г. Хабаровск |
|
24 апреля 2008 г. |
N 06АП-А73/2008-1/214 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей: Головниной Е.Н., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рожковской Е.Я.
при участии в судебном заседании:
от истца: Полозовой Т.Д., представителя по доверенности от 02.04.2008 N 124; Сеймо А.С., представителя по доверенности от 02.04.2008 N 125;
Гормашовой Т.П., представителя по доверенности от 02.04.2008 N 123
от ответчиков: Финансового департамента Администрации г.Хабаровска - Фадеевой Е.А., представителя по доверенности от 19.11.2007 N 04-02/3435;
Министерства финансов Хабаровского края - Белоножко Т.Г., представителя по доверенности от 05.07.2005 N 19-11/1194
от третьего лица: Сожко Т.И., представителя по доверенности от 19.11.2007 N 1.33-338
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Хабаровского края
на решение от 04.12.2007
по делу N А73-6023/2007-86
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривала судья Яцышина Е.Е.
по иску муниципального унитарного предприятия г.Хабаровска "Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания"
к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г.Хабаровска
3-е лицо: Администрация г.Хабаровска
о взыскании 516 275 рублей
Муниципальное унитарное предприятие г.Хабаровска "Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о признании недействительным Постановления Губернатора Хабаровского края от 04.05.2006 N 103 и о взыскании убытков в сумме 516 275, связанных с предоставлением в 2006, 2007 годах услуг по погребению на основании ФЗ "О погребении и похоронном деле".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г.Хабаровска.
В процессе рассмотрения спора истец отказался от иска в части признания недействительным Постановления Губернатора Хабаровского края от 04.05.2006 N 103, в связи с чем определением суда от 18.09.2007 Правительство Хабаровского края исключено из числа лиц, участвующих в деле. К участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, городской округ "город Хабаровск" в лице Финансового департамента Администрации г.Хабаровска.
Решением от 04.12.2007 требования истца в части взыскания расходов удовлетворены в заявленной сумме за счет казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края. В иске к остальным ответчикам отказано, производство по делу в части требований о признании недействительным Постановления Губернатора Хабаровского края от 04.05.2006 N 103 прекращено в связи с отказом истца от иска.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение отменить как необоснованное, в иске к данному ответчику отказать.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об исполнении Минфином Хабаровского края своих обязательств по реализации полномочий, связанных с возмещением расходов на погребение, в полном объеме. Считает, что истец не доказал наличие в совокупности предусмотренных статьей 1069 ГК РФ оснований для возмещения ему вреда за счет казны субъекта РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Министерства финансов Хабаровского края жалобу поддержал в полном объеме, дав по ней пояснения.
Представители истца, третьего лица и Финансового департамента Администрации г.Хабаровска выразили несогласие с доводами апелляционной жалобы. Считают принятое по делу решение законным и обоснованным.
Заслушав присутствующих в судебном заседании представителей, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает решение от 04.12.2007 подлежащим изменению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, муниципальное унитарное предприятие "Специализированный комбинат коммунального обслуживания" в 2006-2007 годах предоставляло услуги по погребению лиц, не работающих и не являющихся пенсионерами, а также тех, чья личность не установлена органами внутренних дел и мертворожденных детей по истечении 196 дней беременности за счет собственных средств на основании ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В доказательство оказанных спорных услуг истцом представлены соответствующие реестры, счета-фактуры, справки, акты выполненных работ.
В связи с неполным возмещением истцу его расходов, связанных с предоставлением услуг по погребению, у него образовались убытки в сумме 516 275 рублей, о взыскании которых заявлен настоящий иск.
В пункте 1 статьи 9 ФЗ "О погребении и похоронном деле" приведен гарантированный перечень услуг по погребению, которые оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Пунктом 3 статьи 9 названного Закона установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
В соответствии с пунктом 41 части 2 статьи 26.3 ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов предоставления материальной и иной помощи для погребения.
Частью 2 статьи 26.14 названного Закона субъекту Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 03.02.2005 N 16 "О возмещении расходов на погребение за счет средств краевого бюджета" установлено, что стоимость услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню специализированными службами по вопросам похоронного дела, иными организациями и подлежащих возмещению за счет средств краевого бюджета, определяются органами местного самоуправления.
Кроме того, названным постановлением предусмотрено, что финансирование расходов по возмещению стоимости услуг по погребению умерших (не работающих и не являющихся пенсионерами, а также тех, чья личность не установлена органами внутренних дел и мертворожденных детей по истечении 196 дней беременности), предоставляемых согласно гарантированному перечню, производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете на очередной год по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство".
Нормативы возмещения стоимости услуг по погребению, применяемые для определения расходов краевого бюджета на погребение, установлены Постановлениями Губернатора N 16 и N 112-пр и составляют для городского округа "город Хабаровск" 6 000 рублей и 6 180 рублей соответственно.
Постановлением Мэра г.Хабаровска от 13.12.2005 N 1965 утверждена стоимость предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, оказываемых на безвозмездной основе, в сумме 7 102 рубля и стоимость услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших при отсутствии супруга, близких родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить им погребение, и умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, в установленные законодательством сроки, в сумме 6 461 рубль.
Пунктом 5 статьи 86 Бюджетного кодекса установлено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).
Муниципальное образование "город Хабаровск", утвердив Постановлением мэра города N 1965 стоимость, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, выше установленных субъектом РФ нормативов, приняло на себя обязательство по возмещению данных расходов.
Шестой арбитражный апелляционный суд, установив, что предъявленные истцом ко взысканию убытки составляют разницу между утвержденной муниципальным образованием стоимостью на гарантированный перечень услуг по погребению и компенсацией, произведенной в пределах, предусмотренных субъектом Российской Федерации, полагает решение от 04.12.2007 изменить в части взыскания спорной суммы убытков с казны субъекта Российской Федерации в лице Министерства финансов Хабаровского края, взыскав убытки с казны муниципального образования "город Хабаровск" в сумме 516 275 рублей.
Расходы по государственной пошлине относятся на казну городского округа "город Хабаровск" в лице Финансового департамента Администрации г.Хабаровска согласно статье 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение от 04.12.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6023/2007-86 изменить.
Взыскать с казны городского округа "город Хабаровск" в лице Финансового департамента Администрации г.Хабаровска в пользу МУП "Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания" 516 275 рублей, расходы по оплате госпошлины по иску в сумме 13 662 рубля 75 копеек.
В иске к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать казны городского округа "город Хабаровск" в лице Финансового департамента Администрации г.Хабаровска в пользу Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий |
Е.В.Гричановская |
Судьи |
Е.Н.Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6023/2007-86
Истец: МУП г. Хабаровска "Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания"
Ответчик: Хабаровский край в лице Министерства Финансов Хабаровского края, Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ (Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю), Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ , Городской округ "город Хабаровск" в лице Финансового департамента Администрации г. Хабаровска
Третье лицо: Администрация г. Хабаровска