Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 августа 2006 г. N КГ-А40/7445-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2006 г.
Открытое акционерное общество "Иркутский авиаремонтный завод N 403" (далее - ОАО "Иркутский авиаремонтный завод N 403") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству труда и социального развития Российской Федерации (далее - 1-й ответчик) о взыскании 4.072.833 руб.
Согласно статье 46 АПК РФ к участию в деле привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - 2-й ответчик).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.
Исковые требования заявлены на основании статей 8, 15, 16, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 28, 34, 35, 158, 160, 228, 233, 234, 257 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которым, возмещение расходов, связанных с предоставлением льготных услуг за период с 2003-2004 г.г. по перевозке пассажиров воздушным транспортом, производится за счет средств федерального бюджета. Истец просит взыскать некомпенсированную сумму, предъявленную к оплате по актам сверки со ссылкой на статью 1071 ГК РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 3 апреля 2006 г. удовлетворен иск ОАО "Иркутский авиаремонтный завод N 403" к Министерству финансов Российской Федерации. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны РФ в пользу ОАО "Иркутский авиаремонтный завод N 403" взыскано 4.072.833 руб. убытков. В иске к Министерству труда и социального развития Российской Федерации отказано.
При этом суд исходил из того, что заявленные требования обоснованны и подтверждены материалами дела.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
Не согласившись с принятым решением 2-й ответчик обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Московского округа на указанный судебный акт, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, в которой ставится вопрос о его отмене и принятии нового судебного акта об отказе в иске.
Свою жалобу заявитель мотивирует тем, что акты сверки, представленные истцом в подтверждение своих расходов, связанных с льготной перевозкой отдельных категорий граждан, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ФЗ "О ветеранах" противоречат статьям 786, 790 ГК РФ, статье 105 Воздушного кодекса РФ, не отражают сумму фактических расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по перевозке и, в силу статей 65-70 АПК РФ не являются надлежащими доказательствами, понесенных истцом расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по перевозке.
В судебном заседании представитель 21-ого ответчика поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Истец и третье лицо, надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания своего представителя в суд не направили, отзывы не представили.
Изучив материалы дела, выслушав представителя 2-ого ответчика, оценив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с Федеральными законами от 25 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено право граждан на бесплатный проезд или 50-процентную скидку от стоимости проезда на междугородных линиях воздушного транспорта.
Суд установил, что ОАО "Иркутский авиаремонтный завод N 403" осуществляло перевозку льготных категорий граждан с 2003 по 2004 г.г., в связи с чем ею были недополучены доходы в сумме 4.072.833 руб.
Истцом были заключены договоры с органами социальной защиты субъекта Российской Федерации и на основании актов сверки с предоставлением проездных документов им была получена частичная компенсация в пределах выделенных из федерального бюджета денежных средств.
Учитывая, что причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных Федеральными законами и интересы казны РФ представляет Министерство финансов Российской Федерации, истец правомерно заявил о взыскании убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации на основании статей 1069, 1071 ГК РФ. Судом установлено, что убытки возникли у истца в связи с тем, что средств на соответствующие цели при формировании федерального бюджета на соответствующий финансовый год не было предусмотрено в достаточном количестве. Таким образом, как правомерно отметил суд первой инстанции, возложение ответственности за недофинансирование средств на расходы по реализации льгот возлагается на Министерство финансов Российской Федерации как финансовый орган.
Главному управлению социальной защиты населения Иркутской области денежные средства на возмещение расходов по окончанию спорного бюджетного года не выделялись, таким образом управление социальной защиты при отсутствии средств, выделенных на финансирование выпадающих доходов не может нести имущественную ответственность по денежному обязательству.
Исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции, поскольку взыскиваемые убытки возникли в связи с некомпенсированными расходами в размере провозной платы льготной категории пассажиров за спорный период. Министерство финансов Российской Федерации, являясь главным распорядителем средств федерального бюджета и выступая от имени казны Российской Федерации как соответствующий финансовый орган при подготовке федерального бюджета на 2003-2004 г.г. должно было учесть предложение 1-ого ответчика о заявленной потребности на финансирование выплат по объектам федерации на основании представленных Министерством труда и социального развития Российской Федерации заявок органов социальной защиты населения.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что акты сверки, представленные истцом в подтверждение своих расходов не являются в силу статей 65-70 АПК РФ надлежащими доказательствами, понесенных истцом расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по перевозке, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку данному вопросу дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции находит обжалованное решение законным и обоснованным.
Обстоятельства дела установлены на основе полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, представленных сторонами.
Нормы материального права к установленным обстоятельствам применены правильно.
Оснований для отмены или изменения решения, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 3 апреля 2006 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-72610/05-37-593 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 августа 2006 г. N КГ-А40/7445-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании