г. Хабаровск |
|
20 февраля 2008 г. |
N 06АП-А80/2008-2/250 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Карасева В.Ф.
Судей: Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чукотскому автономному округу: не явился;
от государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Чукотский окружной детский дом": не явился;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чукотскому автономному округу
на решение от 15.11.2007
по делу N А80-351/2006Н
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
дело рассматривал судья Скуридин П.В.
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чукотскому автономному округу
к государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Чукотский окружной детский дом"
о взыскании обязательных платежей и пени в размере 4 546 303 руб. 28 коп.
Решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 05.03.2007 отказано в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чукотскому автономному округу (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 Чукотскому АО, налоговый орган) о взыскании с муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом" г. Билибино обязательных платежей и пени в сумме 4 546 303 руб. 28 коп.
При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент рассмотрения спора переход прав и обязанностей от муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом" г. Билибино к государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Чукотский окружной детский дом" (далее - ГОУ "Чукотский окружной детский дом", налогоплательщик, учреждение, ответчик) не закреплен правоустанавливающим документами, факт правопреемства в установленном порядке не подтвержден.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.08.2007 решение суда от 05.03.2007 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 15.11.2007 требования налогового органа удовлетворены частично: с государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Чукотский окружной детский дом" взыскана задолженность по страховым взносам в сумме 1 909 887 руб. 64 коп. Решением суда уменьшена сумма пени до 50 000 руб.
Межрайонная ИФНС России N 2 по Чукотскому автономному округу в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции изменить в части уменьшения суммы пени, подлежащей взысканию с ответчика.
Стороны явку своих представителей на судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
05.01.2003 Межрайонной ИФНС России N 3 по Чукотскому АО принято решение N 45 о проведении реструктуризации задолженности муниципального образовательного учреждения "Детский дом" в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 01.01.2001 года.
В связи с наличием задолженности по авансовым платежам по единому социальному налогу и на основании пункта 5 Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001, налоговый орган решением от 31.07.2006 N 2 отменил свое решение от 05.01.2001 N 45 по следующим фондам:
- Пенсионный фонд Российской Федерации - по страховым взносам в сумме 1 585 624 руб. 50 коп., пени - 2 291 022 руб. 80 коп.;
- Фонд социального страхования - по страховым взносам в сумме 14 935 руб. 38 коп., пени - 18 436 руб. 13 коп.;
- Федеральный фонд медицинского страхования - по страховым взносам в сумме 13 111 руб. 11 коп., пени 14 473 руб. 04 коп.;
- Территориальный фонд медицинского страхования - по страховым взносам в сумме 230 971 руб. 82 коп., пени 249 650 руб. 24 коп.;
- Государственный фонд занятости населения - по страховым взносам в сумме 65 244 руб. 83 коп., пени - 62 833 руб. 43 коп.
Письмом от 01.08.2006 N 07-03/4110 налоговый орган направил в адрес муниципального образовательного учреждения "Детский дом" решение от 31.07.2006 N 2, в котором указал на необходимость погасить задолженность в добровольном порядке.
Требованием от 25.08.2006 N 968 налоговый орган уведомил налогоплательщика о наличии задолженности по страховым взносам в сумме 1 910 851 руб. 64 коп., пени и необходимости погасить задолженность до 04.09.2006.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требования от 25.08.2006 N 968 и руководствуясь статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы задолженности и пени.
При новом рассмотрении дела, суд первой инстанции произвел замену ответчика на его правопреемника - государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей "Чукотский окружной детский дом".
Поскольку в ходатайстве от 06.11.2007 N 01-18/1275 ответчик согласился с наличием задолженности по страховым взносам на сумму 1 909 887 руб. 64 коп. и пени в сумме 2 636 415 руб. 04 коп., суд удовлетворил требования Межрайонной ИФНС России N 2 по Чукотскому АО.
Вместе с тем, суд счел возможным удовлетворить ходатайство ответчика об уменьшении суммы пени и применить при рассмотрении спора статью 112 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), устанавливающую право суда установить наличие в действиях ответчика смягчающих его ответственность обстоятельств. При этом суд первой инстанции указал, что смягчающим ответственность учреждения обстоятельством является превышение суммы пени сумму долга по страховым взносам, что свидетельствует о ее несоразмерности, а также совершение налогового правонарушения учреждением впервые. На основании названных выводов суд снизил размер подлежащей взысканию пени с 2 636 415 руб. 04 коп. до 50 000 руб.
Возражая против решения суда первой инстанции, налоговый орган указал, что в части уменьшения суммы пени суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права. Ответственность за совершение налоговых правонарушений организации и физические лица несут в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 Налогового кодекса Российской Федерации. Смягчающие обстоятельства установлены налоговым законодательством для их применения в случае наличия оснований для уменьшения размера налоговых санкций в отношении налогоплательщика. Пеня же является способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, а не налоговой санкцией и применение к ней смягчающих ответственность обстоятельств противоречит налоговому законодательству.
Суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 Порядка проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г. задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 (далее - Порядок) организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу), если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699.
Пункт 6 Порядка устанавливает, что при возникновении обстоятельств, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящего Порядка, налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия и о принятии предусмотренных законодательством мер ко взысканию задолженности.
Согласно решению налогового органа от 31.07.2006 N 2 (л.д. 28) основанием для прекращения реструктуризации задолженности учреждения, имеющейся перед государственными внебюджетными фондами, явилось установление наличия задолженности по единому социальному налогу.
25.08.2006 налогоплательщику направлено требование N 968 об уплате налогов в добровольном порядке, неисполнение которого послужило основанием обращения налогового органа в Арбитражный суд Чукотского автономного округа.
Согласно статье 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Взыскание сумм недоимки, пеней, штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, налоговым органом соблюдены условия взыскания задолженности с ГОУ "Чукотский окружной детский дом".
В соответствии с абзацем 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Вопросам налогового контроля посвящена глава 14 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащая нормы об учете организаций и физических лиц, налоговых проверках, порядке принятия решений по результатам налоговых проверок, их обжалования и исполнения, производстве по делу о налоговых правонарушениях.
Апелляционным судом признается правильной позиция налогового органа, изложенная в апелляционной жалобе о том, что нормы материального права, устанавливающие перечень обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика не подлежат применению при решении вопроса о взыскании пени, являющейся не мерой ответственности, а способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов.
Так, статья 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статья 27 Федерального закона от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" устанавливают, что исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, сумма пеней уплачивается независимо от применения мер ответственности за нарушение норм законодательства Российской Федерации, регулирующих, соответственно обязательное пенсионной страхование, обязательное медицинское страхование.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства, которые он квалифицировал как смягчающие, могут лишь смягчить ответственность ГОУ "Чукотский окружной детский дом", а именно, уменьшить размер штрафов, налагаемых за совершение им правонарушений, в то время как учреждение к такой ответственности налоговым органом не привлекалось.
Таким образом, суд первой инстанции необоснованно руководствовался статьями 112 и 114 НК РФ, уменьшив размер подлежащей взысканию пени за несвоевременную уплату учреждением страховых взносов с 2 636 415 руб. 04 коп. до 50 000 руб.
При перечисленных обстоятельствах, согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит изменению, в связи с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 15 ноября 2007 года по делу N А80-351/2006Н изменить.
Взыскать с государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Чукотский окружной детский дом" в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чукотскому автономному округу пени в сумме 2 636 415 руб. 04 коп. В остальной части то же решение оставить без изменений.
Постановление вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
Н.В.Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-351/2006 (Н)
Истец: МИ ФНС России N 2 по ЧАО, МИ ФНС N 2 по ЧАО
Ответчик: МОУ "Детский дом" г. Билибино
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-250/2008-А80