г. Хабаровск |
06АП-А04/2008-2/803 |
02 апреля 2008 г. |
|
Резолютивная часть оглашена 01 апреля 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 02 апреля 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.,
судей Захаревич Б.В., Песковой Т.Д,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: явился на основании доверенности от 20.08.2007 N 16 представитель - Шибакова И.Ю.;
от юридического лица: явился на основании доверенности от 01.04.2008 б/н представитель - Дубский В.Е., генеральный директор - Виноградов Ю.В.;
от третьего лица: не явились (уведомление от 14.03.2008 N 054202)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дента-Сервис" на решение Арбитражного суда Амурской области от 14.02.2008
по делу N А04-50/2008-9/8, принятое судьей Лодяной Л.Л.
по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дента-Сервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Третье лицо: Федеральная служба здравоохранения и социального развития по Амурской области
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах, административный орган) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дента-Сервис" (далее - ООО "Дента-Сервис", общество, юридическое лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Право на обращение с соответствующим заявлением административный орган обосновал тем, что обществом нарушены пункты 2.5., 3.2., 3.3., 4.2., 5.10. Санитарных правил устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля, охраны труда и личной гигиены персонала, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 28.12.1983 N 2956а-83, пункты 4.2., 5.1., 5.4., 5.6., 6.39, 9.5., 10.3., 11.4. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов гигиенических требований к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. САПИН 2.1.3.1375-03, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.06.2003, пункт 2.1. Санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" СП 1.1.1058-01, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001, что является грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 14.02.2008 ООО "Дента-Сервис" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта совершения юридическим лицом административного правонарушения.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, ООО "Дента-Сервис" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение от 14.02.2008 N А04-50/2008-9/8 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права. По мнению общества Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы гигиенических требований к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. САПИН 2.1.3.1375-03, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.06.2003, не подлежат применению юридическими лицами. Кроме того, данные, изложенные в протоколе об административном правонарушении, не соответствуют фактическим обстоятельствам (прием детского населения в клинике не является массовым, оказывалась только единичная экстренная стоматологическая помощь; согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 25.12.2007 производственный контроль производился в клинике; основанием для проверки, по мнению общества, явилось заявление ООО "Дента-Сервис" о долицензировании новых кабинетов, а не письмо Меняйло В.Г.).
Представитель общества в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме. Представитель административного органа просил решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. О месте и времени рассмотрения жалобы третье лицо извещено надлежащим образом, однако его представители в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Выслушав представителей ООО "Дента-Сервис" и заявителя, изучив материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.
С 14.12.2007 по 21.12.2007 должностным лицом ТО Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах, на основании распоряжения от 14.12.2007 N 544, проведена проверка соблюдения ООО "Дента-Сервис" санитарного законодательства Российской Федерации.
Согласно акту проверки в медицинском учреждении, расположенном в г. Белогорске Амурской области по ул. Садовая в д. 14, принадлежащем ООО "Дента-Сервис" в нарушение пунктов 2.5., 3.2., 3.3., 4.2., 5.10. Санитарных правил устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля, охраны труда и личной гигиены персонала, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 28.12.1983 N 2956а-83 ведется прием детского населения, который не предусмотрен в клинике (отсутствует отдельный вход, гардероб, ожидальня, санузел для детского отделения). Углы в хирургическом стоматологическом кабинете и месте соединения стен и пола не закруглены. Стены кабинета хирургической стоматологии и стерилизационной не облицованы на высоту не ниже 1,8 м глазурованной плиткой, выше панели не окрашены масляными или водоэмульсионными красками. Рабочие места врачей в терапевтическом (на 3-и кресла) и хирургическом (на 2-а кресла) кабинетах не разделены непрозрачными перегородками высотой до 1,5 м. В зуботехнической лаборатории не предусмотрено кондиционирование воздуха.
В нарушение пунктов 4.2., 5.1., 5.4., 5.6., 6.39, 9.5., 10.3., 11.4. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов гигиенических требований к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. САПИН 2.1.3.1375-03, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.06.2003, пункта 2.1. Санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" СП 1.1.1058-01, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001, в основных стоматологических помещениях поверхность потолков не гладкая, не легко доступная для влажной уборки и не устойчивая при использовании моющих и дезинфицирующих средств. В клинике отсутствует централизованное горячее водоснабжение. Отсутствует резервный источник горячего водоснабжения (электроводонагревательное устройство непрерывного действия), требующийся для предстерилизационной обработки медицинского инструментария. Санузел не обеспечен одноразовыми бумажными или электрополотенцами. Администрацией клиники не проводится контроль за параметрами микроклимата и загрязненностью химическими веществами воздушной среды, производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Отсутствует помещение гардеробной для персонала с индивидуальными шкафами для домашней и рабочей одежды по числу работающих. Незамедлительно не проведено устранение текущих дефектов (трещин) на стенах в хирургическом кабинете. У медицинского персонала клиники отсутствуют комплекты санитарной одежды для экстренной ее замены в случае загрязнения.
21.12.2007 должностным лицом ТО Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах, в присутствии законного представителя ООО "Дента-Сервис", составлен протокол об административном правонарушении N 503, согласно которому в действиях юридического лица установлены факты административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Дента-Сервис" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, которое арбитражным судом первой инстанции удовлетворено.
Оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции в соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ установлены все фактические обстоятельства совершения ООО "Дента-Сервис" административного правонарушения, виновность в его совершении, обстоятельства, влияющие на квалификацию правонарушения, и, с учетом характера административного правонарушения, правильно установлен вид и размер административной ответственности. Выводы арбитражного суда первой инстанции основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судом в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, и на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от четырехсот до пятисот размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются, в том числе: соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности (подпункт "ж").
При этом согласно пункту 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а"-"г" и "е"-"з" пункта 5 Положения.
Пунктами 2.5., 3.2., 3.3., 4.2., 5.10. Санитарных правил устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля, охраны труда и личной гигиены персонала, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 28.12.1983 N 2956а-83 установлено, что детское отделение поликлиники должно иметь отдельные вход, гардероб, ожидальню, санузел и не сообщаться с отделением для взрослых. Стены стоматологических кабинетов должны быть гладкими, без щелей. Все углы и места соединения стен, потолка и пола должны быть закругленными, без карнизов и украшений. Стены кабинетов хирургической стоматологии и стерилизационной облицовываются на высоту не ниже 1,8 м. Выше панели производится окраска масляными или водоэмульсионными красками. В терапевтических и ортопедических стоматологических кабинетах должно размещаться не более трех, а в хирургических - не более двух кресел с обязательным разделением рабочих мест врачей непрозрачными перегородками высотой до 1,5 м. Кондиционирование воздуха должно предусматриваться в основных помещениях зуботехнической лаборатории, кабинетах ортопедической стоматологии и операционных.
Пунктами 4.2., 5.1., 5.4., 5.6., 6.39, 9.5., 10.3., 11.4. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов гигиенических требований к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. САПИН 2.1.3.1375-03, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.06.2003, пунктом 2.1. Санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" СП 1.1.1058-01, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001, установлено, что поверхность стен, полов и потолков помещений в лечебных учреждениях должна быть гладкой, легко доступной для влажной уборки и устойчивой при использовании моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке. Действующие лечебные учреждения, в том числе и дневные стационары, должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил. При наличии собственного источника водоснабжения водопотребление лечебным учреждением возможно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на данный источник. Для существующих учреждений в качестве резервного источника устанавливаются электроводонагревательные устройства непрерывного действия в санпропускниках, предоперационных и родовых залах, процедурных, перевязочных, отделениях новорожденных и детей до 1 года, ванных, санитарных комнатах, моечных, буфетах, буфетах-раздаточных, пищеблоках и других функциональных помещениях, требующих соблюдения особого противоэпидемического режима. Все санузлы обеспечиваются одноразовыми бумажными или электрополотенцами и педальными спусками для смывных бачков. Администрацией лечебного учреждения организуется контроль за параметрами микроклимата и загрязненностью химическими веществами воздушной среды, работой вентиляционных систем и кратности воздухообмена в следующих помещениях: в основных функциональных помещения операционных, послеоперационных, родовых, палатах интенсивной терапии, онкогематологических, ожеговых отделениях, ФТО, помещениях для хранения сильнодействующих и ядовитых веществ, аптечных складах, помещениях для приготовления лекарственных средств, лабораториях, отделении терапевтической стоматологии, специальных помещениях радиологических отделений и в других помещениях, в кабинетах, с использованием химических и других веществ и соединений, могущих оказывать вредное воздействие на здоровье человека - 1 раз в 3 месяца; инфекционных, в т.ч. туберкулезных больницах (отделениях), бактериологических, вирусных лабораториях, рентгенкабинетах - 1 раз в 6 месяцев; в остальных помещениях - 1 раз в 12 месяцев. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарно-бытовые помещения для персонала лечебных учреждений должны быть оборудованы с соблюдением следующих требований: количество шкафов в гардеробных следует принимать равным 100% списочного состава персонала; площадь гардеробных для домашней и рабочей одежды персонала следует принимать из расчета не менее 0,4 мI на 1 шкаф. Гардеробные должны быть обеспечены двустворчатыми закрывающимися вентилируемыми шкафами по числу работающих, обеспечивающими раздельное хранение личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов. В основных помещениях лечебных учреждений следует ежегодно проводить косметический ремонт помещений. Устранение текущих дефектов (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и др.) должно проводиться незамедлительно. Медицинский персонал лечебных учреждений должен быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками или косынками, масками, сменной обувью (тапочками) в количестве, обеспечивающем ежедневную смену одежды. Хранение ее надлежит осуществлять в индивидуальных шкафчиках. В наличии постоянно должен быть комплект санитарной одежды для экстренной ее замены в случае загрязнения. Верхняя одежда хранится в гардеробе для персонала.
Указанные выше обстоятельства, выявленные в ходе проверки, свидетельствуют об осуществлении ООО "Дента-Сервис" медицинской деятельности с нарушением требований Санитарных правил устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля, охраны труда и личной гигиены персонала, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 28.12.1983 N 2956а-83, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов гигиенических требований к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. САПИН 2.1.3.1375-03, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.06.2003, Санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" СП 1.1.1058-01, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается и актом проверки от 21.12.2007.
Поскольку, материалами дела об административном правонарушении подтверждается факт совершения ООО "Дента-Сервис" вмененного правонарушения, вина общества, то арбитражный суд первой инстанции обоснованно привлек правонарушителя к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанные обществом в апелляционной жалобе основания для отмены судебного акта не являются таковыми в силу следующего.
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило обращение главного врача ОГУЗ "Амурская областная стоматологическая поликлиника" Меняйло В.Г., указанное основание проведения проверки не противоречит статье 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Исходя из положений пункта 1.2. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов гигиенических требований к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. САПИН 2.1.3.1375-03, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.06.2003, санитарные правила предназначены для учреждений здравоохранения и других организаций по оказанию медицинской помощи населению в больницах, родильных домах, дневных стационарах и других лечебных учреждениях (далее по тексту - лечебные учреждения) независимо от их принадлежности и форм собственности.
Пункт 1.3. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов гигиенических требований к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. САПИН 2.1.3.1375-03, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.06.2003, предусматривает, что настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией лечебных учреждений.
Допущенная заявителем в резолютивной части протокола об административном правонарушении от 21.12.2007 N 503 опечатка в части указания в качестве правонарушителя ОГУЗ "Белогорский противотуберкулезный диспансер" не может являться основанием для отмены обжалуемого акта, так как не носит существенного характера и позволила всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело о привлечении ООО "Дента-Сервис" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Учитывая, что решение суда первой инстанции вынесено на основании полного установления обстоятельств вмененного ООО "Дента-Сервис" правонарушения, выводы суда соответствуют установленным юридически значимым фактам, основанным на имеющихся в деле доказательствах и на правильном применении норм, устанавливающих порядок производства по делу об административном правонарушении, апелляционная инстанция считает жалобу общества неподлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 14 февраля 2008 года по делу N А04-50/2008-9/8 оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дента-Сервис" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию через Арбитражный суд Амурской области.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Б.В. Захаревич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-50/2008-9/8
Истец: ТО Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Белогорске
Ответчик: ООО "Дента-Сервис"
Третье лицо: Федеральная служба в сфере здравоохранения и социального развития
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-803/2008-А04