г. Владивосток |
Дело |
25 сентября 2009 г. |
N А51-8053/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2009 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: О.Ю. Еремеевой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края: не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
от Отделения по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: Сосковец Е.В. по доверенности N 01-14/701 от 29.06.2009 на представительство сроком до 31.12.2009, удостоверение 25 N 0044 от 25.12.2007,
от Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 7 с. Серафимовка Ольгинского района Приморского края: не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 07 августа 2009 года
судьи Л.А. Куделинской
по делу N А51-8053/2009 Арбитражного суда Приморского края,
по заявлению Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края
к Отделению по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад N 7 с. Серафимовка Ольгинского района Приморского края
о признании незаконными действий по возврату постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16.12.2008 N 58 и обязании принять к исполнению данное постановление,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края (далее - "Заявитель", "Орган ПФ РФ") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Отделению по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - "Отделение по Ольгинскому району УФК по ПК", Казначейство), должнику - Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад N 7 с.Серафимовка Ольгинского района Приморского края (далее "МДОУ ДС N 7 с. Серафимовка Ольгинского района", Муниципальное учреждение) о признании незаконными действий по возврату постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16.12.2008 N 58 с МДОУ ДС N 7 с.Серафимовка Ольгинского района и обязании Отделения по Ольгинскому району УФК по ПК принять к исполнению данное постановление.
Решением от 07 августа 2009 года суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, Казначейство обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Отделение по Ольгинскому району УФК по ПК, ссылаясь на положения ст. 239 Бюджетного кодекса РФ, указало, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов (исполнительных листов и судебных приказов). Органы Федерального казначейства, согласно жалобе, не могут выходить за пределы своих полномочий, в связи с чем исполнение ими иных исполнительных документов, не предусмотренных БК РФ, будет являться незаконным.
На основании указанных доводов Казначейство просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы представитель Казначейства поддержал в судебном заседании.
От Заявителя в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что с доводами жалобы Орган ПФ РФ не согласен, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Орган ПФ РФ своего представителя в судебное заседание не направил. Принимая во внимание неявку стороны, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в ее отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Орган ПФ РФ вынес постановление от 16.12.2008 N 58 о взыскании с МДОУ ДС N 7 с. Серафимовка Ольгинского района недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 30.907 рублей 99 копеек, которое было направлено в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
22.12.2008 судебный пристав-исполнитель Отдела по Ольгинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, в связи с тем, что должник является бюджетной организацией и имеет лицевой счёт в Отделении по Ольгинскому району УФК по ПК.
На указанном основании постановление от 16.12.2008 N 58 было возвращено Заявителю, который 12.02.2009 направил данное постановление для исполнения в Отделение по Ольгинскому району УФК по ПК.
Письмом от 27.05.2009 N 03-02/536 Казначейство возвратило Органу ПФ РФ полученное постановление без исполнения, указав, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов и в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Не согласившись с действиями Отделения по Ольгинскому району УФК по ПК по отказу в принятии на исполнение постановления от 16.12.2008 N 58, Орган ПФ РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данных действий недействительными.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 242.1 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется по решению суда на основании исполнительных документов.
Таким образом, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с указанными положениями Бюджетного кодекса РФ возможно в случае взыскания обязательных платежей и санкций в судебном порядке, когда имеется вступившее в законную силу решение суда, а также исполнительный лист, выданный на основании такого решения, либо судебный приказ.
В то же время в соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 данного Федерального закона.
Пунктом 1 ст. 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате (пункты 5, 6 ст. 25.1 указанного Федерального закона). Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве (п. 14 Федерального закона N 167-ФЗ).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе обращаться в суд с заявлением о взыскании с бюджетных учреждений задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в размере не превышающем 50.000 руб.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" к исполнительным документам относятся акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. В силу данной нормы постановление органов Пенсионного фонда Российской Федерации, вынесенное на основании решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя, является исполнительным документом.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" установленная статьей 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
В соответствии с п. 2 указанного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ случае данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела коллегией установлено, что МДОУ ДС N 7 с. Серафимовка Ольгинского района является бюджетным учреждением и имеет в Отделении по Ольгинскому району УФК по ПК лицевой счет N 40204810800000000019. Других счетов в учреждениях Банка России и кредитных организациях МДОУ ДС N 7 с. Серафимовка Ольгинского района не имеет.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Орган ПФ РФ правомерно направил постановление от 16.12.2008 N 58 для исполнения в Отделение по Ольгинскому району УФК по ПК, поскольку данное постановление является исполнительным документом и в силу вышеизложенного подлежит исполнению Казначейством.
Руководствуясь изложенным, коллегия признает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что действия Отделения по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю по возврату без исполнения постановления Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края от 16.12.2008 N 58 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 7 с. Серафимовка Ольгинского района Приморского края, являются недействительными, как несоответствующие Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Кроме того, суд первой инстанции правомерно обязал Отделение по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю принять указанное постановление Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края от 16.12.2008 N 58 к исполнению.
Доводы Казначейства, заявленные в апелляционной жалобе, о том, что спорное постановление Органа ПФ РФ не является судебным актом, коллегия отклоняет, как не имеющее в силу вышеизложенного правового значения для рассмотрения настоящего дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07 августа 2009 года по делу N А51-8053/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
Т.А. Солохина |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8053/2009
Истец: ГУ Отдел Пенсионного Фонда РФ по Ольгинскому району Приморского края
Ответчик: Отделение по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
Третье лицо: МДОУ Детский сад N 7 с.Серафимовка
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-471/10
22.01.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-471/10
07.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6949/2009
25.09.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4383/2009