г. Хабаровск |
|
28 марта 2008 г. |
N 06АП-А04/2008-2/734 |
Резолютивная часть постановления от 26 марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Михайловой А.И.
Судей: Захаревич Б.В., Карасева В.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк": представитель не явился;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк"
на решение от 13 февраля 2008 года
по делу N А04-428/2008-3/27
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривал судья Воронин К.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк"
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 24.01.2008 N А-192/2007
Открытое акционерное общество "Восточный экспресс банк" (далее - Банк, ОАО "Восточный экспресс банк") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - УФАС по Амурской области, антимонопольный орган) от 24.01.2008 N А-192/2007.
Решением суда от 13.02.2008 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Восточный экспресс банк" подало апелляционную жалобу на предмет его отмены, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представители Банка и антимонопольного органа, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в заседании апелляционного суда не принимали.
Представитель ОАО "Восточный экспресс банк" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Антимонопольный орган в представленном отзыве с жалобой не согласился, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд не установил оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного акта первой инстанции.
В соответствии с частью 9 статьи 35 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном Законом, за исключением: соглашений между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации; соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг; соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности. Приведенный перечень исключений является исчерпывающим.
Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений является составом правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений (далее - КоАП РФ).
Объективную сторону вменяемого ОАО "Восточный экспресс банк" правонарушения образует нарушение порядка и сроков представления в антимонопольный орган уведомления, при обязательном представлении таких уведомлений в соответствии с антимонопольным законодательством.
Как следует из материалов дела, 03.07.2007 между Банком и обществом с ограниченной ответственностью "Люмина" (далее - ООО "Люмина") заключено генеральное соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым стороны установили порядок осуществления совместных действий по увеличению платежеспособного спроса на товары (услуги), реализуемые ООО "Люмина", путем кредитования Банком физических лиц на приобретение у ООО "Люмина" товаров длительного пользования и услуг. Согласно п. 4.1 данного соглашения за оказание услуг ООО "Люмина" уплачивает Банку вознаграждение в размере 0% от сумм принятых Банком платежей.
В ходе проведенного расследования УФАС по Амурской области было установлено, что уведомление о заключении данного соглашения представлено Банком в антимонопольный орган 23.11.2007.
Кроме этого, в приложении к уведомлению отсутствовали: бухгалтерский баланс заявителя, статистическая отчетность по основным видам деятельности заявителя.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 14.01.2008 N 13, на основании которого руководителем УФАС по Амурской области вынесено постановление от 24.01.2008 N А-192/2007 о привлечении ОАО "Восточный экспресс банк" к административной ответственности по ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований ОАО "Восточный экспресс банк", суд первой инстанции исходил из наличия в его действиях состава вменяемого правонарушения.
Выводы суда являются правильными, основанными на полном и всестороннем исследовании материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
Частью 12 статьи 35 Закона N 135-ФЗ установлено, что обязанность уведомить федеральный антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме исполняется лицом, достигшим соглашения, в течение пятнадцати дней с даты его достижения. Однако о соглашении, заключенном 03.07.2007, Банком сообщено в антимонопольный орган лишь 23.11.2007.
Данный факт не оспаривается Банком, полагающим, что характер этого соглашения не требует обязательного уведомления о нем антимонопольного органа применительно к ч. 9 ст. 35 Закона N 135-ФЗ.
Довод ОАО "Восточный экспресс банк" о том, что соглашение от 03.07.2007 относится к соглашениям, заключаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, подлежит отклонению.
Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 (далее - Закон N 395-1), банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет, на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Указанная деятельность и будет являться для Банка обычной хозяйственной деятельностью.
Между тем, юридически значимой целью генерального соглашения между Банком и ООО "Люмина" является не осуществление банковской деятельности, а ее расширение, распространение на определенный рыночный сегмент, что сопряжено с заметным влиянием на определенную конкурентную среду.
Так же, как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 30 Постановления Пленума от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, могут относиться, в частности, сделки по приобретению сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, получению кредитов для оплаты текущих операций.
Поскольку соглашение о сотрудничестве между Банком и ООО "Люмина" не относится к банковским операциям, установленным ст. 1 Закона N 395-1, а так же к текущей хозяйственной деятельности, его нельзя отнести к соглашениям, заключаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Таким образом, следует признать, что вывод суда о наличии у Банка обязанности уведомить в установленном порядке антимонопольный орган о совершении рассматриваемой сделки является обоснованным.
Также подтверждается факт непредставления ОАО "Восточный экспресс банк" бухгалтерской и статической отчетности вместе с уведомлением.
На основании ч. 10 ст. 35 Закона N 135-ФЗ, а также Приказа Федеральной антимонопольной службы от 25.06.2007 N 184 "Об утверждении формы уведомления о соглашении финансовой организации" к уведомлению прилагаются следующие документы: копия соглашения в письменной форме с приложениями; сведения об основных видах деятельности лиц, достигших соглашения, и их доходе от основных видов деятельности; финансово-экономическая отчетность, представляемая в Центральный банк Российской Федерации и в осуществляющие регулирование на рынке финансовых услуг федеральные органы исполнительной власти.
Довод Банка о том, что им не мог быть представлен годовой бухгалтерский баланс по той причине, что он не был готов, не может быть принят во внимание, поскольку данная обязанность законом установлена для кредитных организаций без каких-либо изъятий. Отсутствие годового баланса не являлось препятствием для представления баланса на ближайшую отчетную дату.
Довод ОАО "Восточный экспресс банк" о малозначительности совершенного административного правонарушения судом апелляционной инстанции подлежит отклонению.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил, что Банком совершено правонарушение, которое посягает на охраняемые государством отношения в сфере государственного управления, защиты конкуренции, ограничения монополистической деятельности, создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.
При оценке степени опасности названного правонарушения, как основание к признанию совершенного деяния не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы в части того, что отдельными подразделениями Федеральной антимонопольной службы подобные нарушения не квалифицировались как административные правонарушения.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о доказанности события и вины Банка во вменяемом ему составе административного правонарушения, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Амурской области от 13 февраля 2008 года по делу N А04-428/2008-3/27 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И.Михайлова |
Судьи |
Б.В.Захаревич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-428/2008-3/27
Истец: ОАО "Восточный экспресс банк"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-734/2008-А04