г. Владивосток |
Дело |
"21" августа 2009 г. |
N А59-817/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена "18" августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено "21" августа 2009 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оноприенко О.А.
при участии:
от ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Холмскому району Сахалинской области - представитель не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом;
от администрации села Чехов муниципального образования Холмский район - представитель не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Холмскому району Сахалинской области
на решение от 14 апреля 2009 года
по делу N А59-817/2009 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению ГУ-Управление пенсионного фонда РФ по Холмскому району Сахалинской области
к Администрация с.Чехов МО Холмский район
о взыскании штрафа в размере 132 915 рублей 80 копеек
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Холмскому району Сахалинской области (далее - Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации села Чехов муниципального образования Холмский район (далее - Администрация, страхователь) о взыскании штрафа в размере 132 915 рублей 80 копеек.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 14 апреля 2009 года в удовлетворении требований, заявленных Управлением, отказано. Судебный акт мотивирован тем, что Управление нарушило существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель подал апелляционную жалобу, доводы которой сводятся к тому, что Управлением не было нарушено условий процедуры рассмотрения материалов проверки, о чем свидетельствуют акт камеральной проверки N 149 от 04.08.2008, извещение, реестр заказных почтовых отправлений от 06.08.2008 о направлении страхователю извещения и акта камеральной проверки N 149 от 04.08.2008, требование об уплате штрафа, решение N 149 о привлечении к ответственности от 08.09.2008, а также реестр заказных почтовых отправлений от 10.09.2008 о направлении страхователю требования и указанного решения. Вследствие указанного, заявитель полагает, что Администрация была надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, стороны явку представителя в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом из материалов дела, Управлением проведена камеральная проверка по вопросу своевременности представления Администрацией сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год.
В ходе проведения проверки Управлением установлен факт непредставления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период 2007 год в установленный срок, т.е. до 01.03.2008.
Согласно акту камеральной проверки от 04.08.2008 N 149 Администрация представила сведения за 2007 год 25.07.2008 , т.е. с нарушением установленного законом срока.
Сумма начисленных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за 2007 год составила 1 329 158 руб.
По результатам рассмотрения указанного акта Управление решением от 08.09.2008 N 149 привлекло Администрацию к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд РФ, что составляет 132 915 руб. 80 коп.
08.09.2008 Управление выставило требование об уплате страхователем в добровольном порядке штрафа в срок до 19.09.2008.
Так как Администрация не произвела в установленный требованием срок оплату штрафа, Управление обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, установленные указанной статьей.
Согласно статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
На основе указанных норм права Администрация должная была представить в Управление сведения индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период 2007 год в срок до 01.03.2008.
Однако, из материалов дела следует, что страхователь представил данные сведения за 2007 год только 25.07.2008, то есть с нарушением установленного законом срока, что влечет ответственность, в соответствии с Законом N 27-ФЗ.
Статья 2 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает, что Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ регламентирует, что акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.
В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
В силу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
В материалы дела Управлением представлено уведомление о рассмотрении материалов проверки 18.08.2008 до 10-30 час., которое не содержит дату составления, в связи с чем, не представляется возможным установить дату составления данного извещения.
Представленные с апелляционной жалобой доказательства направления в адрес Администрации уведомления о рассмотрении материалов проверки 18.08.2008 не могут являться доказательством надлежащего уведомления, поскольку фактически рассмотрение акта проверки состоялось 08.09.2008 и по результатам принято решение.
Вместе с тем, отсутствуют основания для удовлетворения требований Управления в связи с нарушениями, допущенными при рассмотрении материалов проверки.
По указанным выше обстоятельствам суд отклоняет доводы апелляционной жалобы.
Таким образом, Управление, не обеспечив надлежащего извещения Администрации о времени и месте рассмотрения материалов проверки, рассмотрев данные материалы в отсутствие последней, нарушило существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки, установленные статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела по существу, правильно применил нормы материального права.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 14 апреля 2009 года по делу N А59-817/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
З.Д. Бац |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-817/2009
Истец: ГУ-Управление пенсионного фонда РФ по Холмскому району Сахалинской области
Ответчик: Администрация с.Чехов МО Холмский район
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2464/2009