г. Хабаровск |
|
29 августа 2008 г. |
N 06АП-А73/2008-1/2818 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей: Головниной Е.Н., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в судебном заседании:
от истца: Гончаровой О.Г., представителя по доверенности от 01.02.2008 N 7/60
от ответчиков - Министерства финансов РФ: Коржуевой А.С. представителя по доверенности от 10.01.2008 б/н;
от третьего лица: представители не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства
финансов Российской Федерации
на решение от 24.06.2008
по делу N А73-1307/2007-51
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривала судья Букина Е.А.
по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению Администрации Хабаровского муниципального района
3-е лицо: Комитет социальной защиты населения Хабаровского муниципального района
о взыскании 654 609 рублей 32 копеек
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению Администрации Хабаровского муниципального района о взыскании 654 609 рублей 32 копеек, составляющих убытки от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг - тепловой энергии в 2005 году в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет социальной защиты населения Хабаровского муниципального района.
Решением суда от 24.06.2008 исковые требования удовлетворены частично: на сумму 535 965 рублей 89 копеек за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", выделялись не в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство финансов РФ обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение отменить как необоснованное, в иске к данному ответчику отказать.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об исполнении Минфином РФ своих обязательств по реализации полномочий, связанных с возмещением расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг региональным льготникам, в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя жалобы настаивала на отмене состоявшегося по делу решения.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "ДГК" во исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в 2005 году предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг - тепловой энергии лицам, имеющим право на их получение.
В связи с невозмещением в полном объеме органами исполнительной власти истцу расходов по предоставлению льгот на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
В соответствии со статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901, изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Согласно статье 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2004) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В 2005 году из Федерального фонда компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан Хабаровским краем получено 485 227 000 рублей.
Судом установлено, что фактическая потребность Хабаровского края в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам, превышает средства, выделенные из федерального бюджета.
Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Хабаровского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение от 24.06.2008 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-1307/2007-51 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий |
Е.В.Гричановская |
Судьи |
Е.Н.Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1307/2007-51
Истец: ОАО "ДГК"
Ответчик: Финуправление администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, МИНФИН Хабаровского края, МИНФИН РФ в лице УФК по Хабаровскому краю, МИНФИН РФ
Третье лицо: Комитет социальной защиты населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края