г. Хабаровск |
|
10 октября 2008 г. |
N 06АП-А73/2008-2/3053 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Карасева В.Ф.
Судей: Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
от Акционерного коммерческого банка "РОСБАНК" (открытого акционерного общества): Холунова Е.А., представитель по доверенности от 10.06.2008 N 21
от Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора по Дальневосточному федеральному округу: Ищенко Н.С., представитель по доверенности от 03.05.2008 N 01;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора по Дальневосточному федеральному округу
на решение от 15 июля 2008 года
по делу N А73-6139/2008-21
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Сумин Д.Ю.
по заявлению Акционерного коммерческого банка "РОСБАНК" (открытое акционерное общество)
о признании незаконным действий Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора по Дальневосточному федеральному округу по отказу в установлении АКБ "РОСБАНК" для Дальневосточного филиала лимитов на размещение отходов, выраженные в письме от 08.05.2008 N 13/2928.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края требования Акционерного коммерческого банка "РОСБАНК" (открытое акционерное общество) (далее - общество, банк) о признании незаконным действия Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора по Дальневосточному федеральному округу (далее - Управление, Ростехнадзор) по отказу в установлении обществу для Дальневосточного филиала лимитов на размещение отходов, выраженные в письме от 08.05.2008 N 13/2928, удовлетворены в полном объеме.
Ростехнадзор не согласившись с решением суда первой инстанции, в апелляционной жалобе просит отменить оспариваемый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель Ростехнадзора в заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просила прекратить производство по делу.
Представитель общества в судебном заседании апелляционной инстанции настаивала на доводах изложенных в отзыве на жалобу, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, апелляционный суд пришел к выводу о том, что названная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество имеет зарегистрированный в установленном порядке филиал: Дальневосточный филиал открытое акционерное общество Акционерный коммерческий банк "РОСБАНК" (далее - филиал).
Согласно пункту 5.3 Положения о филиале директор филиала действует как полномочный представитель банка.
Письмом от 11.03.2008 исх. N 65-03/317 банк в лице директора филиала обратился в Управление с просьбой об установлении на 2008 год лимитов на размещение отходов по структурным подразделениям филиала.
13.03.2008 обществом в Управление подано заявление установленной формы об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, с приложением проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также экспертного заключения от 26.11.2007 N 1287/07 по проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНОЛРО), утверждённого заместителем руководителя Управления.
Как следует из названного экспертного заключения, ПНОЛРО филиала рекомендуется к утверждению.
Письмом от 08.05.2008 N 13/2928 Управление сообщило руководителю филиала, что вопрос о возможности утверждения нормативов образования и лимитов на размещение отходов дополнительным офисам филиала будет рассмотрен только после того, как филиал получит лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования суд первой инстанции исходил из того, что отказ Управления в установлении филиалу лимитов на размещение отходов, выраженные в письме от 08.05.2008 N 13/2928, подлежат признанию незаконными как не соответствующие законодательству и нарушающие права и законные интересы общества.
Из пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Согласно статье 11 и пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов и иной деятельности, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В статье 24 Федерального закона N 7-ФЗ указано, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Правила).
На основании пункта 7 названных Правил для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).
Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию (подпункт 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ)).
Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ определено, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Следовательно, вывод суда о том, что представление лицензии при установлении лимитов на размещение отходов является обязанностью тех лиц, которые осуществляют деятельность непосредственно по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, является правильным.
В силу статей 2, 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитные организации обладают специальной правоспособностью.
Статьей 1 Федерального закона N 128-ФЗ определено, что действие данного закона не распространяется на кредитные организации.
В соответствии с пунктом 6 Порядка, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в случае отсутствия у природопользователей оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, то есть с применением повышающего коэффициента.
Суд первой инстанции при разрешении настоящего спора правильно применил Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 и утвержденные на его основании базовые нормативы платы за выброс и сброс загрязняющих веществ.
Из имеющихся в материалах дела расчетов и платежных поручений видно, что общество исчисляет и уплачивает платежи за негативное воздействие на окружающую среду как за сверхлимитное размещение отходов.
Учитывая, что у общества отсутствовала обязанность по получению лицензии, а иных причин для отказа управлением не установлено, отказ следует признать незаконным, а права общества нарушенными.
Основания к отмене или изменению судебного акта изложены в статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, таких оснований не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15 июля 2008 года по делу N А73-6139/2008-21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф.Карасев |
Судьи |
Н.В.Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6139/2008-21
Истец: АКБ "РОСБАНК"
Ответчик: МТУ Ростехнадзора по ДФО
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3053/2008-А73