г. Хабаровск |
|
24 марта 2008 г. |
N 06АП-А04/2008-1/650 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей: Кустовой Т.С., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рожковской Е.Я.
при участии в судебном заседании:
от истца: Смелянец Н.Н. - представителя по доверенности от 12.10.2007 N 2021
от ответчика: Костюхиной А.В. - представителя по доверенности от 09.01.2008 N 6-12
от третьих лиц: представители не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Амурской области "Медицинская страховая
компания "Дальмедстрах"
на решение от 21.01.2008
по делу N А04-6530/07-8/65
Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривал судья Корниенко Т.А.
по иску негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на станции Тында"
к государственному унитарному предприятию Амурской области "Медицинская страховая компания "Дальмедстрах"
3 лица: Амурский областной фонд обязательного медицинского страхования, Правительство Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Министерство здравоохранения Амурской области, Муниципалитет г.Тынды
о взыскании 6 299 003 рублей
Негосударственное учреждение здравоохранения "Отделенческая больница на станции Тында" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к государственному унитарному предприятию Амурской области "Медицинская страховая компания "Дальмедстрах" о взыскании (с учетом уточнения исковых требований) 12 109 621 рубля 89 копеек расходов, понесенных в связи с предоставлением медицинских услуг по договору обязательного медицинского страхования за период с июня по октябрь 2007 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Амурский областной фонд обязательного медицинского страхования, Правительство Амурской области, Министерство Финансов Амурской области, Министерство здравоохранения Амурской области, Муниципалитет г.Тынды.
Решением от 21.01.2008 требования истца удовлетворены в заявленной сумме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Амурской области, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение отменить как необоснованное, в иске отказать.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что стоимость оказанных услуг обязательного медицинского страхования сверх установленных объемов Территориальной программы ОМС подлежит оплате за счет средств муниципального бюджета.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ГУП "МСК "Дальмедстрах" жалобу поддержала в полном объеме, дав по ней пояснения. Просила решение суда первой инстанции отменить, в иске к отказать.
Представитель истца апелляционную жалобу отклонила, просила обжалуемое решение оставить в силе, полагая его законным и обоснованным.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает решение от 21.01.2008 не подлежащим отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.01.2007 между НУЗ "Отделенческая больница на станции Тында" и ГУП "МСК "Дальмедстрах" заключен договор на предоставление медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию N 37.
По условиям договора больница обязалась при возникновении страхового случая оказывать гражданам, которым страховщиком выдан страховой медицинский полис, медицинские услуги, в том числе лечебно-профилактическую и лекарственную помощь, с использованием современных медицинских технологий, виды и объем которой устанавливаются согласованным сторонами перечнем, являющимся приложением к настоящему договору и заданием на предоставление медицинских услуг в рамках территориальной программы ОМС, а страховщик оплачивать стоимость оказанных медицинским учреждением услуг.
Пунктом 2.1.1. договора стороны определили, что перечень видов медицинской помощи составляется на основании лицензии больницы на осуществление медицинской деятельности в рамках Программы обязательного медицинского страхования.
В разделе 4 согласован порядок расчетов за медицинские услуги.
Ненадлежащее исполнение страховщиком обязательств по оплате оказанных медицинским учреждением услуг явилось основанием для обращения НУЗ "Отделенческая больница на станции Тында" в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя, обоснованно исходил из следующего.
Статьей 20 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" установлено, что граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
При этом Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" установлено, что обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования (статья 1).
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе. Вместе с тем территориальные программы могут предусматривать предоставление дополнительных объемов медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Из Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 885 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год" следует, что Российской Федерацией каким-либо образом не установлены ограничения в отношении общих объемов финансирования лечебно-профилактических учреждений по программам ОМС.
Более того, Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007
год определены только нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и нормативы объемов медицинской помощи (по видам помощи), которые в соответствии с Программой являются основой для формирования расходов на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, устанавливаемых в бюджетах Федерального фонда обязательного медицинского страхования, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и в бюджетах всех уровней по разделу "Здравоохранение и спорт" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Поскольку федеральное законодательство не ставит в зависимость возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы ОМС от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание бесплатной медицинской помощи застрахованным в системе ОМС гражданам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что все оказанные истцом медицинские услуги, снятые ответчиком с оплаты являются страховыми случаями, соответственно подлежат оплате в полном объеме.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Удовлетворяя исковые требования Арбитражный суд Амурской области обоснованно отклонил доводы ответчика о том, что согласно Закону Амурской области от 21.06.2007 N 350-03 "О территориальной программе государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2007 год", медицинская помощь, оказываемая сверх объемов, утвержденных настоящим Законом, финансируется за счет средств соответствующих (областного и муниципальных) бюджетов, указав при этом, что субъектом РФ в настоящее время не определен порядок организации финансирования муниципальных бюджетов, по оплате последними лечебным учреждениям стоимости медицинских услуг, оказанных сверх объемов, утвержденных названным Законом.
Типовыми правилами обязательного медицинского страхования граждан (утв. ФФОМС 03.10.2003 N 3856/30-3/и, зарег. в Минюсте РФ 24.12.2003 N 5359) установлено, что территориальный ФОМС финансирует страховую медицинскую организацию на основании договора территориального ФОМС со страховой медицинской организацией.
Финансирование обязательного медицинского страхования осуществляется по дифференцированным подушевым нормативам, определяемым в соответствии с Порядком определения дифференцированных подушевых нормативов на обязательное медицинское страхование, являющимся приложением 1 к Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденному Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Минздравом и Минфином России.
Территориальный ФОМС доводит до сведения страховых медицинских организаций дифференцированные подушевые нормативы в течение 10 дней со дня их пересмотра и утверждения. При недостатке у страховой медицинской организации средств для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС она обращается в ТФОМС за субвенциями в порядке, установленном ТФОМС. При установлении экспертами ТФОМС объективных причин недостатка финансовых средств у страховой медицинской организации на оплату предоставленной застрахованным медицинской помощи (неточность дифференцированных нормативов, повышенная заболеваемость и др.) ТФОМС на основании соответствующего решения возмещает страховой медицинской организации недостающие средства в установленном порядке.
Выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение от 21.01.2008 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-6530/07-8/65 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий |
Е.В.Гричановская |
Судьи |
Т.С.Кустова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6530/2007-8/65
Истец: НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тынды"
Ответчик: ГУП Амурской области "Медицинская страховая компания "Дальмедстрах"
Третье лицо: Правительство Амурской области, Муниципалитет г. Тында, Министерство финансов Амурской области, Министерство здравоохранения Амурской области, Амурский областной фонд обязательного медицинского страхования
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-650/2008-А04