г. Владивосток |
Дело |
26 августа 2009 г. |
N А51-1912/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2009 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: И.Л. Яковенко
судей: Т.А. Аппакова, К.П. Засорин
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич
при участии:
от истца: Чурсина Е.В., паспорт 0503 955146, доверенность N 2/10-737 от 02.05.2007
от ответчика: Грущенко О.А. удостоверение N 2900 от 31.12.2010
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесным хозяйством ПК
на решение от 30.04.2009
судьи Е.В. Кобко
по делу N А51-1912/2009 Арбитражного суда Приморского края
по иску ОАО "Приморские лесопромышленники"
к Управлению лесным хозяйством ПК
о понуждении заключить договор аренды
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Приморские лесопромышленники" (далее - ОАО "Приморсклеспром") обратилось в Арбитражный суд Приморского края к Управлению лесным хозяйством Приморского края об обязании заключить договор аренды лесного участка для заготовки древесины в составе кварталов 26, 40, 41, 42, 43, 44, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 65, 66 (далее - 26, 40-44, 52-59, 60, 61, 65, 66) Сихотэ-Алинского участкового лесничества Кавалеровского лесничества на условиях, изложенных в проекте
Решением от 30.04.2009 Арбитражный суд Приморского края исковые требования удовлетворил.
Управление лесным хозяйством Приморского края обжаловало данное решение, указав, что суд неправильно применил нормы права, дал неверную оценку обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы опроверг, представил письменные возражения.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в порядке и пределах статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, 15.04.2008 Приказом Управления лесным хозяйством Приморского края N 232-и утверждена заявка ОАО "Приморские лесопромышленники" на реализацию инвестиционного проекта "Строительство лесопильных заводов в п.Светлая Тернейского района, в п.Ольга Ольгинского района, строительство завода клееного бруса в с.Чугуевка Чугуевского района Приморского края". Данная заявка признана соответствующей требованиям Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов". Согласно п.2 данного Постановления приказано считать возможным проектирование и предоставление в аренду без проведения аукциона свободных лесных участков в границах лесничеств Приморского края, под реализацию инвестиционного проекта "Строительство лесопильных заводов в п.Светлая Тернейского района, в п.Ольга Ольгинского района, строительство завода клееного бруса в с.Чугуевка Чугуевского района Приморского края".
03.07.2008 Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 11 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" приказано включить инвестиционный проект "Развитие территории Приморского края "Строительство лесопильных заводов в п.Светлая Тернейского района, в п.Ольга Ольгинского района, строительство завода клееного бруса в с.Чугуевка Чугуевского района Приморского края" в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
18.09.2008 Приказом Управления лесным хозяйством Приморского края N 837 ОАО "Приморсклеспром" предоставлено в аренду на срок 10 лет лесной участок в составе кварталов 26, 40 - 44, 52 - 59, 60, 61, 65, 66 Сихоте-Алиньского участкового лесничества Кавалеровского лесничества на площади 15009 га, для использования его в целях заготовки древесины с ежегодным объемом 13,8 тыс.м3 (номер учетной записи в государственном лесном реестре-18/1105010-2208-09).
Согласно п.2.1 приказа N 837 Ольгинскому филиалу КГУ "Приморское лесничество" поручено подготовить проект договора аренды лесного участка и представить на согласование в КГУ "Приморское лесничество" в течение 15 дней со дня принятия приказа.
09.12.2008 Приказом Управления лесным хозяйством Приморского края N 1133 был отменен приказ управления лесным хозяйством Приморского края от 18.09.2008 N 837 "О предоставлении ОАО "Приморсклеспром" лесного участка из состава земель лесного фонда в аренду для заготовки древесины".
19.01.2009 ОАО "Приморсклеспром" в адрес Управления лесным хозяйством Приморского края был направлен проект договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 15.01.2009 года на аренду лесного участка, площадью 15009 га, имеющего местоположение: Приморский край, Кавалеровский район, Кавалеровское лесничество, Сихоте-Алиньское участковое лесничество, кварталы N 26,40-44,52-59,60,61,65,66.
27.01.2009 Управление лесным хозяйством Приморского края направило в адрес истца письмо, в котором сообщалось о том, что заявление ОАО "Приморсклеспром" на включение в перечень приоритетного проекта по "Развитию Северных территорий Приморского края, в п.Светлая Тернейского района, п.Ольга, Ольгинского района, п.Чугуевка, Чугуевского района", в части обеспечения проектируемых мощностей сырьем не содержало в себе предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" обоснование примерных границ, площади, качественных и количественных характеристик лесного участка и сведений о дополнительно требуемых лесных ресурсах.
В соответствии с заявлением ОАО "Приморсклеспром" потребность в сырье предполагалось обеспечить за счет имеющейся сырьевой базы (собственная заготовка филиалом "Светлая") - 160 тыс.кбм круглых лесоматериалов для переработки. Оставшиеся 200 тыс.кбм предполагалось обеспечить за счет покупного сырья.
Кроме того, в решение Управления также не гарантировалось представление ОАО "Приморсклеспром" новых лесных участков, а предлагалось рассмотреть возможность предоставления свободных лесных участков на территории Светлинского, Самаргинского, Кавалеровского лесничеств Приморского края.
Управлением было принято два решения (приказ от 22.08.2008 N 756 и от 18.09.2008 N 837) о предоставление лесных участков на территории Кавалеровского лесничества, но в процессе подготовки Лесного плана Приморского края и более детальной проработке вопросов обеспечения нужд граждан древесиной для собственных нужд было решено отменить данное решение.
Приказом от 09.12.2008 года N 1133 указанные решения были отменены. Согласованный Рослесхозом план и утвержденный Губернатором Приморского края Лесной план Приморского края не выделяет на землях лесного фонда зон под инвестиционные проекты, поскольку лесосырьевой потенциал практически весь находиться в эксплуатации у арендаторов, или востребован для обеспечения нужд населения, а также бюджетных и сельскохозяйственных организаций.
23.04.2009 Приказом Управления лесным хозяйством Приморского края N 410 "О внесении изменений в приказ Управления лесным хозяйством Приморского края от 15.04.2008 N232и" отменены пункты 2-5 приказа управления лесным хозяйством Приморского края от 15.04.2008 N232и "Об утверждении заявки Открытого акционерного общества "Приморские лесопромышленники" на реализацию инвестиционного проекта "Строительство лесопильных заводов в п.Светлая, Тернейского района, п.Ольга, Ольгинского района, строительство завода клееного бруса п.Чугуевка, Чугуевского района, Приморского края", претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
Приказом Управления лесным хозяйством Приморского края N 411 от 23.04.2009 "О внесении дополнений в приказ Управления лесным хозяйством Приморского края от 09.12.2008 N 1133" в соответствии с Положением об управлении лесным хозяйством Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 15.03.2007 N 66-па, дополнена преамбула приказа Управления лесным хозяйством Приморского края от 09.12.2008 N 1133 "Об отмене приказов управления лесным хозяйством Приморского края о предоставлении в аренду лесных участков с целью реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов" следующей фразой: "в связи с несоответствием заявлений на предоставление в аренду лесных участков без проведения аукциона пункту 14 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324".
Полагая, что указанные действия ответчика являются неправомерными, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Управления лесным хозяйством Приморского края в заключении договора аренды противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В п. 4 ст. 445 ГК РФ определено, что если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В ст. 71 Лесного кодекса РФ урегулирован порядок предоставления в аренду гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 71 ЛК РФ).
В соответствии ч. 1 ст. 74 ЛК РФ, п. 4 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 74 ЛК РФ, которая предусматривает исчерпывающий перечень оснований, при которых заключаются договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения аукциона.
Суд первой инстанции, установил, что истцом был соблюден установленный порядок подготовки и заключения договора, а именно, ОАО "Приморсклеспром" была подана заявка N 28-53 от 11.08.2008 на получение права аренды, которая содержала: полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, юридический адрес и местонахождение, банковские реквизиты, которые указаны на фирменном бланке заявки; местоположение и площадь, а именно лесные участки Кавалеровского лесничества Сихоте-Алиньского участкового лесничества, кварталы N 26,40-44,52-59,60,61,65,66; обоснование цели - в соответствии с Приказом Минпромторга N 11 от 03.07.2008 с целью снабжения сырьем лесопильных предприятий в п.Ольга; вид и срок использования года.
В силу данных обстоятельств суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о соответствии поданной заявки требованиям законодательства и необоснованности отказа ответчика в заключении данного договора.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя о том, что в настоящее время отсутствует правовое основания для заключения договора аренды, поскольку приказы Управления об утверждении заявки истца и о предоставлении лесного участка в аренду отменены, и приказ об их отмене не оспорен.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ суд, установив, что ненормативный акт противоречит закону или иному нормативному акту, не применяет данный акт.
Кроме этого, основанием для заключения договора аренды является не приказ органа государственной власти субъекта РФ об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта, а приказ Министерства промышленности и торговли РФ о включении предприятий в Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
При этом в силу пункта 4 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 419, ведение указанного Перечня, в том числе включение в него инвестиционных проектов и внесение изменений, осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Данные полномочия органам государственной власти субъектов РФ не передавались.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.07.2008 N 11 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" не отменен, не оспорен в установленном порядке, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что распорядительные акты (приказы) ответчика от 09.12.2008 года N 1133 и N 411 от 23.04.2009 в части отмены утверждения заявки истца на реализацию инвестиционного проекта и отказе в предоставлении лесного участка в аренду, противоречат действующему законодательству, в связи с чем не подлежат применению.
Ссылки заявителя на утвержденный Лесной план Приморского края, который не выделяет лесные участки под реализацию приоритетных инвестиционных проектов, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованные. Утверждение данного Лесного плана после включения инвестиционного проекта истца в Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, не может влиять на реализацию инвестиционного проекта истца.
Кроме этого, в приложении 20 к Лесному плану "Планируемые строительство и реконструкция объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры" предусмотрено, что проект истца включает 360 тыс. куб.м. объема потребляемой древесины.
Доводы заявителя о том, что истребуемые лесные участки являются не спроектированными, не поставлены на кадастровый учет и не могут быть предоставлены истцу, суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельные, поскольку в соответствии с п.1 ст.4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что до 01.01.2010 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
Учитывая, что при вынесении обжалуемого судебного акта правильно применены нормы материального права, в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ полно и всесторонне исследованы имеющиеся в деле доказательства, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30 апреля 2009 года по делу N А51-1912/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
И.Л. Яковенко |
Судьи |
Т.А. Аппакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1912/2009
Истец: ОАО "Приморские лесопромышленники"
Ответчик: Управление лесным хозяйством ПК
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2691/2009