г. Хабаровск |
|
07 августа 2008 г. |
N 06АП-А73/2008-2/2391 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.,
Судей: Карасева В.Ф., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
от федерального государственного унитарного предприятия "Строительное управление Дальневосточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации": Белоножко Татьяна Александровна, представитель по доверенности от 22.11.2007 N 29/ЮР/38;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю: Крысанов Юрий Юрьевич, представитель по доверенности от 09.01.2008 N 04-09/1
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю
на решение от 28 мая 2008 года
по делу N А73-2659/2008-50
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривал судья Никитина Т.Н.
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Строительное управление Дальневосточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю
о признании незаконными действий по бесспорному взысканию штрафов
Федеральное государственное унитарное предприятие "Строительное управление Дальневосточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации" (далее - предприятие, ФГУП "СУ ДВО") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании незаконными действий по взысканию в бесспорном порядке сумм штрафов, указанных в требованиях от 24.01.2008 N 1779/2, 1779/3, NN 1779/5-1779/10, от 18.12.2007 N 1794, от 14.03.2008 N 1794/1.
Решением суда первой инстанции от 28.05.2008 требования, заявленные предприятием о признании незаконными действий инспекции по бесспорному взысканию штрафов, указанных в требованиях от 24.01.2008 N 1779/2, 1779/3, NN 1779/5-1779/10, от 18.12.2007 N 1794, от 14.03.2008 N 1794/1, удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, налоговый орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Представитель налогового органа в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил отменить решение суда, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель предприятия в заседании суда апелляционной инстанции отклонила доводы апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Шестой арбитражный апелляционный суд находит, что решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Из материалов дела следует, что решениями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю от 23.11.2001 N 19-р, от 30.11.2001 N 26-Р, от 31.01.2002 N 46-Р, от 21.02.2003 N 19-Р-УТ федеральному государственному унитарному предприятию "Строительное управление Дальневосточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации" в соответствии с Постановлением Правительства N 1002 от 03.09.1999 было предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным налогам, региональным и местным налогам, а также начисленным пеням и штрафам.
Решениями Межрайонной ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю от 15.01.2008 N 10-14/38, от 18.01.2008 N 10-14/39, от 28.01.2008 N 10-14/40 прекращено право на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог, федеральным, региональным и местным налогам, пеням и соответствующим штрафам.
В связи с прекращением права на реструктуризацию Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю приняты решения: от 14.02.2008 N 824, от 24.02.2008 N 833, от 12.03.2008 N 823/1, от 14.03.2008 N 825, от 14.03.2008 N 827, от 14.03.2008 N 828, от 14.03.2008 N 829, от 14.02.2008 N 830, от 14.02.2008 N 831 о взыскании налога, сбора, пени по статье 31, пункту 1 статьи 46 НК РФ, в адрес ФГУП "СУ ДВО" выставлены требования от 24.01.2008 N 1779/2, 1779/3, NN 1779/5-1779/10, от 18.12.2007 N 1794, от 14.03.2008 N 1794/1 об уплате штрафных санкций в общей сумме 4 743 091,70 руб. Указанными требованиями предприятию предложено в добровольном порядке уплатить налоговые санкции, начисленные до 01.12.2001, в срок до 03.01.2008, 09.02.2008, 31.03.2008, соответственно.
В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате штрафных санкций в срок, установленный в требованиях, в соответствии со статьей 46 НК РФ налоговым органом приняты решения от 14.02.2008 N 824, от 24.02.2008 N 833, от 12.03.2008 N 823/1, от 14.03.2008 N 825, от 14.03.2008 N 827, от 14.03.2008 N 828, от 14.03.2008 N 829, от 14.02.2008 N 830, от 14.02.2008 N 831 о взыскании налога, сбора, пени, по статье 31, пункту 1 статьи 46 НК РФ, о взыскании штрафных санкций за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
27.03.2008, 01.04.2008, в Хабаровский филиал ОАО "Банк Москвы", г. Хабаровск, где открыты счета ФГУП "СУ ДВО", налоговым органом направлены инкассовые поручения N N 910, 919, 1405, 911, 913, 914, 915, 916, 917.
Не согласившись с действиями налогового органа по бесспорному взысканию штрафных санкций за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, ФГУП "СУ ДВО" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что, поскольку решения о привлечении к ответственности были приняты налоговым органом до 01.01.2001, налоговые санкции подлежат взысканию в порядке, действовавшем до 01.07.2007, то есть в судебном порядке.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно пункту 1 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням, штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 далее - Порядок проведения реструктуризации), реструктуризации подлежит, в том числе, кредиторская задолженность по штрафам, в том числе признанным юридическим лицом к взысканию, исчисленная по данным учета налоговых органов по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности независимо от даты подачи заявления.
Указанная задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным графиком.
Пунктами 7, 8 Порядка проведения реструктуризации установлено, что в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 названного Порядка проведения реструктуризации (просрочка погашения по графику), организация утрачивает право на реструктуризацию, а налоговый орган принимает меры к взысканию задолженности.
При возникновении указанных обстоятельств налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении действия реструктуризации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что налоговый орган обоснованно и своевременно принял решения о прекращении действия реструктуризации, решения от 14.02.2008 N 824, от 24.02.2008 N 833, от 12.03.2008 N 823/1, от 14.03.2008 N 825, от 14.03.2008 N 827, от 14.03.2008 N 828, от 14.03.2008 N 829, от 14.02.2008 N 830, от 14.02.2008 N 831 о взыскании налога, сбора, пени по статье 31, пункту 1 статьи 46 НК РФ, выставив спорные требования о взыскании штрафных санкций за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Пунктом 7 статьи 114 НК РФ в редакции, действующей до 01.01.2007, установлено, что налоговые санкции с налогоплательщика-организации взыскиваются в судебном порядке в случае, если сумма штрафа, налагаемого на этого налогоплательщика, превышает пятьдесят тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 18 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа вынесено до 01.01.2007, взимаются в порядке, действовавшем до вступления в силу названного Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 64 НК РФ предусмотрено, что отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.
Таким образом, по своей правовой природе реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа, которая в соответствии со статьей 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога.
Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки установлен статьей 68 настоящего Кодекса, включающей, в частности, положение о том, что при нарушении условий предоставления отсрочки, рассрочки, действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.
Налогоплательщик обязан при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня следующего за днем получения этого решения по день уплаты этой суммы включительно.
Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации.
Взыскание, в том числе сумм штрафа в принудительном порядке за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации предусмотрено статьей 46 Налогового кодекса РФ, положения пунктов 1, 2, 10 которой с 01.01.2007 устанавливают, что взыскание производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика-организации, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика-организации.
Налоговым органом спорные требования о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика-организации выставлены на основании решений от 14.02.2008 N 824, от 24.02.2008 N 833, от 12.03.2008 N 823/1, от 14.03.2008 N 825, от 14.03.2008 N 827, от 14.03.2008 N 828, от 14.03.2008 N 829, от 14.02.2008 N 830, от 14.02.2008 N 831 о взыскании налога, сбора, пени по статье 31, пункту 1 статьи 46 НК РФ, в связи с истечением срока уплаты в добровольном порядке задолженности, образовавшейся в результате прекращения права на реструктуризацию.
Следовательно, вывод суда о том, что оспариваемые действия по взысканию задолженности в бесспорном порядке, в том числе и по принятию решений о взыскании сумм штрафа за счет денежных средств налогоплательщика в банках, совершены налоговым органом неправомерно, является неправильным, поскольку не соответствует нормам налогового законодательства, действовавшего в спорный период.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28 мая 2008 года по делу N А73-2659/2008-50 отменить.
В удовлетворении требований федеральному государственному предприятию "Строительное управление Дальневосточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации" о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю по бесспорному взысканию штрафов, указанных в требованиях от 24.01.2008 N 1779/2, 1779/3, NN 1779/5-1779/10, от 18.12.2007 N 1794, от 14.03.2008 N 1794/1 отказать.
Взыскать с федерального государственного предприятия "Строительное управление Дальневосточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации" в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю государственную пошлину в сумме 1 000 руб., уплаченную платежным поручением от 02.07.2008 N 509, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
В.Ф. Карасев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2659/2008-50
Истец: ФГУП "Строительное управление ДВО МО РФ"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю