г. Хабаровск |
|
08 сентября 2008 г. |
N 06АП-А73/2008-2/2518 |
Резолютивная часть постановления от 01 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Михайловой А.И.
Судей: Карасева В.Ф., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
от закрытого акционерного общества "Комсомолка": Гаврилюк А.В., юрист по доверенности от 09.01.2008 N 02; Демидова О.М., зам. главн. бухгалтера по дов. от 09.01.2008 N 12;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края: Савина А.Л., главн. гос. налог. инспектор по дов. от 05.03.2007 N 04-35/4094; Патрина Л.Н., зам. нач. отдела по дов. от 29.08.2008 N 04-10/20478;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
на решение от 07 июня 2008 года
по делу N А73-1937/2007-72/92
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривал судья Барилко М.А.
по заявлению закрытого акционерного общества "Комсомолка"
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 02.02.2007 N 1866
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 25.08.2008 по 01.09.2008
Закрытое акционерное общество "Комсомолка" (далее - общество, ЗАО "Комсомолка") обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - налоговый орган) от 02.02.2007 N 1866.
Решением суда первой инстанции от 23.07.2007 заявленные требования общества удовлетворены частично. Решение налогового органа признано недействительным в части начисления к уплате пени по единому социальному налогу на сумму 8 142 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда от 23.07.2007, ЗАО "Комсомолка" подало апелляционную жалобу на предмет его отмены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.10.2007 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением суда кассационной инстанции от 06.02.2008 решение суда первой инстанции от 23.07.2007 и постановление суда апелляционной инстанции от 08.10.2007 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции решением от 07.06.2008 заявленные требования общества удовлетворил. Решение налогового органа признано недействительным в части привлечения ЗАО "Комсомолка" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 13 189 руб. за неуплату (неполную уплату) единого социального налога; в части начисления пени в сумме 125 117 руб. 45 коп. за несвоевременное перечисление единого социального налога, в части подлежащей к уплате в Федеральный бюджет; в части начисления пени в сумме 6 255 руб. 10 коп. за несвоевременное перечисление единого социального налога, в части подлежащей уплате в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования; в части начисления пени в сумме 8 142 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Не согласившись с решением суда от 07.06.2008, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой на предмет его отмены, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Представители налогового органа в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просили решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании представители ЗАО "Комсомолка" с апелляционной жалобой налогового органа не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции счел жалобу налогового органа подлежащей удовлетворению в части.
В соответствии с пунктом 3 статьи 243 НК РФ плательщики единого социального налога в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, установленном статьей 75 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Нарушение данной обязанности влечет начисление пеней в порядке, установленном статьей 75 НК РФ.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Комсомолка" по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов, в том числе единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2003 - 2005 годы, по результатам которой составлен акт и принято оспариваемое по настоящему делу решение от 02.02.2007 N 1866.
Решением установлены факты занижения единого социального налога и страховых взносов за счет не включения произведенных работникам выплат, в том числе по договорам подряда, за пользование мобильными телефонами без документального подтверждения и целевого обоснования, непринятия Фондом социального страхования к зачету расходов страхователя на цели государственного социального страхования, завышения примененного вычета на суммы страховых взносов, превышающие фактически уплаченные. Так же установлено, что общество несвоевременно и не в полном объеме перечисляло налог и взносы в бюджет.
Доначисление единого социального налога составило 79 768 руб., страховых взносов 3 610 руб. За несвоевременную уплату налога начислена пеня в сумме 300 787 руб. 34 коп., страховых взносов в сумме 8 142 руб., а так же общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ и по пункту 2 статьи 27 Закона N 167-ФЗ в виде штрафов: по единому социальному налогу в сумме 13 843 руб., по страховым взносам в сумме 722 руб.
ЗАО "Комсомолка" оспорено решение в части доначисления пени по единому социальному налогу в сумме 125 117 руб. 45 коп. по Федеральному бюджету и 6 255 руб. 10 коп. по Территориальному фонду обязательного медицинского страхования, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 8 142 руб. и в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 13 189 руб.
Свои требования общество обосновывает тем, что налоговый орган неправомерно, по его мнению, при расчете пеней учел сумму сальдо по задолженности на начало проверяемого периода в размерах 1 521 171 руб. в Федеральный бюджет и 122 681 руб. 08 коп. в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Кроме того, исчисление пени произведено с учетом пени, исчисленной по данным лицевого счета налогоплательщика.
Привлечение к налоговой ответственности считает неправомерным в связи с наличием переплаты по налогу.
Признавая недействительным решение налогового органа, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговый орган не доказал в какой сумме была начислена пеня на недоимку, выявленную в ходе проверки 79 768 руб., в какой сумме и на недоимку каких периодов начислена пеня по лицевому счету налогоплательщика, а в каких вследствие неправомерного применения налоговых вычетов.
Между тем, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы налоговый орган представил расчет пени, приходящейся на выявленную в ходе проверки недоимку в сумме 79 768 руб. Пеня, приходящаяся на суммы налога, зачисляемые в Федеральный бюджет, составила 129 470 руб., что превышает оспоренную налогоплательщиком сумму, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования 1 442 руб.
С указанным расчетом ЗАО "Комсомолка" согласилось.
Так же стороны пришли к единому мнению о правомерности доначисления пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 288 руб. (249 руб. на страховую часть трудовой пенсии и 39 руб. на накопительную часть трудовой пенсии).
Признание сторонами обстоятельств правомерности доначисления вышеуказанных пеней изложено в соответствующих расчетах, подписанных представителями сторон.
В связи с этим суд считает заявленные требования в части доначисления пени по Федеральному бюджету в сумме 125 117 руб. 45 коп. (в рамках заявленных требований), по Территориальному фонду обязательного медицинского страхования в сумме 1 442 руб., а всего 126 559 руб. и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 288 руб. подлежащими удовлетворению.
В остальной части доначисление пени налоговым органом не обосновано.
Что касается привлечения общества к налоговой ответственности за неполную уплату единого социального налога в виде штрафа, суд считает решение налогового органа в данной части неправомерным.
Из данных лицевого счета налогоплательщика следует, что на 01.01.2006 у него имелась переплата по единому социальному налогу в суммах, значительно превышающих суммы, доначисленные налоговой проверкой. При этом переплата имела место на протяжении всего проверяемого периода, а не возникла по его окончании, как указывает налоговый орган.
При таких обстоятельствах, с учетом требований статей 108, 109 НК РФ, а так же пункта 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 привлечение ЗАО "Комсомолка" к налоговой ответственности произведено неправомерно.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края удовлетворить частично.
Решение арбитражного суда Хабаровского края от 07 июня 2008 года по делу N А73-1937/2007-72/92 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 02.02.2007 N 1866 о доначислении пени по Единому социальному налогу в сумме 126 559 руб. 45 коп. и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 288 руб.
В удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И.Михайлова |
Судьи |
В.Ф.Карасев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1937/2007-72/92
Истец: ЗАО "Комсомолка"
Ответчик: ИФНС по г.Комсомольску-на-Амуре