г. Владивосток |
Дело |
01 октября 2009 г. |
N А51-5752/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 сентября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от ООО "Олимп Плюс": Кузьмиченко М.И. по доверенности от 10.09.2009 со специальными полномочиями сроком на 1 год, паспорт 05 06 299107;
администрация г. Владивостока, ОАО "Городские тепловые сети" не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Олимп Плюс"
на решение от 23.07.2009
судьи А.А. Лошаковой
по делу N А51-5752/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Олимп Плюс"
к администрации г. Владивостока
третье лицо: ОАО "Городские тепловые сети"
о понуждении к регистрации публичного сервитута
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Олимп Плюс" (далее по тексту - "заявитель", "Общество") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации г. Владивостока (далее - "Администрация") об обязании ответчика обратиться с заявлением в Управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю и зарегистрировать в установленном порядке публичный сервитут, установленный на часть земельного участка с кадастровым номером: 25:28:050029:431, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Фанзавод, д. 1, распоряжением администрации г. Владивостока N 1861-Р от 23.10.2007, а именно на участок дороги общего пользования площадью 1591 кв.м. учетный кадастровый номер части земельного участка 17 согласно кадастровому паспорту N 28-1/082066 от 27.05.2008.
Определением суда от 22.05.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Городские тепловые сети".
Решением суда от 23.07.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 23.07.2009, ООО "Олимп Плюс" просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. Заявитель считает, что распоряжение администрации г. Владивостока от 23.10.2007 N 1861-р соответствует всем признакам нормативного правого акта, издано в пределах предоставленных Администрации Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" полномочий и устанавливает в отношении земельного участка площадью 1591 кв.м., находящегося в собственности муниципального образования г. Владивосток, публичный сервитут. Общественные слушания по вопросу установления публичного сервитута были проведены в назначенное время.
То обстоятельство, что в настоящее время законодательно не урегулирована процедура установления публичных сервитутов и не установлен регламент проведения общественных слушаний по данному поводу, по мнению заявителя апелляционной жалобы, не должно отразиться на интересах ООО "Олимп Плюс" и местного населения, права которых были нарушены самовольным поведением ОАО "Городские тепловые сети".
При этом заявитель указывает на то, что отсутствие упоминания в распоряжении администрации г. Владивостока от 23.10.2007 N 1861-р "Об утверждении проекта границ земельного участка в городе Владивостоке по адресу: ул. Фанзавод, 1, ОАО "Городские тепловые сети" о том, что беспрепятственный проезд и проход площадью 1591 кв.м. является именно публичным сервитутом, не свидетельствует о том, что он не является таковым по своей правовой природе.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель ООО "Олимп Плюс" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация г. Владивостока, ОАО "Городские тепловые сети", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заявителя, в судебное заседание не явились, письменные отзывы на апелляционную жалобу ООО "Олимп Плюс" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) не представили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя ООО "Олимп Плюс", проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
23.10.2007 администрацией г. Владивостока принято распоряжение N 1861-Р "Об утверждении проекта границ земельного участка в г. Владивостоке, ул. Фанзавод, 1, ОАО "Городские тепловые сети", для дальнейшей эксплуатации котельного комплекса N 35.
У ООО "Олимп Плюс" находится во владении и пользовании земельный участок по адресу: г. Владивосток, ул. Фанзавод, 1.
Земельный участок ООО "Олимп Плюс" граничит с земельным участком, принадлежащем "Городские тепловые сети", через который проходит дорога общего пользования, по которой, в том числе осуществляется проезд к железнодорожному пути N 2, находящемуся в собственности ООО "Олимп Плюс, а также основной и пожарный выезд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 274 Гражданского кодекса РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться, в том числе и для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок.
Как следует из пункта 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
В указанных нормах речь идет о частном сервитуте и защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения, а также защита прав владельца, не являющегося собственником, осуществляется в порядке статей 304-305 Гражданского кодекса РФ.
Согласно частям 2, 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, или местного населения, без изъятия земельных участков. Публичный сервитут может быть установлен, в частности, для прохода или проезда через земельный участок.
В части 9 статьи 23 Земельного кодекса РФ определено, что сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости.
Таким образом, публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом в спорном случае органа местного самоуправления.
Частью 8 статьи 23 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
Предметом настоящего спора является заявление Общества об обязании ответчика - администрацию г. Владивостока зарегистрировать в установленном порядке публичный сервитут на часть земельного участка (участок дороги общего пользования площадью 1591 кв.м.) с кадастровым номером: 25:28:050029:431 по адресу: г. Владивосток, ул. Фанзавод, д. 1, установленный распоряжением администрации г. Владивостока N 1861-Р от 23.10.2007.
Действительно, часть спорного земельного участка имеет статус дороги общего пользования.
Между тем в силу вышеизложенного по тексту постановления публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом в данном случае органа местного самоуправления. До принятия органом местного самоуправления соответствующего нормативного правового акта об установлении публичного сервитута нет оснований говорить о наличии у спорного земельного участка статуса публичного сервитута, подлежащего государственной регистрации.
Распоряжение администрации г. Владивостока от 23.10.2007 N 1861-р "Об утверждении проекта границ земельного участка в городе Владивостоке по адресу: ул. Фанзавод, 1 ОАО "Городские тепловые сети" для дальнейшей эксплуатации котельного комплекса N 35", не является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, которым был в отношении части земельного участка установлен публичный сервитут с учетом общественных слушаний. Указание на установление в отношении части предоставленного ОАО "Городские тепловые сети" земельного участка (участок дороги общего пользования площадью 1591 кв.м.) статуса публичного сервитута в распоряжении администрации г. Владивостока от 23.10.2007 N 1861-р отсутствует.
Указание в проекте границ земельного участка в городе Владивостоке на наличие на данном земельном участке территории беспрепятственного прохода и проезда площадью 1 591 кв.м. само по себе не свидетельствует, что органом местного самоуправления в отношении участка дороги общего пользования площадью 1591 кв.м. был установлен сервитут по правилам части 2 статьи 23 Земельного кодекса РФ и не заменяет собой отсутствующую в данном случае процедуру утверждения публичного сервитута в отношении спорной части земельного участка.
На момент рассмотрения настоящего спора публичный сервитут в отношении участка дороги общего пользования площадью 1591 кв.м. нормативным правовым органом администрации г. Владивостока в установленном законом порядке не установлен.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что распоряжение администрации г. Владивостока от 23.10.2007 N 1861-р соответствует всем признакам нормативного правого акта, издано в пределах предоставленных Администрации Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" полномочий и устанавливает в отношении земельного участка площадью 1591 кв.м., находящегося в собственности муниципального образования г. Владивосток, публичный сервитут, не соотвеотствует действительности и изложенному выше по тексту постановления обязательному установленному законом (часть 2 статьи 23 Земельного кодекса РФ) порядку установления сервитута.
При этом положительное разрешение настоящего заявления Общества об обязании администрацию г. Владивостока обратиться с заявлением в Управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю и зарегистрировать в установленном порядке публичный сервитут на участок дороги общего пользования площадью 1591 кв.м. земельного участка по адресу: г. Владивосток, ул. Фанзавод, д. 1, не возможно без наличия уставленного в законом порядке предмета регистрации - публичного сервитута в отношении участка дороги общего пользования площадью 1591 кв.м.
При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных Обществом требований при выбранном им способе правовой защиты.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23.07.2009 по делу N А51-5752/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5752/2009
Истец: ООО "Олимп Плюс"
Ответчик: Администрация г. Владивостока
Третье лицо: ОАО "Городские тепловые сети"
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4300/2009