г. Владивосток |
Дело |
31 августа 2009 г. |
N А59-695/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 августа 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: К.П. Засорина,
судей: Н.И. Фадеевой, И.Л. Яковенко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А.Госпаревич,
при участии:
стороны не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Сахалинской области
на решение от 03.06.09,
судьи Л.С.Саниной,
по делу N А59-695/2009 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску прокурора Сахалинской области
к Администрации муниципального образования городской округ "Долинский", обществу с ограниченной ответственностью "Форт-1",
о признании недействительными дополнительных соглашений N 1 от 27.08.08, N 2 от 03.12.08 и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сахалинской области обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Администрации муниципального образования городской округ "Долинский", обществу с ограниченной ответственностью "Форт-1" (далее по тексту - ООО "Форт-1") о признании недействительными в силу ничтожности дополнительных соглашений от 27.08.08 N 1 и от 03.12.08 N 2, заключенных ответчиками к муниципальному контракту от 22.08.08 N 20/08 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата денежных средств в размере 29 100 000 руб.
Решением от 03.06.09 исковые требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным дополнительное соглашение N 1 от 27.08.08 к муниципальному контракту N 20/08 от 22.08.08 на капитальный ремонт кинотеатра "Россия" и благоустройство прилегающей территории, заключенное между Администраций муниципального образования городской округ "Долинский" и ООО "Форт-1". В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа в признании недействительным дополнительного соглашения N 2 от 03.12.08 к муниципальному контракту N 20/08 от 22.08.08 на капитальный ремонт кинотеатра "Россия" и благоустройство прилегающей территории, заключенного между Администрацией муниципального образования городской округ "Долинский" и ООО "Форт-1", отказа в применении последствий недействительности ничтожной сделки в части возврата 29 100 000 руб. в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование жалобы заявитель указал на то, что стороны не вправе были изменять условие о сроках производства работ по капитальному ремонту кинотеатра "Россия" и благоустройству прилегающей территории, определенных заключенным между ними муниципальным контрактом.
В судебное заседание стороны не прибыли, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, апелляционный суд считает принятый по делу судебный акт подлежащим изменению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 22.08.08 между Администрацией муниципального образования городской округ "Долинский" (заказчик) и ООО "Форт-1" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 20/08на выполнение работ по капитальному ремонту кинотеатра "Россия" и благоустройство прилегающей территории.
Стороны согласовали срок подлежащей выполнению работы - общая продолжительность работ составляет 110 календарных дней с момента заключения контракта (п. 3.1 контракта).
В п. 4.1 контракта установлено, что условием платежей является предъявление подрядчиком заказчику счета-фактуры с указанием общей цены выполненных работ за расчетный период, актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-2). Расчет производится заказчиком после выполнения подрядчиком всех работ по контракту на основании акта приемки объекта в эксплуатацию (п.4.2 контракта).
Об изменении установленных сроков выполнения работ при наличии согласованных условий указано в п.п. 12.1, 12.2 контракта.
Дополнительным соглашением от 27.08.08 N 1 стороны внесли изменения в порядок расчетов и условий платежей, а именно: после заключения контракта заказчик в течение 10-ти дней перечисляет подрядчику аванс в размер 30%.
Судом установлено, что аванс в сумме 29 100 000 руб. перечислен ООО "Форт-1" платежным поручением от 08.09.08 N 1524.
Дополнительным соглашением N 2 от 03.12.08 внесены изменения в контракт в части срока выполнения работ, вместо 110 дней на 254 дня.
Прокурор Сахалинской области, считая, что указанные дополнительные соглашения от 27.08.08 N 1 и от 03.12.08 N 2 к муниципальному контракту от 22.08.08 N 20/08 заключены в нарушение Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.05 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 94-ФЗ), обратился в суд в порядке ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим иском о признании спорных дополнительных соглашений недействительными и применении последствий их недействительности.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что цена государственного или муниципального контракта может быть изменена только на основании п.2.1 ч.2 ст. 55 названного Закона, а также в случаях, установленных ч.ч. 4.2, 6, 6.2 - 6.4 этой же статьи, которые к правоотношениям ответчиков по муниципальному контракту N 20/08, исходя из характера их взаимных прав и обязанностей и конкретных условий данного контракта, не применимы.
Поскольку цена муниципального контракта в силу закона является твердой и в данном случае не может быть изменена по соглашению сторон контракта, в том числе и в случае, предусмотренном ч. 6 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ, на что указано в п. 12.2 контракта N 20/08, то судом первой инстанции сделан правильный вывод о несоответствии оспариваемого дополнительного соглашения N 1 от 27.08.08 об изменении цены требованиям закона. В указанной части решение суда не обжалуется.
Поскольку решение в порядке апелляционного производства обжалуется в части отказа в признании недействительным дополнительного соглашения N 2 от 03.12.08 к муниципальному контракту N 20/08 от 22.08.08, а также отказа в удовлетворении требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в части возврата 29 100 000 руб., ответчик возражения в материалы дела не направил, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Истцом заявлено требование о применении последствий его недействительности ничтожной сделки в части возврата 29 100 000 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации строительные, проектные и изыскательские работы, составляющие предмет государственного контракта, предназначены для удовлетворения потребностей РФ и субъектов РФ.
Учитывая, что ответчиком ООО "Форт-1" выполнено работ на 48 458 393 руб., что подтверждается материалами дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невозможности приведения сторон в первоначальное положение и отказал в удовлетворении требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в части возврата 29 100 000 руб.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что дополнительное соглашение N 2 от 03.12.08 к муниципальному контракту N 20/08 от 22.08.08 о внесении изменений в контракт в части срока выполнения работ является недействительным, поскольку противоречит закону.
Статьей 767 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а ели необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в п.1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по оглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Федеральный закон N 94-ФЗ не предусматривает оснований изменения сроков выполнения муниципального контракта на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, следовательно, ответчики не вправе устанавливать в контракте условия о возможном изменении сроков выполнения работ.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что дополнительное соглашение N 2 от 03.12.08 к муниципальному контракту N 20/08 от 22.08.08 об изменении срока выполнения работ является недействительным, как противоречащее требованиям закона.
Действующее законодательство содержит императивную норму о неизмененности условий государственного или муниципального контракта на выполнение работ и оказания услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, установленных законом.
Изменение сроков выполнения работ не по зависящим от подрядчика причинам в связи с наличием дефектов чердачного перекрытия не является основанием для установления возможности изменения условий контракта, не предусмотренной законом.
С учетом изложенного решение в указанной части подлежит изменению.
Решение суда первой инстанции в части распределения судебных расходов подлежит изменению с учетом обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции. Расходы по государственной пошлине подлежат взысканию с ответчика ООО "Форт-1" в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 03.06.09 по делу N А59-695/2009 изменить.
Признать недействительными дополнительные соглашения N 1 от 27.08.08, N 2 от 03.12.08 к муниципальному контракту N 20/08 от 22.08.08 на капитальный ремонт кинотеатра "Россия" и благоустройство прилегающей территории, заключенное между Администрацией муниципального образования городской округ "Долинский" и обществом с ограниченной ответственностью "Форт-1".
В остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Форт-1" в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 1000 (одну тысячу) руб. по иску.
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
К.П. Засорин |
Судьи |
Н.И. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-695/2009
Истец: Прокурор Сахалинской области
Ответчик: ООО "Форт-1", Администрация МО городской округ "Долинский"
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3359/2009