г. Хабаровск
31 июля 2008 г. |
N 06АП-А04/2008-1/2308 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.07.2008.
Полный текст постановления изготовлен 31.07.2008
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Головниной Е.Н.
судей: Гричановской Е.В., Кустовой Т.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Капустиной Л.В.
при участии в судебном заседании:
представители лиц, участвующих в деле, не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 02 июня 2008 года
по делу N А04-521/08-10/54
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Шишовым О.А.
по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к министерству финансов Амурской области, Министерству финансов Российской Федерации
о взыскании 76 276 руб. 86 коп.
третьи лица муниципальное общеобразовательное учреждение Овсянковская средняя общеобразовательная школа, Управление Федерального казначейства по Амурской области, Финансовое управление администрации Зейского района, Управление образования администрации Зейского района
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Амурской области о взыскании 76 276 рублей 86 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с реализацией льгот по оплате электроэнергии, предоставленных в период с 01.08.2007 по 31.12.2007 педагогическим работникам в соответствии с Законом РФ "Об образовании".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное общеобразовательное учреждение Овсянковская средняя общеобразовательная школа, Управление Федерального казначейства по Амурской области, Финансовое управление администрации Зейского района, Управление образования администрации Зейского района
Решением арбитражного суда от 02.06.2008 исковые требования удовлетворены в заявленной сумме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. При этом суд исходил из того, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнила установленные законом расходные полномочия - не обеспечила субъект РФ - Амурскую область финансовыми средствами для реализации льгот, предусмотренных Законом РФ "Об образовании". В иске к Министерству финансов Амурской области отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Амурской области, Министерство финансов РФ обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить как необоснованное, в иске к данному ответчику отказать. В обоснование доводов своей жалобы Министерство финансов РФ ссылается на то, что указанные расходы не отнесены федеральным законодательством к расходным полномочиям Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "ДЭК" просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу, как содержащую необоснованные и несоответствующие действующему законодательству выводы, - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании не присутствовали. От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "ДЭК" в период с 01.08.2007 по 31.12.2007 в соответствии с Законом РФ "Об образовании" и во исполнение заключенного с Овсянковской средней школой договора предоставляло льготы по оплате электрической энергии педагогическим работникам, проживающим в Зейском районе, в результате чего у истца образовались убытки.
В связи с невозмещением в полном объеме государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Пункт 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" устанавливает, что пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.2 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Между тем статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, работающим в сельской местности и поселках городского типа, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Исследовав объем целевого финансирования субъекта РФ и муниципального образования из федерального бюджета в спорный период, суд установил, что Российской Федерацией не исполнены в полном объеме установленные федеральным законодательством обязательства по финансированию бюджета субъекта Федерации средств для компенсации спорных расходов.
Наряду с этим Законом Амурской области "О внесении изменений в Закон Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год" от 13.11.2007 N 420-ОЗ в составе расходов бюджета Амурской области предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий в части оказания мер социальной поддержки специалистам государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках).
Во исполнение данного Закона Амурской области средства на указанные цели доведены до муниципальных образований, в том числе до муниципального образования Зейский район в полном объеме (субвенции в сумме 14 258 000 рублей) и направлены на погашение задолженности перед предприятиями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги.
Судом правильно установлено, что предоставление данных льгот относится к полномочиям Российской Федерации, передача которых на другой уровень власти в соответствии с нормативно-правовыми актами, разграничивающими расходные полномочия Российской Федерации и субъектов РФ, должна осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных федеральным законом педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, понесенные истцом расходы арбитражный суд правомерно взыскал за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Учитывая, что глава 25.3 Налогового кодекса РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующие публично-правовые образования выступают в качестве ответчиков, то в связи с удовлетворением исковых требований в полном объеме государственная пошлина по иску правомерно взыскана судом первой инстанции за счет ответчика - Министерства финансов РФ согласно статье 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение от 02 июня 2008 года по делу N А04-521/08-10/54 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.Н.Головнина |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-521/2008-10/54
Истец: ОАО "Дальневосточная энергетическая компания"
Ответчик: Министерство финансов РФ, Министерство финансов Амурской области
Третье лицо: Финансовое управление Администрации Зейского района, Управление Федерального казначейства по Амурской области, Отдел образования Администрации Зейского района, МОУ Овсянковская СОШ
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2308/2008-А04