г. Хабаровск |
|
12 марта 2008 г. |
N 06АП-А73/2008-1/482 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей: Ротаря С.Б., Головниной Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рожковской Е.Я.
при участии в судебном заседании:
от истца: Веселовского В.А. - представителя по доверенности от 01.12.2007 N 13913/02-07;
от ответчиков: не явились;
от третьего лица: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ
на решение от 21.12.2007
по делу N А73-7743/2006-51/17
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривала судья Е.Н.Захаренко
по иску Муниципального унитарного предприятия "Автотранссервис"
к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, Комитету социальной защиты населения администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
3 лицо - Министерство социальной защиты населения Хабаровского края
о взыскании 688 820 рублей
Муниципальное унитарное предприятие "Автотранссервис" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края (с учетом уточнения наименования ответчиков) к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, Советско-Гаванскому муниципальному району в лице Комитета социальной защиты населения Советско-Гаванского муниципального района и в лице Финансового управления Администрации Советско-Гаванского муниципального района с иском о взыскании 688 820 рублей убытков, образовавшихся в связи с предоставлением гражданам в 2003 году льготного проезда на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
До принятия решения истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил иск и требовал взыскать убытки на сумму 10 781 208 рублей, из которых требования в сумме 688 824 рубля предъявлены к муниципальному образованию в лице финансового управления, а в сумме 10 092 384 рублей - к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Определением от 30.03.2007 производство по иску к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ прекращено в связи со вступившим в законную силу судебным актом, вынесенным по спору между истцом и данным ответчиком по тому же предмету и по тем же основаниям, в части требования к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края и Советско-Гаванскому муниципальному району в лице Комитета социальной защиты населения Советско-Гаванского муниципального района прекращено в связи с отказом от иска.
Решением суда от 30.03.2007 исковое требование к Советско-Гаванскому муниципальному району в лице Финансового управления Администрации Советско-Гаванского муниципального района оставлено без удовлетворения.
Постановлениями Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.07.2007 данные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении спора к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство социальной защиты Хабаровского края.
Решением от 21.12.2007 с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу МУП "Автотранссервис" взыскано 1 530 931 рубль 53 копейки, в остальной части требований и в иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с решением суда в части взыскания с него суммы убытков, Министерство финансов РФ направило апелляционную жалобу в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение в этой части отменить, как вынесенное с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что арбитражный суд взыскал не фактические расходы истца, а убытки, полученные расчетным путем, что противоречит требованиям статьи 790 ГК РФ и постановлению губернатора Хабаровского края от 22.02.2002 N 118.
Представитель МУП "Автотранссервис" в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы отклонил.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МУП "Автотранссервис" в 2003 году при перевозке на муниципальных маршрутах пассажирского транспорта граждан предоставляло в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" льготную скидку по оплате стоимости проезда, в результате чего истцом недополучены доходы в сумме 688 824 рубля, что подтверждается имеющимися в материалах дела актами сверок.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Так в статье 30 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусмотрено, что инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ в случае, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Статьей 4 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот инвалидам, назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Согласно статьям 38, 39, 49 ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства для реализации этих льгот должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций целевым назначением.
В спорный период в ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" предусмотрено выделение субъектам РФ субсидий на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Хабаровскому краю в сумме 114 746 тысяч рублей, фактически передано - 126 989 тысяч рублей.
Доказательства нецелевого использования денежных средств субъектом Федерации в материалах дела отсутствуют.
Указанные денежные средства перечислены Министерством социальной защиты населения Хабаровского края предприятиям, оказывающим услуги инвалидам, в том числе и истцу.
Поскольку объем переданных субвенций и дотаций органами государственной власти РФ не покрывает расходы на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
При этом судом, при определении размера подлежащих взысканию убытков, правомерно применен коэффициент количества поездок на одного льготника в месяц в г.Советская Гавань с Советско-Гаванским районом 7,1 определенный в результате проведения натурных обследований и утвержденный Постановлением губернатора Хабаровского края от 23.12.2003 N 328.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно взыскал с Министерства финансов РФ убытки в сумме 1 530 931 рубль 53 копейки, отказав в остальной части исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.12.2007 по делу N А73-7743/2006-51/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.В.Гричановская |
Судьи |
С.Б.Ротарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7743/2006-51/17
Истец: МУП "Автотранссервис"
Ответчик: Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края, Советско-Гаванский муниципальный район в лице Финансового управления Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Комитет социальной защиты населения Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Хабаровского края