г. Хабаровск |
|
23 июня 2008 г. |
N 06АП-А73/2008-2/1559 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Карасева В.Ф.,
Судей: Меркуловой Н.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Капустиной Л.В.
при участии в судебном заседании:
от военного прокурора Дальневосточного военного округа: Мариенко О.В., удостоверение N 12936;
от Министерства обороны Российской Федерации: Гаевой А.А., представитель по доверенности от 11.04.2008 N 32/а;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края: не явился;
от Войсковой части 49529: Спирина А.И., представитель по доверенности от 16.06.2008 N 298;
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края, войсковой части 49529
на решение от 10.04.2008
по делу N А73-1935/2008-5
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Савочкина В.С.
по заявлению военного прокурора Дальневосточного военного округа в интересах Министерства обороны Российской Федерации
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края
третье лицо: войсковая часть 49529
о признании незаконными действий по государственной регистрации юридического лица
Решением Арбитражного суда Хабаровского края удовлетворено заявление военного прокурора Дальневосточного военного округа, поданное в интересах Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны РФ) о признании недействительными действий инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Комсомольскому району Хабаровского края (далее - ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края, инспекция, налоговый орган, регистрирующий орган) по государственной регистрации юридического лица - Войсковой части 49529, зарегистрированного до 01.07.2002, в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений и об обязании ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края внести запись в ЕГРЮЛ о признании недействительной записи о государственной регистрации и включении в ЕГРЮЛ 25.11.2002 войсковой части 49529 за основным государственным регистрационным номером 1022700758629.
Министерство обороны Российской Федерации, ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края и войсковая часть 49529 не согласны с решением суда первой инстанции. В апелляционных жалобах они просят отменить оспариваемый судебный акт.
В судебном заседании представители Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 49529 огласили содержание своих апелляционных жалоб и настаивают на их удовлетворении.
Военный прокурор Дальневосточного военного округа доводы апелляционных жалоб отклонил, просил оставить решение суда без изменений, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, однако явку на него своего представителя не обеспечила. Заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, апелляционный суд установил следующее.
Прокурорской проверкой в январе 2008 года установлено, что 25.11.2002 ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края включена в ЕГРЮЛ войсковая часть 49529 в соответствии с решением N 112.
Причиной обращения в арбитражный суд военного прокурора послужил его вывод о том, что войсковая часть 49529 не отвечает признакам юридического лица, кроме того, действующие нормативные акты не наделяют войсковые части статусом юридического лица. Войсковая часть 49529 в качестве юридического лица никогда не регистрировалась и соответствующее свидетельство ей не выдавалось, в связи с чем, сведения о ней не могли быть внесены в ЕГРЮЛ после 01.07.2002. Кроме того, у руководителя войсковой части 49529 отсутствовали документы, подтверждающие организационно-правовую форму войсковой части 49529, способе ее образования как юридического лица, сведения об учредителях, отсутствовало решение о создании войсковой части.
Разрешая спор, суд первой инстанции, на основе представленных лицами, участвующими в деле, доказательств, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. Суд установил, что в соответствии с Законом от 11.11.1998 N 1357 "Об обороне" Министр обороны Российской Федерации не принимал решения о наделении войсковой части 49529 статусом юридического лица и соответствующие документы в регистрирующий орган представлены не были. Общего положения о войсковых частях как юридических лицах не существует, отсутствует устав, учредительный договор, на основании которых действует войсковая часть 49529 как юридическое лицо.
В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации указало, что суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, не известив Министерство обороны Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, назначенного после перерыва, на срок свыше 5 суток на 10.04.2008.
Суд нарушил порядок подготовки дела к судебному разбирательству: дело назначено к судебному разбирательству без проведения предварительного судебного заседания.
По мнению Министерства обороны РФ, суд не выяснил, были ли нарушены его права и законные интересы действиями ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края.
Суд не установил, когда Министерству обороны Российской Федерации стало известно о внесении войсковой части в ЕГРЮЛ, а, поскольку донесения о зарегистрированных юридических лицах - воинских частях поступали в Министерство обороны РФ, начиная с 2004 года, периодически с интервалом один раз в шесть месяцев, Министерству обороны РФ было известно о факте регистрации войсковой части более трех месяцев. Министерство обороны РФ считает, что на военного прокурора распространяются те же процессуальные сроки, что относятся к Министерству обороны РФ.
Министерство обороны РФ считает, что суд первой инстанции не установил, обладает ли войсковая часть 49529 признаками юридического лица.
Также Министерство обороны РФ указывает, что перерегистрация войсковой части 49529 с 01.07.2002 носила уведомительный характер и законодательством не предусмотрены требования по представлению в налоговый орган учредительных документов. В связи с этим, находящихся в материалах дела налогового органа заявления и выписки из директивы Министерства обороны СССР о формировании воинской части достаточно для осуществления перерегистрации юридического лица.
ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края обосновала свою апелляционную жалобу следующими доводами.
Прокурор обратился с заявлением в арбитражный суд с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не заявил ходатайство о его восстановлении в связи уважительными причинами.
Арбитражный суд не принял во внимание доводы третьего лица о том, что в соответствии с Уставом, зарегистрированным 22.12.2005, оно является юридическим лицом, имеет полное наименование "военный госпиталь - войсковая часть 49529 при войсковой части 52015".
Войсковая часть 49529 сослалась в апелляционной жалобе на следующие обстоятельства.
Суд первой инстанции допустил нарушения процессуального закона, не вынося определения о назначении дела к судебному разбирательству. В определении от 06.03.2008 установлено, что подготовка дела к судебному разбирательству назначена на 03.04.2008, однако Министерство обороны РФ должным образом о дате проведения заседания суда не извещено.
Суд необоснованно отклонил ходатайство войсковой части 49529 об отложении судебного заседания в связи с несвоевременным оформлением доверенности для представителя Министерства обороны РФ.
Суд не рассмотрел ходатайство представителя войсковой части 49529 о пропуске военным прокурором срока обращения в суд, тогда как военный прокурор должен был узнать о регистрации этого юридического лица как до 01.07.2002, так и после перерегистрации 01.07.2002.
Признание недействительной государственной регистрации войсковой части 49529 повлечет нарушение законных интересов Министерства обороны РФ, поскольку лишение военного госпиталя статуса юридического лица повлечет аннулирование лицензий на право заниматься медицинской, фармацевтической, деятельностью, связанной с оборотом наркотических и психотропных веществ, что, в свою очередь повлечет подрыв боевой готовности войсковой части 52015 и Министерства обороны РФ в целом.
Суд не проверил сведения о том, что войсковая часть 49529 зарегистрирована до 01.07.2002, что подтверждается свидетельством серии 27 N 0062027 о постановке на учет в налоговом органе. В связи с этим, запись о внесении юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, в ЕГРЮЛ, не может быть признана недействительной.
Суд первой инстанции не уделил должного внимания доводу войсковой части 49529 о том, что в заявлении военный прокурор просит признать действия налогового органа по регистрации юридического лица - войсковой части 49529, которое таковым не является. Его полное название - военный госпиталь - войсковая часть 49529 при войсковой части 52015.
Апелляционный суд доводы апелляционных жалоб отклоняет в связи со следующим.
Согласно положениям статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество находится у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и относится исключительно к федеральной собственности.
Однако, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие наделение учредителем войсковой части 49529 имуществом на каком-либо праве.
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" и подпунктами 8 и 9 пункта 11 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 N 1357, действовавшем до и в период внесения налоговым органом в ЕГРЮЛ соответствующей записи, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации относятся исключительно к компетенции Министра обороны Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора, а в случаях, установленных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Из Устава учреждения военного госпиталя-войсковой части 49529 при войсковой части 52015 (л.д. 54-59) следует, что он утвержден командиром войсковой части 52015 и согласован председателем ППО войсковой части 52015. Однако, документы о том, что Министр обороны Российской Федерации наделял командира войсковой части 52015 правом утверждения Устава войсковой части 49529, в материалах дела отсутствуют, как отсутствует и общее положение о войсковых частях как юридических лицах.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, нашедшему подтверждение в заседании апелляционного суда, что Министр обороны Российской Федерации не принимал решения об образовании войсковой части 49529 как юридического лица, Устав учреждения не утверждал и в регистрирующий орган не направлял. В связи с этим, правовых оснований для включения войсковой части 49529 в ЕГРЮЛ у инспекции не имелось, поскольку фактически у войсковой части 49529 отсутствует учредительный документ.
Кроме того, согласно статье 26 Федерального закона "о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу вышеуказанного Закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а", "д", "л" пункта 1 статьи 5, содержащие сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ, а именно: а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование; б) организационно-правовая форма; в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; г) способ образования юридического лица; д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица.
В сообщении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" (л.д. 23-26) указано, что способом образования юридического лица является создание, однако из расписки в получении документов (л.д. 27) следует, что документа, подтверждающего принятие решения о создании войсковой части как юридического лица уполномоченным лицом в налоговый орган представлено не было.
Приобщенная к материалам дела выписка из директивы Министерства обороны СССР от 20.01.1982 N 314/1/00200 (л.д. 22) не содержит записи о том, что войсковая часть 49529 имеет статус юридического лица.
Кроме того, в материалах дела имеется приказ Министра обороны Российской Федерации от 12.09.2003 N 324 "О государственной регистрации юридических лиц". Приложением N 1 к названному приказу определен перечень создаваемых федеральных государственных учреждений, который не содержит названия "войсковая часть 49529".
Приведенные обстоятельства, правильно установленные судом первой инстанции, свидетельствуют об обоснованности доводов военного прокурора о том, что войсковая часть 49529 не обладает признаками юридического лица.
Приказом МНС РФ от 15.10.2002 N БГ-3-09/572 "О методических разъяснениях по порядку заполнения формы N 317001 "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", зарегистрированным в Министерстве юстиции 19.11.2002 за N 3934, указано на необходимость руководствоваться учредительными документами юридического лица.
Судом установлено, что представленное в налоговый орган уполномоченным лицом сообщение не содержало необходимых сведений, предусмотренных законом для регистрации юридического лица, не существовало документов, определяющих правовой статус войсковой части 49529, отсутствовал учредительный документ.
В случае, если статус организации как юридического лица не определен, запись в ЕГРЮЛ не должна быть внесена регистрирующим органом, заявителю выдается соответствующее уведомление. Поскольку сведений при перерегистрации о своем правовом статусе войсковая часть 49529 не представляла, то ей должно было быть отказано налоговым органом в данной регистрации.
Подлежат отклонению доводы апелляционных жалоб Министерства обороны РФ, налогового органа, войсковой части 49529 о том, что военный прокурор пропустил срок на обращение в арбитражный суд. В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
О нарушении прав и законных интересов Министерства обороны РФ военный прокурор узнал в 30.01.2008 в результате проведенной прокурорской проверки, а в суд обратился с заявлением 03.03.2008, в связи с чем, суд первой инстанции правильно установил, что военным прокурором был соблюден установленный срок для обращения в суд с соответствующим заявлением.
Не могут служить основаниями для изменения или отмены решения и доводы Министерства обороны РФ о том, что суд первой инстанции объявил перерыв в судебном заседании на срок свыше 5 суток, а Министерство обороны при этом не было извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, поскольку названный довод не подтверждается материалами дела.
Судебное заседание, согласно определению от 06.03.2008, было назначено на 03.04.2008, перерыв суд объявил до 10.04.2008, при этом 05.04.2008 и 06.04.2008 являются нерабочими днями. В силу части 3 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, следовательно, доводы Министерства обороны РФ являются несостоятельными.
Также подлежат отклонению доводы жалобы и войсковой части 49529 о том, что Министерство обороны Российской Федерации не было извещено о судебном заседании, поскольку к материалам дела приобщено почтовое уведомление о вручении 17.03.2008 определения от 06.03.2008 уполномоченному представителю Министерства обороны РФ (л.д. 64).
Свидетельство серии 27 N 0062027 о постановке на учет в налоговом органе, на которое ссылается войсковая часть 49529 в подтверждение регистрации до 01.07.2002, отсутствует в материалах дела и не представлено в заседание апелляционного суда, в связи с чем, названный довод не подтвержден соответствующим доказательством, кроме того, установленные судами первой и апелляционной инстанции нарушения при государственной регистрации войсковой части 49529 не позволяют принять названный довод в качестве основания для отмены оспариваемого судебного акта.
Не могут служить основаниями для отмены решения суда первой инстанции доводы Министерства обороны РФ и войсковой части 49529 о том, что полным наименованием войсковой части 49529 является "учреждение военный госпиталь - войсковая часть 49529 при войсковой части 52015", а также доводы о последствиях признания незаконной государственной регистрации войсковой части 49529, как не имеющие правового значения для разрешения настоящего дела, поскольку судом установлено нарушение регистрирующим органом порядка государственной регистрации юридического лица.
Министерство обороны РФ в апелляционной жалобе указывает, что его права и законные интересы не нарушены действиями налогового органа, осуществившего государственную регистрацию войсковой части 49529.
Вместе с тем, как правильно указал военный прокурор в заявлении, регистрация субъекта, не обладающего признаками юридического лица влечет возможность распоряжения войсковой частью 49529 имуществом Вооруженных сил Российской Федерации, совершения всех видов сделок, при этом Министерство обороны РФ, являющееся надлежащим ответчиков по всем обязательствам, лишено возможности своевременно узнать о возникновении, изменении, прекращении своих прав и обязанностей. Кроме того, регистрация войсковой части 49529 повлекла нарушение права Министерства обороны РФ на определение правового статуса его структурных подразделений.
Принимая решение, суд первой инстанции дал полную оценку обстоятельствам настоящего дела.
Основания отмены или изменения судебного акта установлены статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, апелляционный суд таких оснований не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 апреля 2008 года по делу N А73-1935/2008-5 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1935/2008-5
Истец: Министерство обороны РФ (представителю Гаевой А.А.), Министерство обороны РФ, Военный прокурор ДВО в интересах Министерство обороны РФ
Ответчик: ИФНС по Комсомольскому району Хабаровского края
Третье лицо: Военный госпиталь-войсковая часть 49529