г. Хабаровск |
|
20 марта 2008 г. |
N 06 АП-А37/2008-1/538 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2008.
В полном объеме постановление изготовлено 20.03.2008
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Головниной Е.Н.
судей Иноземцева И.В., Кустовой Т.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курносовой С.М.
при участии в судебном заседании:
представители лиц, участвующих в деле, не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета по финансам мэрии города Магадана
на решение от 20 июля 2007 года
по делу N А37-743/2007-13
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Дьячковой Э.Л.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Нордтех"
к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана, муниципальному унитарному предприятию города Магадана "РЭУ-5", мэрии города Магадана, Комитету по финансам мэрии города Магадана
о взыскании 546 598 руб. 71 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Нордтех" обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана (далее - Департамент) о взыскании 546 598 руб. 71 коп., из которых 363 116 руб. - задолженность за выполненные работы по муниципальному контракту от 03.07.2003 N 2 и 183 482 руб. 71 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 07.04.2007 исходя из процентной ставки кредитования в размере 23,5% годовых.
Определением от 03.07.2007 установлено процессуальное положение муниципального унитарного предприятия г.Магадана "РЭУ-5" (далее - МУП "РЭУ-5"), мэрии города Магадана, Комитета по финансам мэрии города Магадана (далее - Комитет) в качестве соответчиков (ранее привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора).
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования и просил взыскать с мэрии города Магадана за счет казны муниципального образования - Комитета по финансам мэрии города Магадана 441 376 руб. 16 коп., из которых 363 116 руб. - неосновательное обогащение и 78 260 руб. 16 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 03.07.2007 исходя из учетной ставки банковского процента в размере 10,5% годовых (т.2, л.д. 74-76).
Решением от 20.07.2007 в пользу ООО "Нордтех" за счет казны муниципального образования "Город Магадан" в лице Комитета по финансам мэрии города Магадана взыскан долг в размере 441 376 руб. 16 коп. на основании п. 1 ст. 1102, п. 1 ст. 1105, п. 2 ст. 1107, ст. 395 ГК РФ.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 указанное решение отменено, исковые требования в уточненном размере удовлетворены за счет Департамента; в иске к МУП "РЭУ-5", мэрии города Магадана, Комитету отказано.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 29.01.2008 отменил судебный акт апелляционного суда, дело направил на новое рассмотрение. При этом указал на необходимость дать оценку соглашению об уступке муниципального контракта от 03.07.2003 N 2, заключенному между МУП "РЭУ-5" и Департаментом, на предмет соответствия его закону, учитывая требования п.4 ст. 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
При новом рассмотрении дела от ООО "Нордтех" поступил отзыв, в котором истец просит отменить решение арбитражного суда от 20.07.2007 и взыскать сумму иска с Департамента. По мнению истца, соглашение от 17.05.2005 об уступке муниципального контракта получило одобрение собственника МУП "РЭУ-5", так как Департамент наделен соответствующими правами. Считает, что п.4 ст.18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не относится к спорным правоотношениям, поскольку муниципальный контракт заключен от имени мэрии города Магадана муниципальным заказчиком; по соглашению от 17.05.2005 МУП "РЭУ-5" передало свои полномочия как заказчика. Отмечает, что на момент заключения муниципального контракта N 2 Департамент не был создан; заключение соглашения от 17.05.2005 явилось следствием этого создания, учитывая содержание положения о Департаменте.
Комитет в апелляционной жалобе, представленной при первоначальном рассмотрении дела в апелляционном порядке, просит отменить принятое по делу решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт. Полагает, что отсутствовали основания для признания незаключенным муниципального контракта от 03.07.2003 N 2, в связи с чем считает не подлежащими применению при разрешении спора ст. ст. 708, 766 ГК РФ (примененных судом) и, напротив, полагает применимой ст. 740 ГК РФ, поскольку срок окончания работ муниципальным контрактом определен. Возражая по выводу суда о возникновении обязательства вследствие неосновательного обогащения, считает в этом случае необходимым установить всех собственников имущества, в отношении которого выполнялись ремонтные работы по муниципальному контракту, к ним, по его мнению, надлежит предъявить соответствующее требование.
Представители сторон в заседание суда апелляционной инстанции, о месте и времени которого извещены надлежащим образом по правилам ст. 123 АПК РФ, не явились. При этом ООО "Нордтех" в отзыве просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Рассмотрев дело в порядке ст. 266 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Установлено, что в 2003 году проведен конкурс по размещению муниципального заказа на проведение капитального ремонта объектов жилищного фонда г. Магадана. Победителем конкурса на проведение капитального ремонта объекта по ул. К. Маркса, 73 на сумму 1 400 000 руб. признан подрядчик ООО "Нордтех", заказчик - МУП "РЭУ-5" (протокол заседания конкурсной комиссии от 27.05.2003, постановление мэра города Магадана от 26.06.2003 N 1337 - т.1, л.д. 78, т.2, л.д. 78-80).
03.07.2003 между МУП "РЭУ-5" (заказчиком) и ООО "Нордтех" (подрядчиком) заключен муниципальный контракт N 2 (далее - контракт), по условиям которого истец принял на себя обязательство по поручению заказчика выполнить муниципальный заказ на проведение капитального ремонта фасада здания по ул. К. Маркса, 73 согласно дефектным ведомостям на сумму 1 400 000 руб. (с учетом НДС), а последний - принять выполненные работы и оплатить их в течение 60 дней с момента подписания акта приемки выполненных работ.
Срок выполнения указанных работ установлен до 31.10.2003 (п. 1.1 контракта). Срок действия контракта - с момента его подписания и до полного исполнения обязательств (п.5.1 контракта).
Во исполнение п. 2.4 контракта МУП "РЭУ-5" платежными поручениями от 29.08.2003 N 15, от 23.10.2003 N 19 авансировало работу истца на общую сумму 380 000 руб.
Факт выполнения истцом работ по контракту в период с 03.07.2003 по 01.12.2004 и их приемка заказчиком без каких-либо условий и замечаний на общую сумму 743 116 руб. подтверждаются актами формы КС-2: от 01.11.2004 N 1 на сумму 514 699 руб., от 01.12.2004 N 2 на сумму 228 417 руб., соответствующими справками формы КС-3 (л.д. 15-25, т.1).
Для оплаты принятых заказчиком подрядных работ ООО "Нордтех" выставило МУП "РЭУ-5" счета-фактуры от 23.11.2004 N 214 и от 31.12.2004 N 245.
В связи с неоплатой заказчиком выполненных истцом работ образовалась задолженность в размере 363 116 руб., подтвержденная двусторонними актами сверок по состоянию на 31.12.2004, на 30.04.2005.
Впоследствии между заказчиком - МУП "РЭУ-5" и Департаментом заключено соглашение от 17.05.2005 об уступке контракта, по условиям соглашения преемник (Департамент) принял на себя обязанности по указанному контракту (л.д.125, т.1).
Получение согласия кредитора на перевод указанного долга подтверждается письмом от 06.05.2005 N 46.
Письмом от 21.06.2005 N 877 Департамент уведомил истца о том, что выполнит принятые на себя обязательства по соглашению после окончательной сдачи результатов работы при условии их выполнения надлежащим образом и в полном объеме, поскольку контракт предусматривает оплату работ единовременно, после приемки объекта.
Письмом от 08.08.2005 N 1242 Департамент заявил об одностороннем расторжении контракта на основании п.5.2 в связи с невыполнением подрядчиком в полном объеме спорных работ.
Неоплата выполненных работ явилась основанием для обращения ООО "Нордтех" в арбитражный суд с настоящим иском.
Правоотношения сторон по контракту регулируются нормами главы 37 ГК РФ.
В соответствии с требованиями ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Контракт, на основании которого заявлен настоящий иск, заключен на проведение капитального ремонта и не предусматривает условий о неприменении правил о договоре строительного подряда к возникшим отношениям сторон.
Поскольку условие о сроке окончания работ является существенным условием договора строительного подряда, при этом в контракте это условие согласовано (п.1.1 контракта), в силу ст.432 ГК РФ данный договор следует считать заключенным.
При этом следует признать ошибочным применение судом первой инстанции ст. 766 ГК РФ, поскольку в действующей на момент заключения контракта редакции данная норма права относилась к подрядным строительным работам, предназначенным для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, то есть по государственным, а не муниципальным контрактам.
Следовательно, спорные правоотношения подлежат рассмотрению с учетом условий контракта.
В рассматриваемом случае факт и объемы выполненных работ подтверждены представленными в деле документами. Размер задолженности, учитывая предварительную оплату работ, также является подтвержденным.
Следовательно, истец вправе требовать оплаты выполненных работ в силу ст. 746 ГК РФ.
При наличии неисполненного ответчиком денежного обязательства правомерным является также требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 ГК РФ, расчет истца в части процентов проверен и признан правильным.
Вместе с тем, подлежит установлению лицо, обязанное произвести оплату. В этой связи необходимо оценить на предмет соответствия законодательству соглашение об уступке муниципального контракта от 17.05.2005, заключенное между МУП "РЭУ-5" (цедент) и Департаментом (преемник).
Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
В силу ст. 2 названного закона, ст. 113 ГК РФ в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Собственником имущества МУП "РЭУ-5" является город Магадан, что следует из наименования предприятия.
Департамент создан после заключения контракта - в соответствии с постановлением мэра города Магадана от 31.12. 2004 N 2618 (т.1 л.д. 84).
Департамент, согласно положению о нем, является структурным подразделением мэрии города Магадана, к числу основных задач которого отнесено, в том числе, участие в формировании городского заказа (в том числе на управление жилищным фондом), заключение договоров на выполнение заказа (п.2.1.6 положения).
При таких обстоятельствах, учитывая то, что соглашение об уступке муниципального контракта от 17.05.2005 заключено предприятием (МУП "РЭУ-5") непосредственно с Департаментом, наделенным соответствующими полномочиями, следует признать соблюденными требование п.4 ст. 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" о необходимости получения муниципальным предприятием согласия на совершение сделки, связанной с уступкой требования.
Нарушений требований закона и иных правовых актов при заключении указанного соглашения не установлено в том числе при его заключении соблюдены правила главы 24 ГК РФ. Следовательно, отсутствуют основания для признания соглашения об уступке муниципального контракта от 17.05.2005 недействительным по ст.168 ГК РФ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание то, что контракт, перевод долга по которому оформлен соглашением от 17.05.2005, заключен заказчиком - МУП "РЭУ-5". Заказчик при этом действовал от имени и по поручению публичного образования - города Магадана, то есть должником по обязательствам, вытекающим из контракта является непосредственно это публично-правовое образование в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты указанных работ бюджетные средства. Исходя из вышеизложенного, таким уполномоченным органом в данном случае является Департамент.
Следовательно, Департамент выступает в споре лицом, обязанным оплатить подрядчику выполненные и неоплаченные по контракту работы.
В иске к соответчикам при этом необходимо отказать.
Учитывая установленные обстоятельства, принятое по делу решение подлежит отмене.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в том числе по кассационной жалобе, возлагаются на Департамент.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение от 20.07.2007 по делу N А37-743/2007-13 Арбитражного суда Магаданской области отменить.
Взыскать с Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана в пользу общества с ограниченной ответственностью "Нордтех" 441 376 руб. 16 коп., из которых 363 116 руб. - основной долг и 78 260 руб. 16 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
В иске к Муниципальному унитарному предприятию г. Магадана "РЭУ-5", мэрии города Магадана, Комитету по финансам мэрии города Магадана отказать.
Взыскать с Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 10 327 руб. 52 коп.
Взыскать с Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана в пользу Комитета по финансам мэрии города Магадана государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.
Выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.Н. Головнина |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-743/2007-13
Истец: ООО "Нордтех"
Ответчик: Мэрия г. Магадана, МУП ""РЭУ-5", Комитет по фининсам мэрии г. Магадана, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г. Магадана
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6238/2008
10.10.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-454/2007-А37
27.06.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-А37/08-1/2207
20.03.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-454/2007-А37
29.01.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-А37/07-1/6280