г. Хабаровск |
|
10 апреля 2008 г. |
N 06АП-А04/2008-1/847 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2008.
В полном объеме постановление изготовлено 10.04.2008
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Головниной Е.Н.
судей Иноземцева И.В., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Ложкиной Л.В.
при участии в судебном заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Амурской области: Фирстов В.К., доверенность от 20.04.2007 N 97
от Управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области: Грищева М.В., доверенность от 06.03.2008 N 01-51/72
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Амурской области
на решение от 23 января 2008 года
по делу N А04-8760/07-1/695
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Пожарской В.Д.
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Амурской области
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Амурской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Амурской области (далее - ТУ ФАУФИ) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, в котором просило: признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области (далее - УФРС) в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 28:01:060011:0030, общей площадью 10 кв.м, расположенный по адресу: г.Благовещенск, юго-западная часть кадастрового квартала, граница которого проходит по контуру ГУП "Благовещенский Аэропорт"; обязать УФРС зарегистрировать право федеральной собственности на указанный земельный участок.
Решением арбитражного суда от 23.01.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ТУ ФАУФИ просит принятое по делу решение отменить и требования удовлетворить в полном объеме. Ссылается на отнесение соответствующего земельного участка к федеральной собственности в силу п.1 ст.3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку на нем расположен объект недвижимого имущества, право федеральной собственности на который зарегистрировано в установленном порядке. Полагает, что отсутствие в представленном на регистрацию кадастровом плане земельного участка указания на вид разрешенного использования не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права на земельный участок. При этом отмечает соответствие указанного кадастрового плана предъявляемым требованиям, установленным Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" (ст. ст.14, 16) и Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119.
В возражениях на апелляционную жалобу УФРС просит решение оставить без изменения. Ссылаясь на ст.18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав), указывает на обязательность соответствия представляемых на регистрацию документов предъявляемым к ним законодательно требованиям. Представленный на регистрацию кадастровый план земельного участка не соответствует требованиям п.30 Постановления Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку в нем не указан вид разрешенного использования. В этой связи полагает отказ в проведении регистрации правомерным.
В заседании суда апелляционной инстанции представители ТУ ФАУФИ и УФРС привели доводы, соответствующие текстам апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Рассмотрев дело в порядке ст. 266 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению в связи с нижеследующим.
Согласно представленным в деле документам, 06.07.2007 ТУ ФАУФИ через своего представителя обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с адресом: Амурская обл., г.Благовещенск, расположенный в юго-западной части кадастрового квартала, граница проходит по ГУП "Благовещенский Аэропорт", кадастровый номер 28:01:060011:0030.
В государственной регистрации заявителю отказано на основании абз.4, 10 п.1 ст. 20 Закона о регистрации прав, о чем регистрирующий орган направил заявителю сообщение от 03.10.2007 N 28-28-01/042/2007-016. В качестве основания для отказа указано на отсутствие в кадастровом плане земельного участка сведений о разрешенном использовании (назначении) земельного участка, что не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ "Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п.30 которых предусматривает внесение в ЕГРП сведений о категории земель и виде разрешенного использования.
ТУ ФАУФИ, полагая отказ неправомерным, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Основания для отказа в государственной регистрации прав перечислены в п.1 ст.20 Закона о регистрации прав, в том числе в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абз.4); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абз.10).
В соответствии со ст.16 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно ст.17 этого же Закона обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на земельный участок, является кадастровый план данного земельного участка.
При этом документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества. Кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра (ст. 18 Закона о регистрации прав).
В спорном случае к заявлению о государственной регистрации прилагались доверенность лица, подписавшего это заявление, а также выданный ФГУ Земельная кадастровая палата по Амурской области кадастровый план земельного участка N 2-01/07-3680 от 21.06.2007, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию от 06.07.2007.
Таким образом к заявлению о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок ТУ ФАУФИ приложены все документы, предусмотренные ст. 16 Закона о регистрации прав, то есть основания для отказа в регистрации прав со ссылкой на абз.10 п.1 ст.20 этого закона отсутствовали.
Установлено, что на спорном земельном участке расположен объект недвижимого имущества - оборудование ТП "Перрон" (сооружение энергетики и электропередачи), право собственности Российской Федерации на которое зарегистрировано в установленном порядке 04.07.2007 и подтверждено свидетельством о государственной регистрации права 28АА 164266.
В этой связи, учитывая п.3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", земельный участок под указанным сооружением отнесен к федеральной собственности.
В представленном заявителем кадастровом плане земельного участка указаны кадастровый номер земельного участка, его местоположение, категория земель, фактическое использование (ТП 22), площадь, кадастровая стоимость; к нему приложен план (чертеж, схема) границ земельного участка. Кадастровый план земельного участка удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра (л. д.20-22).
Ссылка УФРС в сообщении об отказе в государственной регистрации права на несоответствие представленного кадастрового плана требованиям п.30 Постановления Правительства РФ "Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" неправомерна, поскольку названные правила устанавливают формы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и порядок их заполнения, а не требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав.
Вместе с этим следует отметить, что кадастровый план земельного участка, представленный на государственную регистрацию, относительно отказа в проведении которой возник спор, соответствует п. 6.2.18 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района (утв. приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119), согласно которому для земельного участка, находящегося в государственной собственности и не закрепленного за конкретными лицами, строка "9" - разрешенное использование (назначение) - заполняется в случае наличия утвержденных материалов зонирования территорий.
Кадастровый план земельного участка является выпиской из государственного земельного кадастра, подтверждающий существование объекта недвижимости. Индивидуализация участка проводится по кадастровому плану и местоположению (адресу). Таким образом, прочерк в графе о разрешенном использовании (назначении) в кадастровом плане не препятствует государственной регистрации прав на участок.
Сведения, указанные в представленном на регистрацию кадастровом плане, позволяют выделить спорный земельный участок из числа других земельных участков. В этой связи, учитывая, что каких-либо дополнительных требований к кадастровому плану Закон о регистрации прав не содержит, оснований для отказа в проведении государственной регистрации права на основании абз.4 п.1 ст. 20 Закона о регистрации прав у регистрационной службы не имелось.
Поскольку основания для отказа в проведении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, в том числе указанные в сообщении от 03.10.2007, отсутствовали, оспариваемый отказ является незаконным.
Учитывая отсутствие препятствий для проведения в данном случае регистрации права и принимая во внимание положения п.3 ч.5 ст.201 ГК РФ, требование об обязании УФРС зарегистрировать право федеральной собственности на спорный земельный участок является правомерным.
При изложенном принятое по делу решение подлежит отмене, а заявленные ТУ ФАУФИ требования - удовлетворению в полном объеме.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе, относятся на УФРС, учитывая пп.2 п.2 ст.333.17 и принимая во внимание предоставление отсрочки в уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23 января 2008 года по делу N А04-8760/07-1/695 Арбитражного суда Амурской области отменить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области в регистрации права федеральной собственности на земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 28:01:060011:0030, общей площадью 10 кв.м, расположенный по адресу: г.Благовещенск, юго-западная часть кадастрового квартала, граница которого проходит по контуру ГУП "Благовещенский Аэропорт".
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области зарегистрировать право федеральной собственности на вышеуказанный земельный участок.
Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по амурской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску и апелляционной жалобе в сумме 3 000 рублей.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.Н. Головнина |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8760/2007-1/695
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Амурской области
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-847/2008-А04