г. Владивосток |
Дело |
25 августа 2009 г. |
N А59-1145/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20.08.2009.
Полный текст постановления изготовлен 25.08.2009.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: Н.В. Алфёровой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оноприенко О.А.
при участии:
от ОАО "Управляющая коммунальная компания", УФАС по Сахалинской области, ОАО "Сахалинэнерго" - представители не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Управляющая коммунальная компания" на решение от 07 мая 2009 г. судьи Дудиной С.Ф. по делу N А59-1145/2009 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению ОАО "Управляющая коммунальная компания" к Управлению федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
3-е лицо: Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго"
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество " Управляющая коммунальная компания" (далее - ОАО "УКК", заявитель) обратилось в арбитражный суд Сахалинской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области ( далее - УФАС по Сахалинской области, ответчик) о признании недействительным решения от 17.02.2009 по делу N 43, которым ОАО "УКК" признано нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона " О защите конкуренции".
Решением суда от 07.05.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Управляющая коммунальная компания", подала апелляционную жалобу, и просит судебный акт отменить. В обоснование жалобы ссылается на пункт 130 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 и указывает, что данная норма предоставляет право владельцу генерирующих объектов и энергопринимающих устройств продавать электрическую энергии с учетом объемов собственного потребления и производства, то есть предметом регулирования в данном случае являются права производителей энергии, осуществляющих ее куплю-продажу на розничном рынке. Также заявитель жалобы ссылается на пп. "г" пункт 36 Правил и указывает, что в течение отопительного сезона, только когда ОАО "УКК" осуществляется выработка электроэнергии, технологическая связь с технологически изолированной территориальной электроэнергетической системой ОАО "Сахалинэнерго" отсутствует. ОАО "УКК" вырабатывает в этот период и потребляет собственную электроэнергию.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом явку своих представителей не обеспечили. От ОАО "Сахалинэнерго" поступил письменный отзыв.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, основными видами деятельности ОАО "Управляющая коммунальная компания", зарегистрированными по ОКВЭД являются "Управление эксплуатацией жилого фонда"(70.32.1.) и "Управление эксплуатацией нежилого фонда" (70.32.2.).
На основании договора аренды от 10.10.2006 N 2 ОАО "УКК" передано в аренду имущество для оказания услуг электроснабжения, поэтому ОАО "УКК" осуществляет вид деятельности "Поставка электрической энергии", в связи с чем постановлением РЭК Сахалинской области от 29.09.2006 N 35/3 ОАО "УКК" включено в Реестр энергоснабжающих организаций Сахалинской области по разделу 1 - поставка электрической энергии (мощности) МО "Холмский городской округ".
ОАО "Сахалинэнерго" также является энергоснабжающей организацией и на основании подпункта "а" пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 N 530 (далее - Правила) признано гарантирующим поставщиком.
Согласно сведениям РЭК Сахалинской области, 06.10.2008 в адрес РЭК Сахалинской области поступило заявление ОАО "УКК" о включении в перечень гарантирующих поставщиков электрической энергии в Сахалинской области. В удовлетворении заявления отказано по тем основаниям, что ОАО "УКК" не соответствует требованиям, предъявляемым подпунктом "г" пункта 36 Правил , поскольку ОАО "УКК" имеет технологическую связь с объектами электросетевого хозяйства ОАО "Сахалинэнерго", а потребители электрической энергии ОАО "УКК" имеют договоры энергоснабжения с ОАО "Сахалинэнерго".
Из материалов дела следует, что ОАО "УКК" самостоятельно осуществляло продажу вырабатываемой электроэнергии по договорам энергоснабжения, заключенными с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а не осуществляло продажу электроэнергии гарантирующему поставщику - ОАО "Сахалинэнерго".
23.09. 2008 в адрес УФАС по Сахалинской области поступило заявление ОАО "Сахалинэнерго" на создание действиями ОАО "УКК" по самостоятельной продаже электроэнергии дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, поскольку ОАО "УКК" осуществляет розничную продажу электроэнергии по заниженным ценам.
04.12.2008 УФАС по Сахалинской области возбуждено дело N 43 в отношении ОАО "УКК" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ).
17.02.2008 по результатам рассмотрения заявления УФАС по Сахалинской области вынесено решение, которым ОАО "Управляющая коммунальная компания" признано нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ и выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Полагая, что решение от 17 февраля 2008 по делу N 43 является незаконным, нарушает права и интересы ОАО "УКК" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку вводит запрет на свободную продажу электроэнергии, ОАО "УКК" обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Изучив доводы жалобы на нее, отзыва и материалы дела коллегия пришла к следующему.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
В силу пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе путем создания дискриминационных условий.
Согласно Перечня технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 854 электроэнергетическая система Сахалинской области, территория которой является зоной диспетчерской ответственности ОАО "Сахалинэнерго" входит в данный Перечень.
Согласно пункту 129 Правил оперативно- диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 854 производители (поставщики) электрической энергии, осуществляющие свою деятельность на территории изолированных территориальных электроэнергетических систем или эксплуатирующие генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России, независимо от величины установленной генерирующей мощности генерирующих объектов продают электрическую энергию гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого располагаются указанные объекты.
Указанная правовая норма права, учитывая особенности энергоснабжения на территории, технологическая изолированность электроэнергетических систем которой сопряжена с невозможностью беспрепятственного перетока электрической энергии вне границ этой территории и соответственно развития рынка энергоснабжения, устанавливает специальный режим продажи энергии, ограничивает право производителей (поставщиков) электроэнергии на ее свободную реализацию, предусматривая продажу энергии одному субъекту рынка - гарантирующему поставщику.
В связи с тем, что ОАО "УКК" находится в зоне деятельности гарантирующего поставщика - ОАО "Сахалинэнерго", следовательно, весь объем вырабатываемой электрической энергии в условиях изолированной электроэнергетической системы должно реализовывать исключительно гарантирующему поставщику. В этой связи выводы УФАС по Сахалинской области, изложенные в оспариваемом решении о том, что действия ОАО "УКК" по продаже электроэнергии иным покупателям ущемляют интересы хозяйствующих субъектов, покупающих электроэнергию у ОАО "Сахалинэнерго", так как заявитель продавал свою электроэнергию по тарифу 2 руб.15коп., в то время как для потребителей ОАО "Сахалинэнерго" установлен тариф на электроэнергию в сумме 3 руб.25 коп. за 1 кВт, обоснованно признаны судом соответствующими выше приведенным нормам права.
Ссылка ОАО "УКК" на пункт 130 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнегетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, отклоняется в связи со следующим.
Так, в силу пункта 130 названных Правил в случае, если генерирующие объекты и энергопринимающие устройства, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании одному юридическому лицу, соединены электрическими сетями иных лиц, расположенных в зоне деятельности одного гарантирующего поставщика, владелец указанных объектов покупает (продает) электрическую энергию на розничном рынке в объеме, соответствующем разнице объемов собственного потребления и производства. При этом услуги по передаче электрической энергии, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, оплачиваются указанным юридическим лицом в размере, устанавливаемом в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на соответствующий вид услуг, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Таким образом, данная норма предусматривает общее правило о продаже излишков электроэнергии без учета технологически изолированных электроэнергетических систем, для которых пунктом 129 Правил установлен специальный режим продажи энергии, ограничивающий право производителей (поставщиков) электроэнергии на ее свободную реализацию и предусматривающий продажу энергии одному субъекту рынка - гарантирующему поставщику.
Как правильно указал суд первой инстанции, довод об отнесении ОАО "УКК" к гарантирующему поставщику несостоятелен, поскольку в порядке, установленном Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 ОАО "УКК" гарантирующим поставщиком не признано.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Определением от 23.06.2009 суд апелляционной инстанции предоставил заявителю отсрочку по уплате государственной пошлины. В связи с рассмотрением жалобы и в силу пп.12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ государственная пошлина в сумме 1000 руб. по апелляционной жалобе подлежит взысканию с ОАО "Управляющая коммунальная компания".
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 07 мая 2009 г. по делу N А59-1145/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Управляющая коммунальная компания" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1145/2009
Истец: ОАО "Управляющая коммунальная компания"
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
Третье лицо: ОАО "Сахалинэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2829/2009