г. Владивосток |
Дело |
19 августа 2009 г. |
N А51-5425/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2009 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: З.Д. Бац, Г.А. Симоновой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от открытого акционерного общества "Находкинская жестянобаночная фабрика": Юдина Ю.С. по доверенности N 2 от 11.01.2009 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009,
от Отдела судебных приставов по Находкинскому городскому округу Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Приморскому краю: Боробова О.Л. по доверенности от 24.12.2008 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Находке: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Находкинскому городскому округу Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Приморскому краю Т.И.Самочерновой
на решение от 05 июня 2009 года
судьи Л.А. Куделинской
по делу N А51-5425/2009 Арбитражного суда Приморского края,
по заявлению открытого акционерного общества "Находкинская жестянобаночная фабрика"
к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Находкинскому городскому округу Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Приморскому краю Т.И.Самочерновой
о признании недействительным постановления от 02.04.2009 с учетом изменений, внесенных постановлением от 15.04.2009,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Находкинская жестянобаночная фабрика" (далее - Заявитель, Общество, ОАО "Находкинская жестянобаночная фабрика") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Находкинскому городскому округу Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Приморскому краю Т.И.Самочерновой (далее - Судебный пристав-исполнитель) о признании недействительным постановления от 02.04.2009 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству N 5/1/37416/23/2009 с учётом изменений, внесённых постановлением от 15.04.2009.
Решением от 05 июня 2009 года суд удовлетворил заявленные требования, признав вышеуказанное постановление недействительным, как несоответствующее Федеральному закону Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Не согласившись с вынесенным решением, Судебный пристав-исполнитель обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Судебный пристав-исполнитель указала, что судом не в полном объеме были выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебный пристав-исполнитель не согласна с выводом суда о том, что, поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено без достаточных к тому оснований, то постановление о взыскании исполнительского сбора является незаконным. Согласно апелляционной жалобе, Заявитель оспаривал постановление о взыскании исполнительского сбора, однако суд фактически проверил законность постановления о возбуждении исполнительного производства, что является нарушением ч. 4 ст.200 АПК РФ, так как суд вышел за пределы рассматриваемых требований. При этом постановление о возбуждении исполнительного производства Заявитель не оспаривал.
Согласно апелляционной жалобе, арест имущества должника не является фактическим исполнением исполнительного документа, а является принудительной мерой исполнения.
Согласно апелляционной жалобе, судом не установлено, что оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора не отвечает требованиям Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а также не установлено, что в результате вынесенного постановления о взыскании исполнительского сбора были нарушены права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании указанных доводов Судебный пристав-исполнитель просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы представитель Отдела судебных приставов по Находкинскому городскому округу Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Приморскому краю поддержал в судебном заседании.
От Заявителя в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что с доводами жалобы Общество не согласно, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Доводы отзыва на апелляционную жалобу представитель Общества поддержал в судебном заседании.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
05.03.2009 Судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство N 5/1/37416/23/2009 на основании исполнительного документа - постановления от 25.02.2009 N 30 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя, выданного Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Находке Приморского края (далее - Налоговый орган, Инспекция, ИФНС России по г.Находке), для взыскания налогов в сумме 3 465 859 рублей, пеней в сумме 1 198 733 рубля 15 копеек, всего 4 664 592 рубля 15 копеек.
11.03.2009 указанное исполнительное производство было присоединено к сводному исполнительному производству с присвоением регистрационного номера 5/1/31221/23/2008-СД.
18.03.2009 по исполнительному производству N 5/1/37416/23/2009 в соответствии с постановлением о наложении ареста на имущество должника от 17.03.2009 был произведён арест недвижимого имущества Общества - нежилого одноэтажного здания с пристройкой (литер 1,2 - проходная), рыночной стоимостью 4 700 000 рублей.
Письмами от 26.03.2009 N 04-24/17366 дсп и от 04.05.2009 N 04-74/26413 дсп, направленными в службу судебных приставов, Налоговый орган сообщил об изменении суммы по постановлению о взыскании налога (сбора), пени за счёт имущества Общества от 25.02.2009 N 30 на сумму 4 664 592 рублей 15 копеек в связи с произведённой Обществом оплатой по инкассовым поручениям, остаток задолженности составил 3 541 202 рубля 86 копейки.
02.04.2009 судебный пристав-исполнитель по исполнительному производству N 5/1/37416/23/2009 вынес постановление о взыскании исполнительского сбора, в соответствии с которым с Общества подлежало взыскать исполнительский сбор в сумме 585 431 рубля 62 копеек.
15.04.2009 Судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о внесении изменений в постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству N 5/1/37416/23/2009, в соответствии с которым сумма исполнительского сбора, подлежащая взысканию с Общества, составила 292 715 рублей 81 копейка.
Не согласившись с вынесением постановления от 02.04.2009 о взыскании исполнительского сбора в сумме 292 715 рублей 81 копейки с учётом изменений, внесённых постановлением от 15.04.2009, Общество обратилось с заявлением о признании данного постановления недействительным в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, исполнительский сбор взыскивается судебным приставом-исполнителем в случае неисполнения должником в добровольном порядке исполнительного документа по истечении срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.
Как следует из материалов дела, постановление о возбуждении исполнительного производства N 5/1/37416/23/2009 от 05.03.2009 было получено Обществом 16.03.2009. Для добровольного исполнения данного исполнительного документа Судебным приставом-исполнителем был установлен пятидневный срок, т.е. в соответствии со ст. 15 Федерального закона N 229-ФЗ, началом течения данного срока является 17.03.2009, окончанием - 23.03.2009.
До истечения срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, Общество 16 марта 2009 года, воспользовавшись своим правом, предоставленным ему п. 5 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", обратилось к Судебному приставу-исполнителю с предложением принять в порядке добровольного исполнения исполнительного документа недвижимое имущество.
17 марта 2009 года по исполнительному производству N 5/1/37416/23/2009 Судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о наложении ареста на имущество Заявителя; 18.03.2009 был произведен арест принадлежащего Обществу недвижимого имущества - нежилого одноэтажного здания стоимостью 4.700.000 руб.
Таким образом, поскольку арест имущества Заявителя был произведен до истечения срока установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, а стоимость арестованного имущества превышает общую сумму взыскания по исполнительному производству N 5/1/37416/23/2009, то обязанность по исполнения требований судебного пристава-исполнителя была выполнена Обществом, при этом срок, установленный для добровольного исполнения требований судебного пристава-исполнителя Заявителем нарушен не был.
Довод жалобы о том, что арест имущества должника не является фактическим исполнением исполнительного документа, коллегия отклоняет, поскольку как следует из содержания постановления ИФНС России по г.Находке N 30 от 25.02.2009, данное постановление в качестве требований содержало взыскание налоговых платежей за счет имущества должника, такое имущество Обществом было предоставлено. Необходимыми денежными средствами в сумме на момент возбуждения исполнительного производства Заявитель не располагал, в связи с чем предоставил Судебному приставу-исполнителю недвижимое имущество с целью исполнения требований исполнительного документа.
Руководствуясь изложенным выше, коллегия считает, что у Судебного пристава-исполнителя отсутствовали законные основания для вынесения постановления от 02.04.2009 о взыскании с Общества исполнительского сбора в сумме 292 715 рублей 81 копейки с учётом изменений, внесённых постановлением от 15.04.2009.
Кроме того, коллегией было учтено следующее.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Пунктом 4 ст. 46 НК РФ установлено, что поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 ст. 46 НК РФ поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, инкассовое поручение налогового органа при отсутствии на счетах налогоплательщика (налогового агента) денежных средств возврату не подлежит, а вносится банком в картотеку неисполненных платежных документов к счету согласно пункту 12.7 Положения о безналичных расчетах в РФ, утвержденного ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П, (зарегистрировано в Минюсте РФ 23.12.2002 N 4068), и банк продолжает дальнейшее его исполнение по мере поступления денежных средств. Аналогичная норма содержится в части 9 статьи 70 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
Пунктом 7 ст. 46 НК РФ установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 47 НК РФ установлено, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных статьей ст. 47 НК РФ.
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон N 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
В силу части 6 статьи 21 Федерального закона N 229-ФЗ оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Налоговый орган обязан представить судебному приставу-исполнителю вместе с постановлением, вынесенным в порядке ст. 47 НК РФ, инкассовые поручения Инспекции с отметками банков об их полном или частичном неисполнении в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для их исполнения.
Из материалов дела коллегией установлено, что в соответствии с решениями от 22.01.2009 N 21522, от 24.02.2009 N 22959, от 25.02.2009 N 22960 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя в банках, Налоговый орган выставил Заявителю инкассовые поручения от 02.02.2009 N 22204, 22205, от 24.02.2009 N 23129-23132, от 25.02.2009 N 23133 о списании со счетов Общества задолженности по налогам и пеням в общей сумме 4 664 592 рублей 15 копеек.
Не отзывая и не приостанавливая действия указанных инкассовых поручений, 25.02.2009 Налоговый орган вынес постановление N 30 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя и письмом от 03.03.2009 N 04-24/0957 направил его для исполнения в службу судебных приставов.
Из указанного письма следует, что Налоговый орган не приложил к постановлению от 25.02.2009 N 30 о взыскании недоимки и пеней в сумме 4 664 592 рублей 15 копеек за счет имущества Общества, инкассовые поручения с отметками банков об их полном или частичном неисполнении в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для их исполнения или извещение банка о помещении расчетных документов в картотеку (по форме 0401075 - приложение 23 к Положению Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" с отметкой банка "не оплачено в связи с отсутствием средств на счете (счетах) N ).
Несмотря на отсутствие инкассовых поручений с отметками банка, Судебный пристав-исполнитель постановлением от 25.02.2009 N 30 возбудил исполнительное производство N 5/1/37416/23/2009.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что постановление Инспекции от 25.02.2009 N 30 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов в сумме за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя, к которому не были приложены документы, подтверждающие невозможность бесспорного взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах Общества, не отвечало признакам исполнительного документа, предусмотренным в пункте 5 части 1 статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ.
Таким образом, у Судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для возбуждения исполнительного производства N 5/1/37416/23/2009, так как на момент вынесения данного постановления у судебного пристава-исполнителя отсутствовали сведения о неисполнении (или невозможности исполнения) Обществом своих обязательств по уплате недоимки по налогу и пеней в сумме 4 664 592 рублей 15 копеек за счёт денежных средств.
В связи с тем, что постановление судебного пристава - исполнителя от 05.03.2009 о возбуждении исполнительного производства N 5/1/37416/23/2009 было вынесено без достаточных оснований, предусмотренных Федеральным законом N 229-ФЗ, то, как правильно указал суд первой инстанции, постановление от 02.04.2009 о взыскании с Общества исполнительского сбора в сумме 292 715 рублей 81 копейки с учётом изменений, внесённых постановлением от 15.04.2009, также является недействительным.
На данном основании коллегия отклоняет довод Судебного пристава-исполнителя о том, что судом первой инстанции не было установлено, что оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора не отвечает требованиям Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Коллегия также не может согласиться и с доводом жалобы о том, что суд вышел за пределы рассматриваемых требований, поскольку постановление от 02.04.2009 с учётом изменений, внесённых постановлением от 15.04.2009 о взыскании с Общества исполнительского сбора в размере 292 715 рублей 81 копейки, вынесено в рамках исполнительного производства N 5/1/37416/23/2009.
Коллегия также отклоняет и довод судебного пристава-исполнителя о том, что в результате вынесенного постановления о взыскании исполнительского сбора не были нарушены права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Постановление от 02.04.2009 с учётом изменений, внесённых постановлением от 15.04.2009 о взыскании с Общества исполнительского сбора нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, поскольку незаконно возлагает на последнего обязанность по уплате 292 715 рублей 81 копейки.
Руководствуясь изложенным выше, коллегия признает законным и обоснованным вывод суда о том, что постановление о взыскании исполнительского сбора, вынесенное судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Находкинскому городскому округу Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Приморскому краю Т.И.Самочерновой 02.04.2009 по исполнительному производству N 5/1/37416/23/2009 с учётом изменений, внесённых постановлением от 15.04.2009, является недействительным, как несоответствующее Федеральному закону Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05 июня 2009 года по делу N А51-5425/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
Т.А. Солохина |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5425/2009
Истец: ОАО "Находкинская Жестянобаночная Фабрика"
Ответчик: Отдел судебных приставов по Находкинскому городскому округу
Третье лицо: ИФНС РФ по г.Находка
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3011/2009