г. Владивосток |
Дело |
22 сентября 2009 г. |
N А24-1764/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 сентября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой,
судей: Г.А. Симоновой, О.Ю.Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит
при участии:
от ООО "Навигатор-ДВ": генеральный директор Урсакий Е.И., решение N 1 от 27.12.2007, паспорт 05 01 608854, выдан 15.01.2002; представитель Губанова В.А. по доверенности N 14 от 29.05.2009 со специальными полномочиями сроком на 1 год, паспорт 05 01 440774, выдан 15.08.2001;
от Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России: представитель Орлов В.А. по доверенности от 11.01.2009 со специальными полномочиям сроком до 23.01.2012, паспорт 30 02 152886, выдан 25.07.2002;
от Военной прокуратуры Тихоокеанского флота: прокурор Манько К.А., удостоверение ВО N 004243, действительно до 21.01.2011
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Навигатор-ДВ"
на решение от 02.07.2009
судьи Решетько В.И.
по делу N А24-1764/2009 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Навигатор-ДВ"
к Северо-Восточному пограничному управлению береговой охраны ФСБ России
о признании незаконными действий должностных лиц по задержанию и доставлению ТР "Рустика"
третье лицо ФГУ "Администрация морского порта Петропавловск-Камчатский"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Навигатор-ДВ" (далее -заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России (далее - ответчик, СВПУ) по задержанию и доставлению ТР "Рустика" в порт Петропавловск-Камчатский.
В предварительном судебном заседании Общество уточнило заявленные требования и просило обязать должностных лиц портовой власти Администрации порта Петропавловск-Камчатский не чинить препятствия по отходу судна из порта. В связи с этим ходатайствовала о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Администрации порта Петропавловск-Камчатский.
Заявление об уточнении заявленных требований судом рассмотрено и принято на основании ст. 49 АПК РФ.
Определением суда от 10.06.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ФГУ "Администрация морского порта Петропавловск-Камчасткий".
Решением арбитражного суда Камчатского края от 02.07.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано, в связи с тем, что материалами дела подтверждается соответствие закону оспариваемых действий ответчика.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования заявителя в полном объеме.
В доводах жалобы заявитель указывает, что в сложившихся обстоятельствах не имелось оснований для применения меры обеспечения охраны государственной границы, предусмотренной ст. 30 Закона РФ "О государственной границе". По мнению заявителя действия по задержанию и доставлению судна чрезмерны и объективно необоснованны. Заявитель обращает внимание на то, что задержание в порядке ст. 30 Закона РФ "О государственной границе" осуществляется для выяснения обстоятельств нарушения. В рассматриваемом случае, дополнительного выяснения обстоятельств нарушения не требовалось, так как такие действия были произведены и оформлены досмотровой группой, прибывшей на судно 05.05.2007: составлен протокол об административном правонарушении, капитаном даны признательные показания, предоставлены все необходимые документы, каких-либо противодействий при выяснении обстоятельств дела следствию не оказывалось. Таким образом, фактический состав правонарушения был однозначно выяснен на месте при досмотре 05.05.2009. Заявитель также отметил, что в отношении судовладельца ТР "Рустика", и его руководства не возбуждалось каких-либо производств, и не инициировалось административных расследований. Однако, судно длительное время без достаточных правовых оснований было исключено из хозяйственной деятельности. Считает, что оспариваемыми действия были нарушены права Общества на беспрепятственное осуществление предпринимательской деятельности. Со ссылкой на положения ч.5 ст. 6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" указывает, что пограничный контроль осуществляется в отношении лиц и транспортный средств, осуществляющих выезд (въезд) из РФ. Поскольку спорное судно в соответствии с ч.5 ст. 6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не осуществляло выезд с территории РФ, а следовало в транзитном режиме, следовательно не подлежало пограничному контролю.
Определением от 24.08.2009, вынесенным в соответствии с частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворил заявление Военного прокурора Тихоокеанского флота о вступлении в арбитражный процесс в качестве участника.
В отзыве на апелляционную жалобу Военный прокурор поддержал позицию ООО "Навигатор-ДВ", считает действия ответчика незаконными, нарушающими права и законные интересы Общества.
По мнению прокурора, положения ч.1 ст. 9 Закона РФ "О государственной границе" не могут применяться к правоотношениям в сфере порядка пересечения Государственной границы на море, так как регламентируют порядок пересечения Государственной границы на суше. Ч. 5 ст. 9 Закона РФ "О государственной границе" также не может быть применена, так как ТР "Рустика" не пересекало линию Государственной границы с сопредельными государствами. Прокурор указал, что поскольку судно следовало в режиме транзитного проезда, а не осуществляло выезд, следовательно, не подлежало пограничному контролю. В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, в нарушение п.3 с.2 ст. 30 Закона РФ "О государственной границе" при проверке законности действий по задержанию судна, не устанавливался факт нарушения режима государственной границы, не выяснена необходимость прохождения пограничного контроля ТР "Рустика" при выходе из порта Владивосток, получения разрешения пограничных органов. Со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 05.09.2007 N 560, которым утверждены "Правила получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы РФ российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации", прокурор указывает, что ТР "Рустика" не требуется получение разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы РФ, поскольку данное судно является рефрежератрным и не предназначено для добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Считает, что прохождение пограничного контроля и получение иных разрешений пограничных органов для транзитного следования не требуется.
Действующие законодательство о Государственной границе не предусматривает привлечение к иной, кроме административной или уголовной ответственности. Однако должностными лицами ответчика каких-либо либо мер обеспечения производства по делу не применялось.
Военный прокурор просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт, признав недействительным ненормативный правовой акт - протокол задержания и доставления спорного судна от 06.05.2009, противоречащим закону, признать незаконными действия должностных лиц ответчика связанные с задержанием и последующим удержанием транспортного рефрижератора "Рустика".
В отзыве на апелляционную жалобу, Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны ФСБ России решение считает законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
ФГУ "Администрация морского порта Петропавловск-Камчатский" надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в заседание суда не явилось, в порядке ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что по результатам проверки ТР "Рустика", проведенной 05.05.2009 должностным лицом СВПУ Ситниковым А.С. (том 1, л.д. 15-17), в отношении капитана ТР "Рустика" Семенова В.Н. возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ путем составления протокола об административном правонарушении от 05.05.2009 N 9862ПК/82/09 (том 1, л.д. 18-20).
06.05.2009 должностным лицом СВПУ Григоренко Е.А. произведен осмотр вышеуказанного судна, результаты которого отражены в протоколе осмотра невоенного судна N 28/198 (том 1, л.д. 21-24).
В этот же день этим же должностным лицом составлен протокол задержания и доставления российского невоенного суда ТР "Рустика" в порт Петропавловск-Камчатский. Как следует из вышеуказанного протокола, судно задержано за нарушение статей 9, 11 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" для выяснения обстоятельств нарушения. Правовым основанием для задержания и доставления судна указана статья 30 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации".
Копия вышеуказанного протокола вручена капитану судна Семенову В.Н. (том 1, л.д. 32-33).
Не согласившись с вышеуказанным задержанием судна и его доставлением в порт Петропавловск-Камчатский, общество обратилось в арбитражный суд о признании соответствующих действий должностных лиц СВПУ незаконными.
Отказывая Обществу в удовлетворении его требований, суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и правильно применил нормы права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из смысла приведенных норм следует, что для признания действий должностного лица государственного органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: действия (бездействие) должны не соответствовать закону и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1) государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 3 и 28 вышеназванного Закона охрана Государственной границы Российской Федерации осуществляется Пограничной службой ФСБ России, которая обеспечивает ее защиту и охрану на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, а также в пунктах пропуска через Государственную границу.
Согласно пункту 2 статьи 11.1 Федерального закона от 03.04.1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" пограничные органы осуществляют защиту и охрану экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска), исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрану за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 4730-1 пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила: в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации: промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.
Как следует из пункта 3 статьи 30 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" пограничные органы в пределах приграничной территории имеют право: останавливать, осматривать и задерживать пограничными кораблями российские и иностранные суда, допустившие нарушения указанных режимов, и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения. О каждом случае осмотра, задержания судна составляется протокол. К протоколу задержания судна прилагаются изъятые у капитана судовые и грузовые документы.
Задержание и конвоирование судна, нарушившего пограничный режим, в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения является одной из мер обеспечения охраны государственной границы РФ в соответствии со статьей 30 ФЗ N 4730-1 от 01.04.1993 "О Государственной границе РФ".
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О государственной границе" пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
Этой же статьей предусмотрено, что российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
Приведенные положения необходимо рассматривать во взаимосвязи, учитывая понятие государственной границы (линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации).
Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации (ст. 11 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации"").
Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного контроля (проверку оснований для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения Государственной границы, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации) и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля. Перечень иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливается Правительством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 29.11.1996 N 148-ФЗ, от 24.07.1998 N 127-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ)
Как следует из материалов дела, принадлежащее ООО "Навигатор-ДВ судно ТР "Рустика", при осуществлении морской перевозки грузов, со всем судовым и навигационным оборудованием, экипажем судна, топливом и находящимся на судне имуществом несколько раз пересекло Государственную границу РФ вне пунктов пропуска, без пограничного контроля.
Установленные судом обстоятельства дела свидетельствуют, что судно ТР "Рустика" было задержано для выяснения обстоятельств в связи с выявленными нарушениями статей 9,11 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации", на основании статьи 30 Закона "О государственной границе".
При осмотре и задержании судна ответчиком соблюдены положения ст. 30 Закона РФ "О государственной границе" - составлен протокол задержания и доставления судна от 06.05.2009.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что оспариваемые действия совершены ответчиком с превышением предоставленных полномочий, поскольку в рассматриваемом случае дополнительного выяснения обстоятельств нарушения не требовалось, так как такие действия были произведены и оформлены досмотровой группой, прибывшей на судно 05.05.2009: составлен протокол об административном правонарушении в отношении капитана судна, собраны все материалы, необходимые для последующего установления вины и привлечения к ответственности должностного лица.
Данный довод признается судом апелляционной инстанции несостоятельным, так как действия по задержанию и доставлению спорного судна осуществлены не в рамках производства по делу об административном правонарушении, а в соответствии с Законом РФ "О государственной границе" в пределах полномочий предоставленных должностным лицам ответчика.
Указание заявителя жалобы на положения Федерального закона "О порядке въезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерации" в подтверждение позиции о том, что спорное судно не подлежало пограничному контролю, так как не осуществляло выезд (въезд) из Российской Федерации, а следовало в транзитном режиме, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельное.
В соответствии с ч.5 ст. 6 Федерального закона "О порядке въезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерации" в целях настоящего Федерального закона не рассматривается как выезд из Российской Федерации и как въезд в Российскую Федерацию: пересечение Государственной границы Российской Федерации гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства в течение срока действия имеющейся у него визы при следовании с одной части территории Российской Федерации на другую часть ее территории через территорию иностранного государства в режиме транзитного проезда либо при следовании на российских судах через исключительную экономическую зону Российской Федерации или через открытое море без захода в иностранные порты.
Однако данная норма распространяется свое действие исключительно на граждан и не имеет отношение к особенностям пересечения границы Российской Федерации транспортными средствами.
Ссылка Военного прокурора, в обоснование довода об отсутствии необходимости получения спорным судном разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы РФ, на Постановление Правительства РФ от 05.09.2007 N 560, которым утверждены "Правила получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы РФ российскими рыбопромысловыми судами на внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе" необоснованна, так как судно ТР "Рустика" является рефрижераторным и не предназначено для добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Постановление Правительства РФ от 19.03.2008 N 184, которым утвержден "Порядок оформления захода (выхода) судов рыбопромыслового флота в морские порты в Российской Федерации, а также ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки" к рассматриваемым отношениям также не применим, поскольку не регулирует правила пересечения Государственной границы РФ, а устанавливает порядок осуществления государственного контроля (установление объемов вылова водных биологических ресурсов).
В свою очередь порядок пересечения государственной границы российским и иностранными судами, иностранными военными кораблями и другими государственными судами, как указывалось выше, регулируется Федеральным законом "О государственной границе", положения которого, а именно установленные правила режима прохождения Государственной границы были нарушены ТР "Рустика", в связи с чем, последнее было задержано и доставлено для выяснениях всех обстоятельств происшедшего.
В этой связи необходимо также учесть, что у ТР "Рустика" при следовании из порта Владивосток, в исключительной экономической зоне Российской Федерации перестало работать техническое средство контроля и в течение нескольких часов судно не наблюдалось.
Военный прокурор просит отменить решение суда первой инстанции полностью принять по делу новый судебный акт, признав недействительным ненормативный правовой акт - протокол задержания и доставления судна ТР "Рустика" от 06.05.2009, как противоречащий закону; признать незаконными действия должностных лиц ответчика, связанные с задержанием и последующим удержанием транспортного рефрижератора "Рустика".
Порядок и пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции определены статьями 266, 268 АПК РФ. В нарушение ч.3 ст. 266 и ч.7 ст. 268 АПК РФ прокурор просит в отзыве принять арбитражным судом апелляционной инстанции новые требования - признание недействительным протокола задержания и доставления судна от 06.05.2009, которые не были заявлены Обществом, и не рассматривались судом первой инстанции, что недопустимо.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку заявитель, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал несоответствие закону действия должностных лиц Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России и нарушение ими прав и интересов Общества, судом первой инстанции законно и обоснованно отказано в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие правовых оснований для возложения на должностных лиц портовой власти Администрации порта Петропавловск-Камчатский обязанности не чинить препятствий по отходу судна из порта.
Доводы заявителя жалобы о том, что в результате оспариваемых действий Общество лишено возможности получения прибыли, в связи с выводом судна из эксплуатации, не принимаются судом во внимание, поскольку оспариваемые действия не находятся в причинной связи с перечисленными Обществом последствиями.
Иных документально и нормативно обоснованных доводов, влекущих в порядке статьи 270 АПК РФ отмену судебного акта, не представлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 02.07.2009 по делу N А24-1764/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Н.В. Алферова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1764/2009
Истец: ООО "Навигатор-ДВ"
Ответчик: Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны ФСБ России
Кредитор: Военный прокурор Тихоокеанского флота
Третье лицо: ФГУ "Администрация мосркого порта Петропавловск-Камчатский"