г. Хабаровск |
|
14 марта 2008 г. |
N 06АП-А73/2008-2/585 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Карасева В.Ф.,
Судей: Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в судебном заседании:
от администрации г. Хабаровска: Безлепкина С.В., представитель по доверенности от 20.04.2007 N 1.33-202;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю: не явился;
от Министерства обороны Российской Федерации: Завалишина А.А., представитель по доверенности от 21.05.2007;
от Хабаровской квартирно-эксплуатационной части: Завалишина А.А., представитель по доверенности от 29.02.2008 N 530;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Хабаровска
на решение от 31.01.2008
по делу N А73-12278/2007-63
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Шапошникова В.А.
по заявлению администрации г. Хабаровска
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть
о признании недействительным распоряжения от 01.10.2007 N 1492
Решением Арбитражного суда Хабаровского края отказано в удовлетворении заявления администрации г. Хабаровска (далее - заявитель) о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУФАУФИ по Хабаровскому краю, Территориальное управление) от 01.10.2007 N 1492.
Администрация г. Хабаровска не согласна с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
По мнению администрации г. Хабаровска, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.
В судебном заседании представитель администрации г. Хабаровска огласил содержание апелляционной жалобы и настаивает на ее удовлетворении.
Представитель третьих лиц - Министерства обороны Российской Федерации, Хабаровской квартирно-эксплуатационной части доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом.
Заслушав представителей администрации г. Хабаровска, третьих лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд установил следующее.
01.10.2007 ТУФАУФИ по Хабаровскому краю принято распоряжение N 1492 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Государственным учреждением "Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть" в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" (л.д. 10-14).
Согласно названному распоряжению в муниципальную собственность передается федеральное имущество, в отношении которого прекращается право оперативного управления Государственного учреждения "Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть". В соответствии с приложением к Распоряжению от 01.10.2007 N 1492 в муниципальную собственность подлежат передаче жилые дома с принадлежащими инженерными коммуникациями, за исключением площадей помещений и другого имущества дома, принадлежащего другим лицам на праве собственности, расположенные по адресам в г. Хабаровске: ул. Калинина, 135, ул. Ленина, 32, ул. Гамарника, 45б, ул. Дзержинского, 70, ул. Калинина, 79, ул. Постышева, 11, ул. Серышева, 44, ул. Ленина, 42.
Администрация г. Хабаровска обратилась в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения ТУФАУФИ по Хабаровскому краю от 01.10.2007 N 1492.
В обоснование своего требования заявитель указал, что спорное распоряжение принято в нарушение статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 199-ФЗ от 31.12.2005 года) (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), которым определен порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную.
Заявитель утверждает, что передача имущества из федеральной собственности в муниципальную осуществляется на основании предложения органа местного самоуправления.
Передача имущества в одностороннем порядке возлагает на муниципальное образование незаконную обязанность по содержанию спорного имущества. Кроме того, администрации г. Хабаровска не были представлены все документы, перечень которых определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
При принятии Распоряжения от 01.10.2007 N 1492 нарушены нормы статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 273 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку земельные участки, на которых расположены передаваемые объекты, в нем не поименованы.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался пунктом 11 статьи 154 Федерального закона 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим порядок передачи находящегося в федеральной собственности имущества в муниципальную собственность.
Кроме того, согласно приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" жилищный фонд, в том числе объекты инженерной инфраструктуры отнесены к муниципальной собственности.
Возражая против решения суда первой инстанции, администрация г. Хабаровска указала на следующее.
Распоряжение от 01.10.2007 N 1492 принято без учета пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 N 374), устанавливающими перечень документов необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Так, в нарушение установленного вышеназванными нормативными актами перечня документов, заявителю не переданы правоустанавливающие документы на передаваемые объекты недвижимости, также не переданы права на земельные участки, на которых размещена спорная недвижимость.
Кроме того, заявитель, ссылаясь на разъяснения Министерства Регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 N 14316-РМ/07, указывает в жалобе, что учет многоквартирного дома, помещения в котором принадлежат двум и более различным собственникам, в реестре муниципального (государственного) имущества следует считать неправомерным. Передача всего дома нарушает права собственников приватизированных квартир. Распоряжение от 01.10.2007 N 1492 возлагает на администрацию г. Хабаровска незаконную обязанность по содержанию жилых домов.
Апелляционный суд доводы апелляционной жалобы отклоняет как несостоятельные, в связи со следующим.
С 1 января 2005 года отношения по передаче объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность регулируются нормами Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче муниципальному образованию, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается.
Согласно приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.2991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилой фонд и объекты инженерной инфраструктуры отнесены к муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, обязанность принятия имущества, передаваемого из федеральной собственности в собственность муниципального образования, предусмотрена действующим законодательством, распоряжением федерального органа, уполномоченного издавать соответствующие распоряжения.
Доводы администрации г. Хабаровска о том, что не получено согласие муниципального образования на передачу федерального имущества в муниципальную собственность, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку статья 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, регламентирующая порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, не предусмотрено получение согласия на это от муниципального образования.
Как основание к признанию недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 01.10. 2007 года N 1492 также не может быть принято во внимание и то обстоятельство, что названный ненормативный акт противоречит Постановлению Правительства РФ от 13 июня 2006 года N 374, поскольку спорное имущество передано без доказательств его принадлежности к имуществу федеральной собственности, а также и то обстоятельство, что не решена судьба земельных участков, на которых размещено спорное имущество.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" сделки, воля сторон, по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
Копия распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 01.10.2007 N 1492 имеется в деле (л.д. 10-11), однако оно не содержит сведений о том, что спорное распоряжение предполагает возможность передачи имущества в федеральную собственность без соблюдения требований изложенных в Постановлении Правительства РФ от 13 июня 2006 года N 374, в том числе передачи этого имущества без правоустанавливающих документов или без решения вопроса о судьбе земельных участков, на которых эта недвижимость находится.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности городских округов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования.
Таким образом, право собственности муниципального образования на земельные участки, занятые передаваемыми зданиями, возникает в силу Закона.
Согласно статье 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в случае, когда передаточный акт не подписан, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке, в связи с чем, апелляционный суд отклоняет довод администрации г. Хабаровска о том, что соответствующее положение, закрепленное в распоряжении от 01.10.2007 N 1492 нарушает его права.
Не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции довод апелляционной жалобы о том, что согласно разъяснениям Министерства Регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 N 14316-РМ/07 (о порядке учета этих объектов в реестре муниципальной собственности), поскольку названные разъяснения не относятся к действующему порядку передачи федерального имущества в муниципальную собственность. Кроме того, в приложении к распоряжению от 01.10.2007 N 1492 имеются оговорки, что соответствующие жилые дома передаются в муниципальную собственность, за исключением площадей помещений и другого имущества домов, принадлежащих другим лицам на праве собственности, в связи с чем, неверно утверждение заявителя, что спорное распоряжение нарушает права собственников приватизированных квартир в передаваемых жилых домах.
Следовательно, названные заявителем основания к признанию недействительным распоряжения от 01.10.2007 N 1492 не могут служить основанием к признанию недействительным оспариваемого ненормативного акта.
Проверив законность оспариваемого судебного акта, апелляционный суд оснований к его изменению или отмене, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31 января 2008 года по делу N А73-12278/2007-63 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12278/2007-63
Истец: Администрация г. Хабаровска
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю
Третье лицо: Хабаровская КЭЧ, Министерство обороны РФ