г. Хабаровск |
|
04 апреля 2008 г. |
N 06АП-А37/2008-2/831 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Карасева В.Ф.,
Судей: Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
от Департамента дорожного хозяйства администрации Магаданской области: Кушнир В.С., представитель по доверенности от 28.03.2008 N 7;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: не явился;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента дорожного хозяйства администрации Магаданской области
на решение от 01.02.2008
по делу N А37-2339/2007-16
Арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривал судья Липин В.В.
по заявлению Департамента дорожного хозяйства администрации Магаданской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области
о признании недействительными и незаконными решения от 20.09.2007 N 01-10/2034, предписания от 20.09.2007 N 46
Решением Арбитражного суда Магаданской области отказано в удовлетворении заявления Департамента дорожного хозяйства администрации Магаданской области (далее - Департамент, заявитель) о признании недействительными решения от 20.09.2007 N 01-10/2034 и предписания от 20.09.2007 N 46 Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (далее - Управление, антимонопольный орган).
Департамент не согласен с решением суда первой инстанции, в апелляционной жалобе просит отменить оспариваемый судебный акт и принять по делу новый, которым удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Департамента дорожного хозяйства администрации Магаданской области поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивает на ее удовлетворении.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако явку своего представителя на него не обеспечило.
Заслушав представителя заявителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд установил следующее.
Департамент дорожного хозяйства администрации Магаданской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 20.09.2007 N 01-10/2034 и предписания от 20.09.2007 N 46.
Основанием для принятия антимонопольным органом ненормативных актов явились следующие обстоятельства.
В 2005 году Департаментом по регулированию энергетики, транспорта и связи администрации Магаданской области был проведен конкурс на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на внутриобластном сообщении на территории Магаданской области в период 2005-2007 годов, в том числе на маршрут "Магадан-Матросово".
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 12.08.2005 по делу N А37-1488/05-13/10 названный конкурс был признан недействительным.
В феврале-марте 2006 года Департаментом оп регулированию энергетики, транспорта и связи администрации Магаданской области проводился повторный конкурс на право осуществления регулярных автобусных перевозок пассажиров на внутриобластном сообщении на территории Магаданской области. Однако в связи с не представлением участниками конкурса всех требуемых конкурсной документацией документов, конкурс признан несостоявшимся.
В целях бесперебойного регулярного межмуниципального автобусного сообщения на маршруте "Магадан-Матросово-Магадан" с мая 2006 года и на срок до проведения конкурса Департамент по регулированию энергетики, транспорта и связи администрации Магаданской области к перевозке привлек из резерва перевозчиков ООО АТП "Надежное", с которым заключен договор от 06.05.2006 N 4.
В соответствии с постановлением администрации Магаданской области от 15.06.2006 N 185-па "О назначении уполномоченного органа, осуществляющего государственное регулирование цен, тарифов и надбавок в Магаданской области" функции заказчика Департамента по регулированию энергетики, транспорта и связи администрации Магаданской области по координации работы предприятий транспорта, а также по организации регулярных межмуниципальных автобусных маршрутных перевозок пассажиров были переданы Департаменту Дорожного хозяйства администрации Магаданской области.
Права заказчика по договору на осуществление регулярных автотранспортных маршрутных перевозок пассажиров по маршруту "Магадан-Матросово-Магадан" от 06.05.2006 N 4, заключенному с ООО АТП "Надежное" переданы Департаменту дорожного хозяйства по договору уступки прав от 20.07.2006 N 4.
В связи с неоднократными нарушениями ООО АТП "Надежное" условий заключенного договора, он был расторгнут на основании уведомления от 04.06.2007 N 7.
В целях обеспечения бесперебойного автобусного сообщения на маршруте "Магадан-Матросово-Магадан" Департамент дорожного хозяйства администрации Магаданской области привлек из резерва к участию в перевозках ООО "Магадан-Авто", заключен договор от 05.06.2007 N 44 до момента определения победителя конкурса на право осуществления регулярных автотранспортных маршрутных перевозок пассажиров во внутриобластном сообщении на территории Магаданской области.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области поступила жалоба генерального директора ОАО "МПАП" по факту необоснованного создания препятствий Департаментом в осуществлении предпринимательской деятельности ОАО "МПАП" по осуществлению перевозок пассажиров по маршруту "Магадан-Матросово".
При рассмотрении жалобы комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области пришла к выводу, что бездействие Департамента дорожного хозяйства администрации Магаданской области, выразившееся в непроведении конкурса, при наличии хозяйствующих субъектов, желающих осуществлять перевозки пассажиров по маршруту "Магадан-Матросово-Магадан", влечет недопущение конкуренции на товарном рынке и свидетельствует о нарушении Департаментом части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Решением от 20.09.2007 N 01-10/2034 бездействие Департамента, выразившееся в непроведении конкурса на право осуществления межмуниципальных автобусных маршрутных перевозок пассажиров, признано нарушающим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Предписанием от 20.09.2007 N 46 Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области обязало Департамент дорожного хозяйства администрации Магаданской области в срок до 10.12.2007 провести конкурс на право осуществления перевозок пассажиров по маршруту "Магадан-Матросово-Магадан".
Департамент обжаловал названные решение и предписание антимонопольного органа в Арбитражный суд Магаданской области.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Постановлением от 26.10.2006 N 400-па "Об утверждении положения о порядке организации регулярных межмуниципальных автобусных маршрутных перевозок пассажиров на территории Магаданской области" и пришел к выводу, что бездействие Департамента привело к нарушению антимонопольного законодательства. Довод заявителя о том, что у него обязанность по организации и проведению конкурса возникает только после обращения потенциального перевозчика с просьбой провести конкурс суд отклонил, поскольку обязанность организации перевозок возложена законом на Департамент, подача заявки хозяйствующими субъектами об объявлении конкурса нормативными актами не предусмотрена. Перевозки пассажиров осуществляются на основании договоров, заключаемых по результатам открытых конкурсов. Привлечение перевозчиков из резерва допускается исключительно в крайних случаях, изложенных в Постановлении от 26.10.2006 N 400-па и на срок до проведения внеочередного конкурса и выявления победителя.
Департамент дорожного хозяйства администрации Магаданской области в обоснование апелляционной жалобы указал, что суд первой инстанции фактически не устанавливал в действиях заявителя нарушений норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Суд не установил, нарушают ли решение и предписание антимонопольного органа право заявителя на самостоятельное определение сроков проведения конкурса на осуществление межмуниципальных перевозок пассажиров. В решении суда отсутствует название нормативного акта, на соответствие которому проверены решение и предписание антимонопольного органа.
Кроме того, по мнению Департамента, суд неправильно применил нормы материального права. Заявитель считает, что к проведению внеочередного конкурса он должен был приступить не незамедлительно, а в течение 6 месяцев с момента поступления заявления перевозчика. Такая заявка и будет основанием для организации и проведения конкурса.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что конкурс им объявлен лишь после вынесения в отношении Департамента решения и предписания от 20.09.2007, а не в связи с получением заявки от ОАО "МПАП".
Также заявитель считает, что суд дал иную оценку бездействию (действиям) Департамента, чем антимонопольный орган в решении от 20.09.2007.
Суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона антимонопольный орган имеет право выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в частности, о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд установил, что оспариваемые решение и предписание вынесены Управлением Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006 N 324.
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку Департамент не указал, в чем конкретно выразились такие нарушения.
Для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом создана комиссия в составе трех человек, что не противоречит статье 40 Федерального закона. Кроме того, из решения от 20.09.2007 N 01-10/2034 следует, что на заседании административной комиссии присутствовал представитель Департамента, заместитель начальника транспортного отдела Ерохина С.С., в решении отражены объяснения представителей Департамента, ОАО "МПАП".
Суд первой инстанции обоснованно руководствовался пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", устанавливающим, что к полномочиям органов государственной сласти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
Пунктом 3.1. статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Порядок организации регулярных межмуниципальных автобусных маршрутных перевозок пассажиров на территории Магаданской области урегулирован Постановлением администрации Магаданской области от 26.10.2006 N 400-па, которым утверждено соответствующее Положение (далее - Положение).
Согласно пункту 1.3 Положения организация осуществления регулярных межмуниципальных автобусных маршрутных перевозок пассажиров на территории Магаданской области обеспечивается путем проведения заказчиком не реже 1 раза в три года открытых конкурсов на право осуществления указанных перевозок.
Пунктом 2.1 Положения установлено, что извещение о проведении конкурса опубликовывается заказчиком (организатором конкурса) в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Пунктом 2.4 Положения установлено, что участник конкурса подает заявку на участие в конкурсе в письменном виде по форме, установленной конкурсной документацией.
Пункт 2.8 Положения устанавливает, что заказчик обязан провести конкурс не позднее 6 месяцев с момента поступления письменной заявки от перевозчика в случаях:
- признания проведенного конкурса несостоявшимся;
- освобождения маршрута в результате расторжения договора с перевозчиком.
Кроме того, пунктом 4.4 Положения предусмотрено, что в случае расторжения договора на право осуществления перевозок пассажиров на регулярных маршрутах к перевозкам пассажиров на маршруте заказчиком привлекаются перевозчики из резерва, сформированного в установленном порядке, на срок до проведения внеочередного конкурса и выявления победителя с заключением договора на освободившийся маршрут.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что после расторжения договора с ООО АТП "Надежное" Департамент дорожного хозяйства администрации Магаданской области заключил договор с ООО "Магадан-Авто", не проводя конкурс.
Однако анализ норм Положения позволяет сделать вывод, что порядок проведения внеочередного открытого конкурса является аналогичным общему порядку проведения открытого конкурса.
Суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что нормативными актами не предусмотрена подача хозяйствующими субъектами заявки об объявлении открытого конкурса. Исходя из смысла пунктов 2.1, 2.4, 2.8, 4.4 Правил, инициатива в проведении как очередного, так и внеочередного открытого конкурса должна исходить от заказчика (организатора) конкурса, поскольку именно на него возложена обязанность организации осуществления регулярных межмуниципальных автобусных маршрутных перевозок пассажиров на территории Магаданской области.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на неправильное толкование судом пункта 4.4 Правил. Однако данный довод не может быть положен в основание для отмены решения суда первой инстанции, поскольку, как следует из материалов дела, обязанность проведения внеочередного конкурса Департаментом после расторжения договора с ООО АТП "Надежное" исполнена не была, в связи с чем, Департамент дорожного хозяйства администрации Магаданской области не вправе был заключать договор с ООО "Магадан-Авто", без проведения конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Антимонопольный орган и суд первой инстанции установили, что Департамент дорожного хозяйства администрации Магаданской области допустил бездействие, которое влечет за собой недопущение конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Заключив договор на осуществление регулярных автобусных перевозок пассажиров во внутриобластном сообщении на территории Магаданской области от 05.06.2007 N 44 без проведения конкурса на осуществление межмуниципальных автобусных перевозок по маршруту "Магадан-Матросово", Департамент дорожного хозяйства администрации Магаданской области ограничил конкуренцию на товарном рынке (рынок перевозок пассажиров), что правильно квалифицировано антимонопольным органом и судом, как нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". В связи с чем, апелляционный суд отклоняет доводы заявителя о том, что выводы суда и антимонопольного органа не совпадают.
Основания к отмене или изменению судебного акта изложены в статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, суд апелляционной инстанции таких оснований не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 01 февраля 2008 года по делу N А37-2339/2007-16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2339/2007-16
Истец: Департамент дорожного хозяйства администрации Магаданской области
Ответчик: УФАС по Магаданской области