г. Хабаровск |
|
18 июля 2008 г. |
N 06АП-А73/2008-2/2189 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Карасева В.Ф.,
Судей: Меркуловой Н.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
от федерального государственного унитарного предприятия "Дальневосточный проектно-изыскательский институт по проектированию объектов мелиоративного и водохозяйственного строительства "Дальгипроводхоз": Судариков И.К., директор, приказ от 27.03.1997 N 08, паспорт 08 01 268451 выдан 11.08.2001 отделом внутренних дел Кировского района города Хабаровска; Кравцова О.А., представитель по доверенности от 25.06.2008 б/н;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю: Воронкова Е.Н., представитель по доверенности от 19.11.2007 N юр/515/16811.1-08;
от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом: не явился;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Дальневосточный проектно-изыскательский институт по проектированию объектов мелиоративного и водохозяйственного строительства "Дальгипроводхоз"
на решение от 22.05.2008
по делу N А73-1316/2008-29
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Стёпина С.Д.
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Дальневосточный проектно-изыскательский институт по проектированию объектов мелиоративного и водохозяйственного строительства "Дальгипроводхоз"
к Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю
о признании недействительным акта проверки от 31.08.2007, незаконными действий Федерального агентства по управлению федеральным имуществом
Решением Арбитражного суда Хабаровского края отказано в удовлетворении заявления федерального государственного унитарного предприятия "Дальневосточный проектно-изыскательский институт по проектированию объектов мелиоративного и водохозяйственного строительства "Дальгипроводхоз" (далее - ФГУП "Дальгипроводхоз", предприятие, заявитель) о признании недействительным акта проверки от 31.08.2007 Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУФАУФИ по Хабаровскому краю, Территориальное управление), действий Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, выраженных в письме от 06.11.2007.
ФГУП "Дальгипроводхоз" не согласно с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель предприятия огласил содержание апелляционной жалобы и настаивает на ее удовлетворении.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом.
Заслушав представителей предприятия и Территориального управления, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд установил следующее.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р предприятие включено в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год.
Во исполнение поручения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 06.08.2007 N ЛП-06/22102, ТУФАУФИ по Хабаровскому краю провело проверку сохранности и использования по назначению федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Дальгипроводхоз".
31.08.2007 по результатам проверки составлен акт, в котором изложены установленные ею факты, а также выводы и заключения. Так, в пункте 1 названного акта содержится вывод о необходимости включения в состав ФГУП "Дальгипроводхоз", подлежащего приватизации, функциональных помещений, расположенных по адресам в г. Хабаровске: ул. Серышева, 60 общей площадью 3572,7 кв.м., ул. Краснодарская, 33в - часть производственной базы, необходимой для осуществления предприятием уставной деятельности.
В пункте 2 в связи с дефицитом федеральных площадей, необходимых для нужд Российской Федерации (федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, унитарных предприятий и государственных учреждений) потребность в которых не может быть удовлетворена за счет объектов, расположенных на территории г. Хабаровска, находящихся в казне Российской Федерации и в хозяйственном ведении эксплуатационных предприятий Росимущества, комиссией предложено площади, расположенные в здании по адресу г. Хабаровск, ул. Серышева, 60, используемые предприятием не по назначению, закрепить на праве оперативного управления за федеральными органами, испытывающими дефицит в помещениях, согласно списку.
Пунктом 3 изложен вывод о необходимости контрольно-правовому отделу подготовить и направить исковое заявление о взыскании с директора предприятия ущерба, нанесенного Российской Федерации от неэффективного использования федерального имущества.
В пункте 4 акта изложены указания директору ФГУП "Дальгипроводхоз" представить в Территориальное управление документы и материалы, а также обществу с ограниченной ответственностью частному охранному предприятию "Арион" заключить договор аренды земельного участка.
06.11.2007 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом направило руководителю ТУФАУФИ по Хабаровскому краю письмо N ЛП-06/29761 "О приватизации ФГУП "Дальгипроводхоз", в котором поручило Территориальному управлению при принятии решения об условиях приватизации ФГУП "Дальгипроводхоз" сохранить в федеральной собственности помещения общей площадью 10924,9 кв.м., находящиеся в здании, расположенном по адресу: г. Хабаровска, ул. Серышева, д. 60, в целях их дальнейшей передачи в оперативное управление Государственной инспекции труда в Хабаровском крае (585 кв.м.), Главному управлению Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Хабаровскому краю (3055,5 кв.м.), Территориальному управлению Росфиннадзора в Хабаровском крае (1179 кв.м.), ГОУВПО "Хабаровская государственная академия экономики и права" (6105,4 кв.м.).
Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным акта ТУФАУФИ по Хабаровскому краю от 31.08.2007, а также о признании незаконными действий Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, выраженных в письме от 06.11.2007 N ЛП-06/29761.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции не установил нарушения нормативных актов Российской Федерации, а также прав и законных интересов ФГУП "Дальгипроводхоз" ни в действиях ТУФАУФИ по Хабаровскому краю, принявшего акт от 31.08.2007, ни в действиях Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Возражая против решения суда первой инстанции, предприятие указало, что ФГУП "Дальгипроводхоз" вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящемся в его хозяйственном ведении, по своему усмотрению. Занятие части здания по ул. Серышева, 60 в г. Хабаровске другими организациями носит законный характер и не исключает имущественных прав заявителя на приватизацию названного недвижимого имущества. Действия Федерального агентства по управлению федеральным имуществом направлены на неправомерное лишение предприятия права на приватизацию, на произвольное изъятие у него помещения.
Суд не дал правовой оценки аудиторскому заключению АКФ "Дальрегиоаудит" от 11.10.2007, согласно которому при изъятии части инженерного здания по ул. Серышева, 60 в г. Хабаровске (8 этажей из 10) платежеспособность и финансовая устойчивость ФГУП "Дальгипроводхоз" будет находиться в глубоком финансовом кризисе, а также письму Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 01.04.2008, в котором выражено несогласие с сохранением в федеральной собственности при приватизации предприятия части здания по ул. Серышева в г. Хабаровске.
Оспариваемый акт повлек поручение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, адресованное Территориальному управлению, при принятии решения об условиях приватизации предприятия сохранить в федеральной собственности помещение площадью 10924,9 кв.м., расположенное по ул. Серышева, 60 в г. Хабаровске для дальнейшей передачи в оперативное управление другим органам и организациям, то есть, считает предприятие, названные обстоятельства и явились правовыми последствиями, которые создают препятствия для реализации предприятием своих имущественных прав.
Апелляционный суд доводы апелляционной жалобы отклоняет как несостоятельные, в связи со следующим.
Определяя предмет доказывания, суд первой инстанции обоснованно привел в решении статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающую, что при оспаривании ненормативных актов, действий государственных органов, подлежат установлению в совокупности два обстоятельства: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законные интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также установление, возлагают ли оспариваемые ненормативный акт, действия на заявителя какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предприятие оспаривает акт проверки сохранности и использования по назначению федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Дальгипроводхоз" от 31.08.2007.
В силу статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Согласно пунктам 5.3 и 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 (далее - Положение о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом), Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет в порядке и в пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц по эффективному использованию и сохранности федерального имущества.
При этом, пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом установлено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Таким образом, проверка ФГУП "Дальгипроводхоз" была проведена ТУФАУФИ по Хабаровскому краю в соответствии с названным нормативным актом.
К материалам дела приобщено письмо Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 06.11.2007 N ЛП-06/29761 (т. 1 л.д. 26-27). Исследовав названное письмо апелляционный суд пришел к выводу, что его нельзя расценить как ненормативный акт, поскольку оно подписано неустановленным лицом, а, кроме того, в нем идет речь о принятии решения об условиях приватизации ФГУП "Дальгипроводхоз" в будущем, следовательно, названное письмо не свидетельствует о том, что решение об исключении спорных помещений из плана приватизации предприятия принято.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на нарушение его прав и законных интересов, которое произойдет в случае сохранения в федеральной собственности помещений по ул. Серышева, 60 в г. Хабаровске. При этом он указывает, что право хозяйственного ведения ФГУП "Дальгипроводхоз" на названные помещения не прекращено, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 08.05.2002.
Однако, как следует из статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о признании незаконным ненормативного акта, действий подлежит удовлетворению, если арбитражный суд установит, что названный ненормативный акт, действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Однако, материалами дела и в заседании апелляционного суда нашел подтверждение факт, что ни на момент рассмотрения заявления в Арбитражном суде Хабаровского края, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы, негативные правовые последствия, на которые указывает предприятие в жалобе, а именно, исключение из плана приватизации ФГУП "Дальгипроводхоз" помещений по ул. Серышева, 60 в г. Хабаровске, не наступили. Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Иные доводы апелляционной жалобы апелляционным судом отклоняются, как не имеющие правового значения для разрешения возникшего спора, и направленные на подтверждение негативного характера последствий для предприятия, вызванных оспариваемыми действиями государственных органов, которые фактически не наступили и не известно, наступят ли.
Проверив законность оспариваемого судебного акта, апелляционный суд оснований к его изменению или отмене, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22 мая 2008 года по делу N А73-1316/2008-29 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1316/2008-29
Истец: ФГУП "Дальгипроводхоз"
Ответчик: ФАУФИ, ТУФАУФИ по Хабаровскому краю