г. Хабаровск |
06АП-А73/2008-2/1675 |
16 июня 2008 г. |
|
Резолютивная часть оглашена 10 июня 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 16 июня 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Капустиной Л.В.
при участии в судебном заседании:
от заявителя явился на основании протокола общего собрания кооператива от 01.12.2004 N 3 представитель - Солоненко Л.Ф.;
от административного органа не явились (уведомление от 22.05.2008 N 124516)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.04.2008
по делу N А73-1350/2008-74АП, принятое судьей Мильчиной И.А.
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Корчик" об оспаривании постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае о привлечении к административной ответственности от 26.03.2007 N 08-07/30 - 08-07/43
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Корчик" (далее - заявитель, СПК "Корчик") обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае (далее - административный орган, Территориальное управление Росфиннадзора в Хабаровском крае) о привлечении к административной ответственности от 26.03.2007 N 08-07/30 - 08-07/43, которыми заявитель признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначены административные наказание в виде штрафов в размере 21 750 руб., 17 323 руб. 88 коп., 22 500 руб., 23 490 руб., 22 500 руб., 23 490 руб., 22 500 руб., 23 490 руб., 22 500 руб., 23 490 руб., 22 500 руб., 23 490 руб., 177 472 руб. 88 коп., 25 782 руб.
В обоснование заявленных требований СПК "Корчик" сослался на отсутствие в его действиях признаков предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ противоправного деяния.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 04.04.2008 требования заявителя удовлетворены. Признаны незаконными и полностью отменены постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае от 26.03.2007 N 08-07/30 - 08-07/43 о привлечении кооператива к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, Территориальное управление Росфиннадзора в Хабаровском крае обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение от 04.04.2008 по делу N А73-1350/2008-74АП отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование заявленных требований административный орган сослался на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела ввиду неверного толкования применимых норм материального права.
В судебном заседании представитель заявителя просил решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения жалобы административный орган извещен надлежащим образом, однако его представители в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения дела.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, послужили выплаты работникам-нерезидентам (гражданам КНР) в 2006 году в качестве заработной платы наличной валюты Российской Федерации в сумме 629 705 руб. Административный орган признал проведенные работодателем валютные операции незаконными, указав на нарушение при их осуществлении части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ) требующей от юридических лиц-резидентов производить расчеты по таким операциям через банковские счета в уполномоченных банках. Оспариваемыми постановлениями на заявителя наложены административные штрафы в общей сумме 472 278 руб. 76 коп.
Не согласившись с постановлениями административного органа, СПК "Корчик" обратился в арбитражный суд с заявлением об их отмене.
Оценив в совокупности установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции в соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, образует осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
В силу положений пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ к валютным операциям, в частности, относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Как видно из материалов дела, в данном случае СПК "Корчик" - резидент выплатило заработную плату в наличной валюте Российской Федерации гражданам КНР, имеющим статус нерезидентов (в соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ), то есть совершило валютную операцию.
Согласно статье 6 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Вместе с тем в валютном законодательстве Российской Федерации не содержится запрета на выдачу российским юридическим лицом заработной платы иностранным гражданам в валюте Российской Федерации. Порядок осуществления такой валютной операции, а также требования об использовании специального валютного счета при ее совершении не установлены.
Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).
В действующих нормативных правовых актах отсутствуют нормы, обязывающие нерезидентов при найме на работу в Российской Федерации открывать в банке счета для получения заработной платы, равно как отсутствуют и положения, позволяющие работодателю не выплачивать заработную плату работнику-нерезиденту по мотиву отсутствия такого счета.
С учетом изложенного проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, равно как и не регламентированной требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04 апреля 2008 года по делу А73-1350/2008-74АП оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию через Арбитражный суд Хабаровского края.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1350/2008-74АП
Истец: СПК "Корчик"
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1675/2008