г. Владивосток |
Дело |
07 августа 2009 г. |
N А51-6383/2008 33-148 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2009 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: Г.А. Симоновой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожбит Я.А.
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций связи и охраны культурного наследия по Приморскому краю: представитель Войтикова Ю.В. по доверенности N 005-Д от 08.07.2009 сроком действия до 31.12.2009,
от КГУ "Общественное телевидение Приморья": не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций связи и охраны культурного наследия по Приморскому краю
на решение от 21 апреля 2009 года
судьи Н.Н. Анисимовой
по делу N А51-6383/2008 33-148 Арбитражного суда Приморского края,
по заявлению КГУ "Общественное телевидение Приморья"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций связи и охраны культурного наследия по Приморскому краю
о признании незаконным и отмене постановления от 03.06.2008 N 139,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное учреждение "Общественное телевидение Приморья" (далее - Заявитель, Государственное учреждение, КГУ "Общественное телевидение Приморья") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций связи и охраны культурного наследия по Приморскому краю (далее - Управление, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 03.06.2008 N 139
Решением от 28 июля 200 года Арбитражный суд Приморского края удовлетворил заявленные требования в полном объеме, постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2008 года была подтверждена законность данного решения.
Постановлением от 02 февраля 2009 года по делу N Ф03-6110/2008 Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа отменил вышеуказанные судебные акты, направив дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
По результатам повторного рассмотрения настоящего дела Арбитражный суд Приморского края 21 апреля 2009 года вынес решение, которым признал незаконным и отменил оспариваемое постановление на том основании, что в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения Заявителя о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.
Не согласившись с вынесенным решением, Государственное управление обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Административный орган указал, что не согласен с выводом суда о том, что уведомление уполномоченного представителя КГУ "Общественное телевидение Приморья" Богатырева Д.В. при составлении протоколов о времени и месте их рассмотрения не является доказательством надлежащего извещения Государственного учреждения.
Управление также указало на ошибочность вывода суда об отсутствии у Богатырева Д.В. полномочий на представление интересов при рассмотрении административных дел.
Руководствуясь указанными выше доводами, Административный орган просит отменить решение суда первой инстанции по настоящему делу и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От Заявителя в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что с доводами жалобы Государственное учреждение не согласно, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Заявитель также заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы Административного органа в отсутствие своего представителя. Данное ходатайство было рассмотрено коллегией и удовлетворено.
Принимая во внимание неявку сторон, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
В соответствии с Порядком осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 110 от 02 марта 2005 года Управлением Россвязькомнадзора по Приморскому краю 20 мая 2008 года в п.Хрустальный Кавалеровского района Приморского края в отношении КГУ "Общественное телевидение Приморья" было проведено плановое мероприятие по контролю соблюдения требований в области связи и лицензионных условий осуществления деятельности по лицензиям Россвязьнадзора на предоставление услуг связи для целей эфирного вещания.
В ходе проверки было установлено, что Учреждение эксплуатирует радиоэлектронное средство ("РЭС") - телевизионный передатчик типа "Сигма-10", зав. N 2041716, для трансляции программы "ОТВ-Прим" на частоте 29 ТВК.
Факт эксплуатации РЭС установлен результатами измерений параметров излучений, произведенных с помощью тестового приёмника ESPI-3 (N 101130) и зафиксирован в протоколе измерения параметров излучения радиоэлектронных средств от 20 мая 2008 года N ОТО/03-42050-25-156.
Данное РЭС Государственное учреждение эксплуатировало без регистрации в Управлении Россвязькомнадзора по Приморскому краю и без специального разрешения на использование радиочастотного спектра, тем самым нарушив п. 5 ст. 22, п.1 ст.24 Федерального закона N 126-ФЗ от 07 июля 2003 года "О связи", п. 4 "Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств", утвержденных Постановлением Правительства от 12 октября 2004 года N 539.
По фактам совершения административных правонарушений Управление составило 2 протокола - N 237 от 27 мая 2008 года и N 236 от 27 мая 2008 года.
После рассмотрения материалов административного дела Административный орган 03 июня 2008 года вынес постановление N 139, которым Учреждение было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 ст. 13.4 КоАП РФ, и привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 10.000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, КГУ "Общественное телевидение Приморья" обратилось с заявлением о признании данного постановления незаконным в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия Заявителя образуют состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ, поскольку использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения прямо запрещено п. 5 ст. 22 и п. 1 ст. 24 Федерального закона N 126-ФЗ от 07 июля 2003 года "О связи". Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Коллегия также признает обоснованным и вывод суда о том, что Административным органом была нарушена процедура привлечения Государственного учреждения к административной ответственности.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 указанной статьи законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Как следует из материалов дела, Административный орган уведомлением от 26.05.2008, адресованным исполняющей обязанности генерального директора учреждения Ореховой С.Н., известил Заявителя о времени и месте составления протоколов на 27 мая 2008 в 16-30 часов, что подтверждает входящий штамп приёмной от 27.05.2008 N 02/189-08.
В назначенное время 27.05.2008 в Управление явился представитель Государственного учреждения Богатырёв Д.В. с доверенностью от 24.03.2008 N 5, согласно которой указанное лицо было наделено правом представлять интересы Заявителя в Приморском управлении Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия (Россвязьохранкультура) по делам об административных правонарушениях в сфере связи, в том числе с правом подписания протокола об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ст. 25.5 КоАП РФ полномочия лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Пунктом 5 ст. 185 Гражданского кодекса РФ установлено, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Как следует из материалов дела, доверенность, выданная Заявителем Богатыреву Д.В., соответствует требованиям, предъявляемым п. 5 ст.185 Гражданского кодекса РФ. Указание в доверенности полномочий на участие в конкретном административном деле не является обязательным в силу положений п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, о месте и времени составления протоколов по делу об административном правонарушении Заявитель был извещен надлежащим образом.
Тот факт, что Государственное учреждение получило уведомление в день составления протоколов, не свидетельствует о нарушении прав лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку действующим законодательством не предусмотрен предельный срок, до истечения которого административный орган должен известить правонарушителя о месте и времени составления протокола.
Коллегия также признает обоснованным и вывод суда о том, что в нарушение части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении было рассмотрено Административным органом без надлежащего уведомления Заявителя, поскольку доказательства надлежащего извещения Государственного учреждения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении путём направления соответствующего уведомления по юридическому адресу или в адрес законного представителя учреждения в материалах дела отсутствуют, а получение представителем Заявителя Богатыревым Д.В. протоколов об административном правонарушении с указанием даты рассмотрения материалов дела административного производства, не может свидетельствовать о надлежащем извещении Заявителя, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Доводы апелляционной жалобы о надлежащем извещении Государственного учреждения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении коллегия отклоняет, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, выдавая Богатыреву Д.В. доверенность на представление интересов Заявителя в делах об административных правонарушениях, Заявитель ограничил его полномочия конкретным перечислением прав, в которых право на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении (то есть при вынесении постановления по настоящему делу) отсутствует. Кроме того, извещение представителя Заявителя, имеющего доверенность на представление интересов в деле об административном правонарушении, не освобождает Административный орган от обязанности, по извещению юридического лица о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Остальные доводы апелляционной жалобы отклоняются в силу вышеизложенного.
Допущенное Административным органом нарушение процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности является существенным, поскольку не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Поскольку указанные процессуальные нарушения являются неустранимыми и свидетельствуют о нарушении Управлением положений статей 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, то в соответствии с разъяснениями, данными Пленумом ВАС РФ в п. 17 Постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" могут являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия соглашается с выводом суда о том, что постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и культурного наследия по Приморскому краю от 03.06.2008 N 139 о привлечении КГУ "Общественное телевидение Приморья" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ, в размере 10.000 руб. является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21 апреля 2009 года по делу N А51-6383/2008 33-148 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
Т.А. Солохина |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6383/2008
Истец: КГУ "Общественное телевидение Приморья"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций связи и охраны культурного наследия по ПК