г.Владивосток |
. Дело N А51-10488/2008 |
28 августа 2009 г. |
N 05АП-2980/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 26.08.2009. Полный текст постановления изготовлен 28.08.2009.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе
председательствующего судьи Л.Ю. Ротко
судей: И.Л. Яковенко, Н.А. Скрипки
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Госпаревич
при участии:
от Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю - Ярушкина Е.Е. (уд.25N 0278 от 25.12.2007, доверенность N 20-11-30/26 от 22.01.2009);
от ОАО "ДЭК", Департамента финансов Приморского края, Департамента социальной защиты населения Приморского края, Администрации Уссурийского городского округа - представители не явились (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Приморского края
от 27.05.2009 по делу N А51-10488/2008 24-222 судьи Н.А. Галочкиной
по иску открытого акционерного общества Дальневосточная энергетическая компания"
к Департаменту финансов Приморского края, Департаменту социальной защиты населения Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации
третье лицо: Администрация Уссурийского городского округа
о взыскании 103 431 руб.98 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице Уссурийского отделения Дальэнергосбыта обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Департаменту финансов Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 103431 руб.98 коп. расходов, возникших в период с 01.01.2007 по 14.07.2007 в связи с предоставлением гражданам льгот, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", по оплате электроэнергии (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация Уссурийского городского округа.
Решением суда от 27.05.2009 уточненные исковые требования открытого акционерного общества Дальневосточная энергетическая компания" удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов. В иске к остальным ответчикам отказано. Принимая решение, суд первой инстанции, сославшись на стати 72, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что возмещение льгот, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" является обязанностью Российской Федерации и производится из федерального бюджета.
Обжалуя решение суда, Управление федерального казначейства по Приморскому краю просит его отменить, как незаконное. В обоснование своих доводов заявитель жалобы указал, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации мероприятия социальной защиты населения финансируются совместно за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Полагает, что средства на реализацию льгот, установленных Указом Президента Российской Федерации N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в 2007 г. должны были предусматриваться субъектом Российской Федерации в краевом бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления федерального казначейства по Приморскому краю поддержал апелляционную жалобу в полном объеме.
ОАО "Дальневосточная энергетическая компания", Департамент финансов Приморского края, Департамент социальной защиты населения Приморского края, Администрация Уссурийского городского округа, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителе не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Данные обстоятельства в силу пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, заслушав доводы представителя заявителя жалобы, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующих обстоятельств.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Дальэнерго" (правопреемник - открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания") в лице Уссурийского отделения Дальэнергосбыта в период с 01.01.2007 по 14.07.2007 поставляло электрическую энергию населению, в том числе, льготным категориям граждан, проживающему на территории Уссурийского городского округа Приморского края. Лицам, подпадающим под действие Указа Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" была предоставлена льгота в виде 30% скидки по оплате электроэнергии.
Факт оказания истцом услуг по теплоснабжению в спорный период льготной категории граждан подтверждаются списками многодетных семей, сторонами не оспаривается. Сумма понесенных истцом расходов в результате реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" составила 103 431 руб.98 коп.
Для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Установлено, что в спорный период между истцом и ответчиком либо третьим лицом отсутствовали договорные отношения по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг коммунальных услуг гражданам, подпадающим под действие Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" Минфину России совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации было поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом.
Минфином России и Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в пункте 2 письма от 29.06.1992 N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" было установлено, что скидки на оплату за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией производятся за счет средств местных бюджетов.
Указанный пункт письма решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ2003-139 признан недействующим. Иными правовыми актами порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям предусмотренных льгот не установлен.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Из материалов дела не усматривается, что в спорный период из федерального бюджета выделялись Приморскому краю средства в виде финансовой помощи на реализацию установленных льгот. Меры социальной поддержки многодетных семей, предусмотренные указанным краевым законом, являются дополнительными и предоставляются независимо от льгот, предоставляемых в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что возмещение льгот, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" является обязанностью Российской Федерации и производится из федерального бюджета, является законным и обоснованным..
Учитывая изложенной, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на основании положений статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил настоящие исковые требования за счет средств казны Российской Федерации. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 258, 265-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.02.2009 по делу N А51-9356/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
Н.А. Скрипка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10488/2008
Истец: ОАО Дальневосточная энергетическая компания (ОАО ДЭК) в лице Уссурийского отделения Дальэнергосбыта
Ответчик: Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департамент финансов Администрации ПК, Департамент социальной защиты населения Приморского края
Третье лицо: Администрация Уссурийского городского округа