г. Владивосток |
Дело |
14 августа 2009 г. |
N А51-489/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 августа 2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2009
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симонова
судей: З.Д. Бац, Н.В. Алферовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Оноприенко О.А.
при участии:
от ООО "Владивостокский рыбокомбинат-ДВ":
Арефьев А.С. по доверенности от 03.08.2009 со специальными полномочиям сроком до 31.12.2009, паспорт 05 04 077212, выдан 05 05 2005; Медкова Е.И. по доверенности от 03.08.2009 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009, паспорт 05 01 702647, выдан 26.02.2002;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по ПК:
Жученко А.В. по доверенности N 38 от 07.04.2009 со специальными полномочиям сроком до 31.12.2009, удостоверение 25 Nм 0143, действительно до 07.04.2012.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Владивостокский рыбокомбинат-ДВ"
на решение от 17 апреля 2009, судьи Т.А. Аппаковой
по делу N А51-489/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Владивостокский рыбокомбинат-ДВ"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по ПК
о признании незаконным предписания в части
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственность "Владивостокский рыбокомбинат - ДВ" (Далее - Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными абзаца 2 пункта 1, абзаца 2 пункта 2, пунктов 5, 6 предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю (Далее - Управление, Ответчик) N 14- 30/18 от 21.10.2008.
Решением суда от 17 апреля 2009 г. в удовлетворении требований Обществу отказано, так как оспариваемое предписание является законным и обоснованным.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 17 апреля 2009 г., Общество просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование заявленной жалобы указало, что Ответчик не представил убедительных доказательств, подтверждающих, что именно Заявитель является владельцем продукции. Неосновательной является ссылка суда на статью 894 ГК РФ, предписывающая хранителю уничтожить вещи с опасными свойствами, так как договор хранения он не заключал, хранителем продукции не являлся, поэтому такой обязанности у него не возникло.
Общество в заседании суда поддержало доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней.
Управление в судебном заседании и письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю в период с 05.09.2008 по 11.09.2008 была проведена внеплановая проверка ООО "Владивостокский рыбокомбинат - ДВ", в ходе которой установлено, что в холодильных камерах, расположенных на территории общества, часть рыбопродукции хранится без поддонов, часть продукции хранится с истекшим сроком годности, часть продукции хранится без маркировки, на части продукции отсутствуют стеллажные ярлыки.
Результаты проверки отражены в акте от 11.09.2008. Для предотвращения возможного вреда при использовании вышеуказанной продукции ООО "Владивостокский рыбокомбинат - ДВ" выдано предписание N 14-30/18 от 21.10.2008, обязывающее заявителя осуществить следующие действия: 1) рыбопродукцию в коричневых крафт-мешках, без маркировки, надписать маркером "крылья ската", 106 мест, общим весом 2332 кг; печень минтая, 2006 года изготовления, с истекшим сроком хранения, общим весом 96000 кг - изъять из оборота; 2) незамедлительно поместить и обеспечить сохранность на период необходимый для проведения экспертизы, принятия и исполнения решения о дальнейшем использовании продукции: рыбопродукцию в коричневых крафт-мешках, без маркировки, надписать маркером "крылья ската", 106 мест, общим весом 2332 кг; печень минтая, 2006 года изготовления с истекшим сроком хранения, общим весом 96000 кг, ее хранение в отдельном помещении на складе, холодильнике (изолированной камере) с соблюдением условий, исключающей к ней доступ; 3) обеспечить строгий учет продукции; 4) обеспечить доступ уполномоченных должностных лиц государственной ветеринарной службы РФ для отбора проб и образцов вышеперечисленной продукции для экспертизы качества и безопасности продукции; произвести указанную экспертизу; 5) распорядиться продукцией в соответствии с постановлением о запрещении использования продукции по назначению, о ее утилизации или уничтожении на основании заключения по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы; 6) предоставить в Управление Россельхознадзора по Приморскому краю документы, подтверждающие использование продукции по назначению, ее утилизации или уничтожения в соответствии с постановлением.
Не согласившись с вынесенным предписанием в части обязания заявителя изъять из оборота печень минтая, 2006 года изготовления, с истекшим сроком хранения, общим весом 96000 кг, обеспечить ее хранение в отдельном помещении на складе, холодильнике (изолированной камере) с соблюдением условий, исключающей к ней доступ, а также в части обязания распорядится продукцией в соответствии с постановлением о запрещении использования продукции по назначению, о ее утилизации или уничтожения, на основании заключения по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы и предоставить в Управление Россельхознадзора по Приморскому краю документы, подтверждающие вышеуказанные действия, ООО "Владивостокский рыбокомбинат - ДВ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 29-ФЗ от
02.01.2000 "О качестве безопасности пищевых продуктов" государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно- эпидемиологического надзора Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти в области государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, федеральным органом исполнительной власти в области государственного контроля торговли, качества товаров и услуг и защиты прав потребителей Российской Федерации, а также органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации.
Положением об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю, утвержденным приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору N 66 от 09.04.2008, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N 134-ФЗ от 08.08.2001 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" при выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупрежением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 29-ФЗ от 02.01.2000 "О качестве безопасности пищевых продуктов" (далее - федеральный закон N 29-ФЗ от 02.01.2000) установлено, что хранение и перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность.
Пунктом 5 указанной нормы установлено, что в случае, если при хранении, перевозках пищевых продуктов, материалов и изделий допущено
нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами, материалами и изделиями соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны информировать об этом владельцев и получателей пищевых продуктов, материалов и изделий. Такие пищевые продукты, материалы и изделия не подлежат реализации, направляются на экспертизу, в соответствии с результатами которой они утилизируются или уничтожаются.
Некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона N 29-ФЗ от 02.01.2000 подлежат изъятию из оборота.
Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля.
В соответствии со статьей 25 указанного закона некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе (санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой и другой), проводимой органами государственного надзора и контроля в соответствии со своей компетенцией, в целях определения возможности утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
Некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия на срок, необходимый для проведения их экспертизы, утилизации или уничтожения, направляются на временное хранение, условия осуществления которого исключают возможность доступа к таким пищевым продуктам, материалам и изделиям.
Находящиеся на временном хранении некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат строгому учету. Ответственность за сохранность таких пищевых продуктов, материалов и изделий несет их владелец. На основании результатов экспертизы некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий соответствующий орган государственного надзора и контроля принимает постановление об их утилизации или уничтожении. Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляет выбор способов и условий их утилизации или уничтожения.
Расходы на экспертизу, хранение, перевозки, утилизацию или уничтожение некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий оплачиваются их владельцем.
Кроме того, владелец некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан представить в орган государственного надзора и
контроля, издавший постановление об их утилизации или уничтожении, документ либо его заверенную в установленном порядке копию, подтверждающие факт утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
Таким образом, именно на владельца некачественной и опасной пищевой продукции возлагается обязанность по ее изъятию из оборота, и уничтожению.
В предписании Управление Россельхознадзора по Приморскому краю обязало Общество произвести действия, направленные на изъятие из оборота некачественной рыбопродукции, на обеспечение ее сохранности до проведения экспертизы, на уничтожение некачественной продукции, обнаруженной в результате проведения внеплановой проверки, принадлежащих обществу складских холодильных помещений, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул.Татарская, 1.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Судом первой инстанции сделан вывод о том, что фактическим обладателем некачественной рыбопродукции, то есть ее владельцем является Общество. Выводы суда основаны на представленном договоре аренды помещения с холодильными камерами, длительном хранением рыбопродукции в холодильных камерах, непринятием мер к установлению собственника данной рыбопродукции. Кроме того, Обществом не представлено доказательств того, что договор аренды холодильника был заключен без проверки содержимого, то есть с обременением.
Поскольку Обществом не представлены документы, подтверждающие собственность иного лица на спорную рыбопродукцию, то выводы суда о принадлежности некачественной рыбопродукции Обществу являются обоснованными.
Нельзя согласиться с доводом Общества о том, что у него не возникло обязанности по уничтожению некачественной рыбопродукции, так как такая обязанность установлена Федеральным законом N 29-ФЗ от 02.01.2000 и возложена именно на владельцев этой продукции.
Остальные доводы заявителя жалобы были предметом обсуждения в суде первой инстанции и обоснованно отклонены.
Выводы суда по данному делу основаны на полном исследовании всех доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 17 апреля 2009 по делу N А51-489/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.А.Симонова |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-489/2009
Истец: ООО "Владивостокский рыбокомбинат-ДВ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по ПК
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2485/2009