г. Владивосток |
Дело |
07 августа 2009 г. |
N А51-3445/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2009 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Оноприенко О.А.
при участии:
от ООО "Кортес-2": Гайдук Л.А. по доверенности со специальными полномочиями, паспорт 05 03 845031. выдан 26.12.2003 Первомайским РУВД г. Владивостока.
от Межрегионального управления по ДВФО Федеральной службы по финансовому мониторингу - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Кортес-2"
на решение от 20 апреля 2009 года
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-3445/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Кортес-2"
к Межрегиональному управлению по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кортес-2" (далее по тексту - Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее по тексту - Административный орган) от 20.02.2009 по делу об административном правонарушении N 08-08/78/1815/4п.
Решением от 23 апреля 2009 года в удовлетворении заявленных требований Обществу было отказано. Полагая, что указанный отказ незаконен, Общество подало апелляционную жалобу в которой указало следующее.
По мнению Общества, анализ положений п.п. 4 п. 1 ст. 7 ФЗ-115 и п.2.4 Правил внутреннего контроля Общества приводит к выводу: для соблюдения требования о сроке документальной фиксации и представления сведений о сделке, Обществу необходимо получить эти сведения в период между днем совершения сделки и первым рабочим днем со дня ее совершения
Общество не нарушало законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Оно, в соответствии с п. 2 ст. 7 ФЗ-115, разработало правила внутреннего контроля, в соответствии с п.п. 1,2,3,5 п.1, ст. 7 ФЗ-115 и Правилами внутреннего контроля фиксировало необходимую информацию и при получении от уполномоченного органа соответствующего запроса, в соответствии с п. 5 ст. 7 ФЗ-115, представило эту информацию в уполномоченный орган.
Информация не была представлена Росфинмониторингу до получения от него запроса только потому, что закон этого не требовал. Обязанность представлять в уполномоченный орган сведения о сделках с недвижимым имуществом на основании п.п.4 п. 1 ст. 7 ФЗ-115 возникает у Общества только тогда, когда такая сделка совершена, а не подготавливается к совершению, и, разумеется, только тогда, когда Общество своевременно узнает о совершении сделки.
Административный орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что он с доводами апелляционной жалобы не согласен, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Административный орган надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание своего представителя не направил. На основании ст. 156 АПК РФ коллегия рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Межрегионального управления по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Из материалов дела коллегия установила.
В декабре 2008 года Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу была произведена проверка исполнения Обществом требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в ходе которой было установлено, что Общество не зафиксировало и не представило в Федеральную службу сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а именно о расчетах на основании договоров купли-продажи недвижимого имущества: от 24.07.2007, заключенного между Лариной Т.П. и Костюченко Е.Ф.; от 24.07.2007, заключенного между Костюченко Е.Ф., Костюченко К.Е., Костюченко А.В. и Кузнецовым Б.А., Кузнецовой Г.А.; от 21.02.2008, заключенного между Лариным В.С., и Саловым Н.В.; от 10.04.2008, заключенного между Прокопец В.А. и Давыдовой О.В.; от 17.04.2008, заключенного между Тимошковым А.С., Тимошковой С.М. и Уколовым С.И.; от 29.04.2008, заключенного между Синявской Л.В. и Сень А.В., Рудковским Д.О; от 29.07.2008, заключенного между Корчагиной Л.Н. и Синявской Л.В., Синявской О.Б.; от 16.06.2008, заключенного между Шипиловым И.А. и Грибковым Д.В.; от 20.06.2008, заключенного между Шумковой Н.Д. и Бурыкиной В.Н.; от 19.09.2008, заключенного между Мартыновым А.А., Мартыновой Н.Г. и Хабрияловым А.Ф.; от 20.10.2008, заключенного между Колбовым В.А., Колбовой И.Ю. и Максимовой Н.Ю. Данные факты отражены в акте проверки от 24.12.2008 N 112.
Посчитав, что в действиях ООО "Кортес-2" имеются признаки административного правонарушения, Межрегиональное управление в тот же день возбудило в отношении него дело об административном правонарушении и начало административное расследование.
09.02.2009 ответчик составил в отношении ООО "Кортес-2" протокол об административном правонарушении, квалифицировав действия Общества по статье 15.27 КоАП РФ.
20.02.2009 дело об административном правонарушении N 08-08/78/1815/4П рассмотрено Межрегиональным управлением, Общество признано виновным в совершении данного правонарушения, за исключением сделок по трем договорам купли-продажи недвижимого имущества, по которым истек срок давности привлечения к административной ответственности. На заявителя наложен административный штраф в размере 60000 руб.
Общество обжаловало вынесенное постановление в Арбитражный суд Приморского края, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, коллегия апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
ООО "Кортес-2" в соответствии с Уставом, утвержденным Решением учредителя от 19.10.2001 N 1 и зарегистрированным в отделе регистрации предприятий администрации г. Владивостока Приморского края 24.10.2001 N 2422 (внесены изменения в Устав Общества 19.10.2003, 18.07.2008) осуществляет деятельность по оказанию посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, финансированию терроризма" (далее по тексту - Федеральный закон N 115-ФЗ) федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В целях применения Федерального закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, статьей 5 этого закона отнесены организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, финансированию терроризма" предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом:
вид операции и основания ее совершения;
дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;
сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;
наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения
юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;
сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;
сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Статьёй 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, финансированию терроризма") внутренний контроль определен как деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма
ООО "Кортес-2" разработаны, утверждены 04.08.2008 и согласованы с МРУ Росфинмониторинга по ДФО правила внутреннего контроля, и п. 2.4. которых предусмотрен внутренний порядок предоставления указанной в Федеральном законе N 115-ФЗ информации.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.
Исследованные договоры, оформленные ООО "Кортес-2" и акты приёма-передачи свидетельствуют о том, что Общество приняло на себя обязательства по совершению действий, направленных на поиск и приобретение в собственность заказчика объекта недвижимого имущества (квартиры), в частности, сбор пакета документов, организации осмотра объекта. Кроме того, в стоимость услуг Общества включено сопровождение сделки (договоры возмездного оказания услуг от 03.04.2008, от 11.04.2008, от 17.04.2008, от 11.06.2008, от 27.03.2008, от 16.09.2008, от 13.10.2008, от 06.07.2007, от 23.05.2007, от 18.02.2008), а по договорам от 18.02.2008, 11.07.2008, 27.03.2008, 13.10.2008 - также регистрация сделки.
Поскольку действия общества по вышеуказанным договорам направлены на возникновение у покупателя гражданских прав и обязанностей в отношении объекта недвижимого имущества стоимостью более 3 000 000 руб., результатом указанных посреднических услуг явилось заключение договоров купли-продажи, повлекшее получение обществом вознаграждения, то у общества возникла предусмотренная Законом обязанность представления в Росфинмониторинг информации о данных сделках.
В соответствии со статьями 130, 551 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. Кроме этого, подлежит государственной регистрации и договор купли-продажи жилого дома, квартиры (пункт 2 статьи 558 ГК РФ)
Учитывая, что в договорах купли-продажи, проекты которых оформлены ООО "Кортес-2", оговорена цена каждой сделки и предусмотрено осуществление расчетов между сторонами полностью в день получения зарегистрированных документов в учреждении юстиции либо после заключения договора, но до получения зарегистрированных документов (договоры купли-продажи от 29.04.2008, от 19.09.2008, 21.02.2008), Общество располагало копиями актов приема-передачи имущества, свидетельствующими о фактическом исполнении сделок, агент по недвижимости ООО "Кортес-2" Филатов О.Э. выступил свидетелем передачи денежных средств в сумме 5.600.000 руб. в качестве полного расчета за проданную квартиру по ул. Светланская, 56-46 по договору между Шипиловым Р.В. и Грибковым Д.В., о чем имеется расписка от 15.07.2008.
коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Кортес-2" должно было и могло зафиксировать совершение операций с денежными средствами при осуществлении посреднической деятельности с недвижимостью и представить соответствующие сведения в уполномоченный орган, однако не принимало таких мер, что свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, в том числе вины Общества, определяемой в соответствии с правилами части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Утверждая в апелляционной жалобе, что Общество не располагало сведениями о завершении оформления сделки, заявитель ни в суде первой инстанции, ни при рассмотрении апелляционной жалобы не при вел в подтверждение этого ни одного доказательства. На указанном основании коллегия отклоняет заявленный довод.
На основании изложенного является доказанным факт совершения Обществом вменяемого ему правонарушения, и привлечение общества к административной ответственности в виде штрафа в пределах сумм, предусмотренных санкцией статьи 15.27 КоАП РФ, с учетом того, что Обществом в течение периода времени, подвергнутого контролю, было совершено несколько однородных правонарушений.
Учитывая, что при производстве по делу об административном правонарушении N 08-08/78/1815/4П нарушения процессуальных норм суд первой инстанции и коллегия апелляционной инстанции не установили, отсутствуют существенные нарушения, влекущих незаконность оспариваемого постановления, коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20 апреля 2009 года по делу N А51-3445/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Т.А. Солохина |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3445/2009
Истец: ООО "Кортес-2"
Ответчик: Межрегиональное управление по ДВФО Федеральной службы по финансовому мониторингу