41094
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Дальневосточного военного округа (далее - прокурор) в интересах Министерства обороны Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (далее - налоговый орган, инспекция) по государственной регистрации юридического лица - войсковой части 41094, зарегистрированного до 01.07.02 г., в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), а также об обязании инспекцию внести запись в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.02 г. о недействительности записи о государственной регистрации и включении в ЕГРЮЛ 23.10.02 г. войсковой части 41094 за основным государственным регистрационным номером 1026500529670.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена войсковая часть 41094.
Обосновывая заявленные требования, прокурор указал, что применительно к Вооруженным Силам РФ действующие учредительные документы не наделяют воинские части статусом юридического лица, а иные Положения о воинских частях, как юридических лицах, в установленном законом порядке не издавались и в качестве нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти не регистрировались.
Решением суда первой инстанции от 15.08.08 г., с учетом определения об исправлении опечатки от 30.09.08 г., в удовлетворении заявления отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что прокурором не соблюден установленный законом срока для обращения в суд с соответствующим заявлением со ссылкой на то, что Прокуратура Российской Федерации является единой централизованной системой, и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ) не ставит течение процессуального срока на подачу настоящего заявления в зависимость относительно того, когда о нарушении прав и интересов узнал соответствующий прокурор.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 01.11.08 г. решение суда от 15.08.08 г. отменил, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Сахалинской области.
Как указала кассационная инстанция, арбитражный суд, указывая на пропуск прокурором срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, не установил, когда заявителю стало известно о нарушении оспариваемыми действиями прав и законных интересов, в защиту которых он обратился в суд с настоящим заявлением, не определил момент, с которого в рассматриваемом случае подлежит исчислению данный срок.
При новом рассмотрении дела в суде первой инстанции прокурор, уточнив заявленные требования, просил суд признать незаконными действия инспекции по государственной регистрации юридического лица - войсковой части 41094, зарегистрированного до 01.07.02 г., в связи с внесением в ЕГРЮЛ, совершенные 23.10.02 г., в г. Южно-Сахалинске и выразившиеся во внесении в ЕГРЮЛ записи о включении в вышеуказанный реестр 23.10.02 г. войсковой части 41094 за основным государственным регистрационным номером 1026500529670. Просил восстановить срок подачи заявления, указав в качестве уважительных причин на установление факта нарушений прав и законных интересов Министерства обороны РФ в результате проведенных проверок, что потребовало значительного времени, а также на отдаленную дислокацию военного прокурора Дальневосточного военного округа, имеющего право на обращение в суд с настоящим заявлением.
Решением суда от 26.02.2009 суд первой инстанции восстановил военному прокурору Дальневосточного военного округа срок подачи заявления. Признал оспариваемые действия налогового органа незаконными, как несоответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Обязал МИФНС N 1 по Сахалинской области внести запись в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, о недействительности записи о государственной регистрации и включении в реестр 23.10.2002 войсковой части 41094, за основным государственным регистрационным номером 1026500529670.
Не согласившись с решением суда от 26.02.2009, Министерство обороны РФ обратилось с апелляционной жалобой. По мнению заявителя жалобы, при вынесении решения, суд не учел доводы заинтересованного лица, касающиеся пропуска военным прокурором срока подачи заявления в арбитражный суд, предусмотренный ч.4 ст. 198 АПК РФ и не дал им должной правовой оценки. Заявитель считает, что срок подачи заявления Военным прокурором в суд должен исчисляться с момента окончания проведения прокурорской проверки 318 военной прокуратурой гарнизона, то есть с декабря 2007 года.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в заседание суда не явились, в порядке ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, апелляционный суд считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено судом, войсковая часть 41094 сформирована 02.09.57г., что признается представителями Министерства обороны РФ и войсковой части 41094.
18.10.02 г. командиром войсковой части 41094 Цверлинг Владимиром Иахмановичем в инспекцию подано Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона от 08.08.01 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) по форме NР17001.
На основании данного заявления 23.10.02 г. инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись о войсковой части 41094 как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.02 г.
Прокурор, посчитав действия регистрирующего органа неправомерными обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом уточнения требований).
Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлены переходные положения в отношении юридических лиц, зарегистрированных до вступления в силу данного Федерального закона. В частности, согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона N 129-ФЗ уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного акта представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона.
Как следует из пояснений налогового органа, войсковая часть 41094 выполнила требования указанного Федерального закона, представив 18.10.2002 в Инспекцию сообщение по форме N Р17001 о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона N 129-ФЗ.
Из указанного сообщения следует, что войсковая часть, являющаяся государственным учреждением, зарегистрирована 02.02.1957. 23.10.2002 было принято решение о регистрации за N 1140.
Удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона N 61-ФЗ от 31.05.1996 "Об обороне" имущество находится у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и относится исключительно к федеральной собственности.
В силу указанного Федерального закона "Об обороне", Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 N 1357 в редакции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации относятся к компетенции Министерства обороны Российской Федерации.
Министр обороны подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений, входящих в состав Вооруженных сил Российской Федерации, определяет порядок утверждения уставов этих учреждений.
Указанными нормативными правовыми актами признание войсковых частей юридическими лицами не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что решение о создании юридического лица - войсковой части 41094 - уполномоченным на то органом, то есть Министром обороны Российской Федерации, не принималось, учредительные документы не утверждались и в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, не направлялись, что свидетельствует о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для государственной регистрации указанной войсковой части в качестве юридического лица
Таким образом, в нарушение пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" внесение налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о войсковой части N 41094 произведено в отсутствии документов, подтверждающих ее регистрацию до 01.07.2002 в качестве юридического лица и предусмотренных подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 названного закона.
Действиями регистрирующего органа нарушены права Министерства обороны РФ по определению правового статуса его структурных подразделений, что в силу норм пункта 1 статьи 1, статьи 12 пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи ведет к ограничению государственного контроля за соблюдением установленного законодательством порядка образования юридических лиц, к нарушению стабильности гражданского оборота, прав и охраняемых законом интересов его участников.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку у регистрирующего органа отсутствовали основания для внесения в ЕГРЮЛ записи о войсковой части 41094 как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, суд первой инстанции законно и обоснованно признал оспариваемые действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области незаконными, как несоответствующие Федеральному закону от 08.08.001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в случае признания действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица незаконным суд обязывает соответствующий орган, должностное лицо совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, о недействительности записи государственной регистрации и включении в реестр 23.10.2002 войсковой части 41094, за основным государственным регистрационным номером 1026500529670.
Министерство обороны Российской федерации считает неправомерным восстановление судом срока на подачу рассматриваемого заявления.
Судом дана оценка обоснованности ходатайства о восстановлении срока, и заявитель жалоб не приводит доводов, позволяющих переоценить выводы суда.
Статьей 198 АПК РФ не установлены предельные допустимые сроки для восстановления срока, установленного частью 4 этой статьи, указывая только на то, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Таким образом, для восстановления предусмотренного названной нормой срока достаточно признания причин его пропуска уважительными судом, который не ограничен в этом праве. В данном случае суд признал указанные Военным прокурором Дальневосточного военного округа причины пропуска срока подачи заявления по настоящему делу уважительными и правомерно в соответствии с требованиями части 4 статьи 198 АПК РФ удовлетворил ходатайство заявителя по делу.
Порядок восстановления процессуальных сроков предусмотрен статьей 117 АПК РФ, согласно пункту 4 которой восстановление пропущенного процессуального срока арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте. В этой же статье указано, что определение об отказе в восстановлении процессуального срока может быть обжаловано.
Поскольку иное не предусмотрено нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то выраженное в соответствующем судебном акте определение суда о восстановлении процессуального срока обжалованию не подлежит.
Следовательно, решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26 февраля 2009 г. по делу N А59-1666/08-С15 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в 2-х месячный срок.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1666/2008
Истец: Министерство обороны РФ, Военный прокурор Дальневосточного военного округа в интересах Министерства обороны РФ
Ответчик: МИФНС России N 1 по Сахалинской области
Третье лицо: Войсковая часть 41094
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1398/2009