г. Владивосток |
Дело |
07 августа 2009 г. |
N А51-11340/2008 47-48 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2009 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от Приморского линейного УВД на транспорте: инспектор Горбунова Л.Ю. по доверенности от 01.06.2009 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009, удостоверение ВДТ-4 N 008768, действительно до 30.01.2013.
в судебное заседание не явились:
ОАО "Международный аэропорт Владивосток" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Приморского линейного управления внутренних дел на транспорте на решение от 12.03.2009 судьи О.В. Васенко по делу N А51-11340/2008 47-48 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Открытого акционерного общества "Международный аэропорт Владивосток" к Приморскому линейному управлению внутренних дел на транспорте о признании незаконным решения об отказе в выдаче лицензии и об обязании ее выдать
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" (далее по тексту - ОАО "Международный аэропорт Владивосток" общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Приморскому линейному управлению внутренних дел на транспорте (далее по тексту - Управление) о признании незаконным решения управления об отказе в выдаче обществу лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, оформленное письмом от 21.07.2008 N 2/3914, а также об обязании управления выдать данную лицензию.
Решением суда от 12.03.2008 заявленные требования общества удовлетворены. Решение управлении об отказе в выдаче обществу лицензии на приобретение оружия и патронов к нему признано недействительным, как несоответствующее Федеральному закону от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии".
Не согласившись с решением суда, Управление подало апелляционную жалобу, просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы Управление указало, что службы авиационной безопасности аэродромов (аэропортов) и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) не входят в перечень субъектов, имеющих право на приобретение оружия; во-вторых, заявитель не является юридическим лицом, на которое законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия (юридическим лицом с особыми уставными задачами). Заявитель жалобы считает, что лицензия серии АБ N 0908077 от 289.10.2008 не может являться доказательством по настоящему делу, поскольку была получена обществом после получения отказа Управления в выдаче лицензии на приобретение оружия и патронов к нему и не предоставлялась в Управление.
В судебном заседании представитель Управления доводы жалобы поддержал в полном объеме.
ОАО "Международный аэропорт Владивосток", извещенное надлежаще о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечило. От общества в материалы дела поступил письменный отзыв, в котором указано, что с доводами жалобы общество не согласно, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - удовлетворения.
На основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие общества по имеющимся в деле документам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 15.02.2008 МИФНС России N 10 по Приморскому краю произведена государственная регистрация ОАО "Международный аэропорт Владивосток", созданного путем реорганизации в форме выделения из ОАО "Владивосток Авиа", о чем выдано свидетельство серии 25 N 002965075.
Согласно подпункту 14 пункта 3.4 Устава общества, утвержденного решением общего собрания акционеров ОАО "Владивосток Авиа" от 10.12.2007, одним из основных видов деятельности ОАО "Международный аэропорт Владивосток" является обеспечение авиационной безопасности, участие в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушного судна и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте.
ОАО "Международный аэропорт Владивосток" имеет в своем составе в качестве структурного подразделения службу авиационной безопасности, действующую на основании Положения, утвержденного генеральным директором общества 04.04.2008, согласованного начальником отдела АБ, режима, надзора за ПАСОП Дальневосточного УГАН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 22.04.2008 (далее по тексту - Положение).
Пунктом 1.1 Положения служба авиационной безопасности предназначена для осуществления комплекса мероприятий по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту "Владивосток" и в своей повседневной деятельности руководствуется требованиями законодательных актов Российской Федерации, приказов и распоряжений Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, а также локальными нормативными документами общества.
23.05.2008 Федеральным агентством воздушного транспорта ОАО "Международный аэропорт Владивосток" выдан сертификат соответствия N ФАВТ А.01219 сроком действия до 19.06.2010, согласно которому общество соответствует требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к сфере деятельности, в том числе по обеспечению авиационной безопасности.
29.10.2008 Федеральной службой по надзору в сфере транспорта обществу выдана лицензия серии АБ N 0908077 на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности на срок до 29.10.2013 с указанием места осуществления данной деятельности - Приморский край, г. Артем, аэропорт.
Согласно приложению к лицензии серии АБ N 0908077 от 29.10.2008 в перечень работ, выполняемых обществом в составе лицензируемого вида деятельности по обеспечению авиационной безопасности, входят охрана воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключение возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющих веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции"; реализация мер
противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.
23.06.2008 общество обратилось в Управление с заявлением о выдаче лицензии на приобретение оружия (патронов). В заявлении указывалось на тип и количество планируемого к приобретению оружия: пистолет ИЖ-71 в количестве 15 штук, а также количество патронов к нему (500 штук).
Рассмотрев данное заявление, Управление направило обществу письмо от 21.07.2008 N 2/3914, которым отказало в выдаче лицензии на приобретение служебного оружия и патронов к нему, сославшись на то, что в силу ст. 10 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" службы авиационной безопасности аэродромов (аэропортов) и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) не входят в перечень субъектов, имеющих право на приобретение оружия.
Не согласившись с отказом Управления в выдаче лицензии, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Вопросы, связанные с оформлением, выдачей, продлением срока действия и аннулированием лицензии на приобретение, в том числе служебного оружия и патронов, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814".
В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее по тексту - Закон N 150-ФЗ) приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона N 150-ФЗ заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные и регистрационные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечить условия безопасности производства, учет и сохранность оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные Законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ основания.
Порядок обжалования отказа в выдаче лицензии на приобретение оружия и патронов к нему установлен пунктом 5 статьи Закона N 150-ФЗ, согласно которому такой отказ и нарушение сроков рассмотрения заявления может быть обжалован в судебном порядке.
Согласно пункту 19 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814, право на приобретение оружия на территории Российской Федерации по лицензиям, выдаваемым органами внутренних дел, имеют субъекты, указанные в статьях 10 и 15 Федерального закона "Об оружии", за исключением государственных военизированных организаций.
Статьей 10 Закона N 150-ФЗ определен круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия на территории Российской Федерации, к которым относятся, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами.
В силу статьи 12 Закона N 150-ФЗ юридические лица с особыми уставными задачами имеют право приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц - поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел. Виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия для использования работниками юридических лиц с особыми уставными задачами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона N 150-ФЗ к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие (пункт 3 статьи 4 Закона N 150-ФЗ).
Исчерпывающий Перечень служебного оружия и боеприпасов к нему, вносимых в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 1207-р. Согласно названному Кадастру (раздел 1), к служебному оружию отнесены: пистолет ИЖ-71 кал. 9 x 17, револьвер Р-92С кал. 9 x 18, револьвер "ДОГ-1" кал. 12,5 x 35, револьвер РСЛ-1 кал. 9 x 17 "Курц".
Пунктом 2 статьи 4 Закона N 150-ФЗ установлено, что предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.
Авиационная безопасность согласно статье 83 ВК РФ это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в область авиации.
Статьей 83 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ВК РФ) установлено, что авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
Данные положения закреплены также в пункте 4 Федеральных авиационных
правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 N 142 (далее по тексту - Правила).
Авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих веществ и других опасных предметов и веществ; предполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции" (ст. 84 ВК РФ).
Согласно пункту 5 Правил службы авиационной безопасности аэропорта, службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.
Пунктом 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 897, предусмотрено, что авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
В силу пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по обеспечению авиационной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 784, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по обеспечению авиационной безопасности являются соблюдение лицензиатом требований авиационной безопасности и порядка их выполнения, устанавливаемых в соответствии со ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Исходя из анализа вышеуказанных норм права, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что юридические лица, деятельность которых связана с
обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, входят в категорию юридических лиц с особыми уставными задачами применительно к пункту 2 статьи 4 и статьи 10 Закона 150-ФЗ
Следовательно, ОАО "Международный аэропорт Владивосток" является субъектом, имеющим право на приобретение служебного оружия, поскольку, одним из основных видов деятельности общества является обеспечение авиационной безопасности, участие в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушного судна и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте. Общество имеет лицензию серии АБ N 0908077 от 29.10.2008 на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности.
Коллегия считает обоснованным довод заявителя жалобы о том, что служба авиационной безопасности не может быть субъектом спорных правоотношений, поскольку является структурным подразделением ОАО Международный аэропорт Владивосток". Однако, с заявлением о выдаче лицензии на приобретение оружия (патронов) в управление обратилось именно общество как юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению авиационной безопасности, поэтому решение Управления об отказе в выдаче обществу лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, оформленное письмом от 21.07.2008 N 2/3914, является незаконным, а требование общества - подлежащим удовлетворению.
То обстоятельство, что лицензия серии АБ N 0908077 от 29.10.2008 была получена обществом после получения отказа Управления в выдаче лицензии на приобретение оружия и патронов к нему и не предоставлялось в Управление не может являться основанием для признания данной лицензии надлежащим доказательством, подтверждающим право общества на приобретение служебного оружия на территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, коллегия считает решение суда законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 12.03.2009 по делу N А51-11340/2008 47-48 оставить без изменения, апелляционную жалобу без - удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд ДВО в 2-х месячный срок через арбитражный суд, вынесший судебный акт.
Председательствующий: |
З.Д. Бац |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11340/2008
Истец: ОАО "Международный аэропорт Владивосток"
Ответчик: Приморское линейное УВД на транспорте
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1813/2009