г. Хабаровск |
|
02 октября 2008 г. |
N 06АП-А04/2008-1/3011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.09.2008. Полный текст постановления изготовлен 02.10.2008.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Малышевой Л.Г., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сикачевым М.Н.
при участии в судебном заседании:
от истца: Литовка П.И. - представитель по доверенности от 16.09.2008 б/н, паспорт серия 0801 N 310752;
от ответчиков: Сидорова Е.А. - представитель по доверенности от 17.09.2008 N 1333, паспорт серия 1002 N 355178, выдан 25.06.2002; Кривошеин Ю.И. - представитель по доверенности от 17.09.2008 N 1332, паспорт серия 1002 N 336121, выдан 12.07.2002 (ГУП Амурской области МСК "Дальмедстрах");
от третьих лиц: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Государственного унитарного предприятия Амурской области "Медицинская страховая компания "Дальмедстрах"
на решение от 11 июля 2008 года по делу N А04-1417/08-12/133 Арбитражного суда Амурской области,
принятого судьей Шведовым А.А.
по иску Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Государственному унитарному предприятию "Государственная медицинская страховая компания Амурской области "Дальмедстрах", администрации Селемджинского района
о взыскании 2 099 115 руб.
по встречному иску Государственного унитарного предприятия "Государственная медицинская страховая компания Амурской области "Дальмедстрах"
к Негосударственному учреждению здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
о признании договора незаключенным
третьи лица Финансовое управление администрации Селемджинского района, Амурский областной фонд обязательного медицинского страхования, Министерство финансов Амурской области
установил: Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - НУЗ "Узловая больница на ст. Февральск") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к администрации Селемджинского района о взыскании 2 099 115 руб. задолженности по оплате оказанных медицинских услуг.
Определением суда от 28.03.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное унитарное предприятие "Государственная медицинская страховая компания Амурской области "Дальмедстрах", Финансовое управление администрации Селемджинского района, Амурский областной фонд обязательного медицинского страхования, Министерство финансов Амурской области (далее - ГУП "МСК "Дальмедстрах", Финуправление, Амурский областной ФОМС, Минфин Амурской области).
Определением от 21.05.2008 ГУП "МСК "Дальмедстрах" привлечено в качестве соответчика.
Возражая против заявленного иска, ГУП "МСК "Дальмедстрах" предъявило встречное исковое заявление о признании договора на предоставление лечебно-профилактической помощи по медицинскому страхованию от 01.01.2007 N 22 незаключенным, которое на основании статьи 132 АПК РФ принято к рассмотрению совместно с первоначальным иском по определению суда от 17.06.2008.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 11.07.2008 первоначальные исковые требования к ГУП "МСК "Дальмедстрах" удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении иска к администрации Селемджинского района, а также встречного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ГУП "МСК "Дальмедстрах" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 11.07.2008 и принять по делу новый судебный акт. В качестве доводов ссылается на принятие решения с нарушением норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств дела, принятие решения без учета фактических обстоятельств. Указывает, что не является стороной по муниципальному контракту от 01.01.2007, и поэтому не несет ответственности по его исполнению. Предметом взыскания явилась стоимость медицинских услуг, объем которых превышает утвержденные Законом Амурской области от 09.06.2007 N 350-ОЗ объемы госгарантий по ОМС. Обязательства по оплате медицинских услуг возникли у муниципального образования Селемджинский район, поэтому ГУП "МСК "Дальмедстрах" не является надлежащим ответчиком. НУЗ "Узловая больница на ст. Февральск" не представило суду доказательств того, что медицинская помощь, оказанная лечебным учреждением сверх объемов, являлась дополнительной бесплатной медицинской помощью категории граждан, установленной перечнем статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178, договором от 01.01.2007. ГУП "МСК "Дальмедстрах" не принимал на себя обязательства по оплате медпомощи, оказанной сверх объемов, также отсутствуют условия об оплате дополнительной бесплатной медпомощи. Считает, что вывод суда о том, что стоимость работ можно определить по Положению о порядке оплаты медицинских услуг, не соответствует правилам статей 23, 24 Закона РФ N 1499-1.
Представители заявителя жалобы в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение отменить, в иске НУЗ "Узловая больница на ст. Февральск" отказать, признать договор от 01.01.2007 незаключенным.
Представитель НУЗ "Узловая больница на ст. Февральск" в заседании суда просил оставить обжалуемое решение без изменения, а жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Представители администрации Селемджинского района, а также третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежаще. Согласно представленному отзыву Амурский областной ФОМС просит решение отменить полностью и принять новый судебный акт по основаниям, указанным в отзыве.
Жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
В заседании суда 18.09.2008 на основании статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 25.09.2008.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим обстоятельствам.
Спор возник из ненадлежащего исполнения договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию от 01.01.2007 N 22, предметом которого является предоставление НУЗ "Узловая больница на ст.Февральск" (учреждение), при возникновении страхового случая, лечебно-профилактической, в том числе лекарственной помощи надлежащего качества гражданам, которым ГУП Амурской области "МСК "Дальмедстрах" выдан страховой медицинский полис на условиях и в объеме, определенных Территориальной программой обязательного медицинского страхования населения Амурской области, с учетом ее дальнейших дополнений и изменений, в соответствии с разрешенными ему видами деятельности и требованиями стандартов качества медицинской помощи и ее оплата страховщиком. Срок действия договора - с 01.01.2007 по 28.12.2009 с пролонгацией его действия на срок действия новой лицензии в случае предоставления учреждением таковой лицензии до окончания срока действия предыдущей (пункты 1.1, раздел 9).
Пунктом 2.1.1 договора установлена обязанность учреждения оказывать застрахованным лечебно-профилактическую, в том числе лекарственную помощь, с использованием современных медицинских технологий, виды и объем которой устанавливаются согласованным сторонами Перечнем видов медицинской помощи, являющимся приложением к настоящему Договору, а также Заданием на предоставление медицинских услуг в рамках Территориальной программы ОМС. Перечень видов медицинской помощи составляется на основании лицензии Учреждения на осуществление медицинской деятельности в рамках Программы обязательного медицинского страхования.
Пунктом 3.1 стороны согласовали численность прикрепленных застрахованных лиц на момент заключения договора - 7087 человек.
Разделом 4 договора от 01.01.2007 согласованы способы и порядок расчетов за оказанные медицинские услуги.
Приложением N 2 к договору от 01.01.2007 N 22 установлен перечень видов медицинской помощи, оказываемых застрахованным ГУП Амурской области "МСК "Дальмедстрах", в объеме Территориальной программы ОМС в НУЗ "Узловая больница на ст.Февральск".
18.08.2007 сторонами подписано дополнительное соглашение к договору от 01.01.2007 N 22, которым изложили пункт 2.1.1 следующим образом: "учреждение обязано оказывать застрахованным лечебно-профилактическую, в том числе лекарственную помощь, с использованием современных медицинских технологий, виды и объем которой устанавливаются согласованным сторонами Перечнем видов медицинской помощи, являющимся приложением к настоящему Договору, а также Заданием на предоставление медицинских услуг за счет средств ОМС в рамках Территориальной программы государственных гарантий, утвержденным в установленном порядке. Перечень видов медицинской помощи составляется на основании лицензии Учреждения на осуществление медицинской деятельности в рамках Программы обязательного медицинского страхования". Также были внесены изменения в раздел 4 договора от 01.01.2007 в части расчетов по оказанным медицинским услугам. В пункте 3 соглашения указали, что оно распространяется на обязательства сторон с 01.06.2007.
В соответствии с лицензией N 99-01-000780 от 28.12.2004 НУЗ "Узловая больница на ст.Февральск" имеет право на осуществление медицинской помощи со сроком действия лицензии с 28.12.2004 по 28.12.2009.
Из материалов дела, дефектных ведомостей счетов-фактур пациентов, справки (т.1 л.д.21), а также задания на предоставление медицинских услуг видно, что истец оказал медицинские услуги населению пгт. Февральск, с. Февральское, с. Иса, с. Норск, с. Бысса, с. Селемджинск, превышающие объемы госгарантий за период с 01.06.2007 по 31.12.2007, стоимостью 2 329 385, 06 руб.
Поскольку указанная сумма была оплачена страховщиком частично в размере 230 270 руб., истец обратился в арбитражный суд за взысканием непогашенной задолженности.
В силу статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
При этом статья 20.1 указанных Основ устанавливает, что Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь. В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Из Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 885 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год" следует, что Российской Федерацией каким-либо образом не установлены ограничения в отношении общих объемов финансирования лечебно-профилактических учреждений по программам ОМС.
Более того, Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год определены только нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и нормативы объемов медицинской помощи (по видам помощи), которые в соответствии с Программой являются основой для формирования расходов на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, устанавливаемых в бюджетах Федерального фонда обязательного медицинского страхования, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и в бюджетах всех уровней по разделу "Здравоохранение и спорт" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Поскольку федеральное законодательство не ставит в зависимость возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы ОМС от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание бесплатной медицинской помощи застрахованным в системе ОМС гражданам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что все оказанные истцом медицинские услуги, снятые ответчиком с оплаты являются страховыми случаями, соответственно подлежат оплате в полном объеме.
Типовыми правилами обязательного медицинского страхования граждан, утвержденными ФФОМС 03.10.2003 N 3856/30-3/и (регистрационный номер в Министерстве юстиции РФ 24.12.2003 N 5359), установлено, что при недостатке у страховой медицинской организации средств для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС она обращается в ТФОМС за субвенциями в порядке, установленном ТФОМС. При установлении экспертами ТФОМС объективных причин недостатка финансовых средств у страховой медицинской организации на оплату предоставленной застрахованным медицинской помощи (неточность дифференцированных нормативов, повышенная заболеваемость и др.) ТФОМС на основании соответствующего решения возмещает страховой медицинской организации недостающие средства в установленном порядке (п. 4.3. Типовых правил).
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Дополнительным соглашением от 18.08.2007 договор от 01.01.2007 дополнен пунктом 4.3.3, из которого следует, что медицинские услуги, с оплаты как оказанные сверх задания, подлежат оплате после принятия решения об их обоснованности комиссией по разработке и согласованию объемов медицинской помощи, оказываемой ЛПУ в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи в соответствии с Положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе ОМС Амурской области.
Порядок определения обоснованности оказанных медицинских услуг и их оплаты предусмотрен Положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе ОМС Амурской области от 30.12.2003 (т.3 л.д.113-119) и возложен на страховую медицинскую организацию.
При таких обстоятельствах подлежит отклонению довод заявителя жалобы об отсутствии у ГУП Амурской области "МСК "Дальмедстрах" обязательства по оплате медпомощи, оказанной медицинским учреждением сверх объемов, установленных заданием. Документов, подтверждающих предъявление истцу финансовых претензий по качеству оказанных медицинских услуг, являющихся основанием для уменьшения их оплаты согласно Положению о порядке оплаты медицинских услуг в системе ОМС Амурской области, ответчик не представил.
Также отклоняется ссылка ГУП "МСК "Дальмедстрах" на применение статьи 4 Закона Амурской области от 21.06.2007 N 350-0З "О территориальной программе государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2007 год", предусматривающей финансирование медицинской помощи, оказываемой сверх объемов, утвержденных Законом N 350-0З, за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьей 6 Закона N 350-0З, не подлежат применению к настоящему спору, поскольку Законом N 350-0З не определен порядок привлечения бюджетных средств соответствующих бюджетов для финансирования расходов лечебных учреждений на услуги, оказанные застрахованным лица в системе обязательного медицинского страхования сверх объемов, установленным ОМС.
Кроме того, в силу статьи 2 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" обязанность по оплате оказанных НУЗ "Узловая больница на ст. Февральск" медицинских услуг не могла возникнуть у администрации Селемджинского района, поскольку органы местного самоуправления не являются субъектами спорных правоотношений.
Иные доводы жалобы также не принимаются, поскольку они противоречат указанным выше нормам права.
Встречные требования о признании договора от 01.01.2007 N 22 незаключенным в силу отсутствия в нем условий о численности застрахованных, стоимости работ обоснованно отклонены судом первой инстанции. Пункт 4.1 договора от 01.01.2007 содержит сведения о количестве застрахованных - 7087 человек, стоимость работ, в силу пункта 4.1 договора, определяется в соответствии с Положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе ОМС Амурской области.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм процессуального права не установлено, поэтому жалоба отклоняется.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в силу статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя с учетом ее оплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.07.2008 по делу N А04-1417/08-12/133 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.В.Иноземцев |
Судьи |
Л.Г.Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1417/2008-12/133
Истец: НУЗ Узловая больница на ст. Февральск ОАО "РЖД"
Ответчик: ГУП Амурской области МСК "Дальмедстрах", Админстрация Селемджинского района
Третье лицо: Финуправление Администрации Селемджинского района, Министерство финансов Амурской области, Амурский областной ФОМС
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3011/2008-А04