г. Хабаровск |
|
6 ноября 2008 г. |
N 06АП-А73/2008-1/3410 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 ноября 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малышевой Л.Г.,
судей: Ротаря С.Б., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в судебном заседании:
от истца: Злыгостевой М.А., представителя по доверенности от 10.12.2007 N 1-1-35/4935;
от ответчиков: Министерства финансов РФ - Морозова В.С., представителя по доверенности от 10.04.2008 б/н;
Министерства финансов Хабаровского края - Маслаковой А.Г., представителя по доверенности от 27.02.2008 N 522
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 11.08.2008
по делу N А73-13771/2007-17
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Е.Н.Захаренко
по иску Муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации г.Комсомольска-на-Амуре
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края
о взыскании 16 728 893 рублей
Муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации г.Комсомольска-на-Амуре обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании убытков в сумме 16 728 893 рублей, связанных с предоставлением в 2004 году услуг по погребению на основании Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.08.2008 требования истца удовлетворены в заявленной сумме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. В иске к Министерству финансов Хабаровского края отказано.
Не согласившись с данным решением, Министерство финансов РФ обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение отменить как принятое с нарушением норм материального права, регулирующих порядок финансирования из спорных расходов, в иске к данному ответчику отказать.
В обоснование доводов своей жалобы Министерство финансов РФ ссылается на то, что спорные расходы не отнесены федеральным законодательством к расходным полномочиям Российской Федерации. Указывает, что судом не применена статья 7 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающая исключительное право Российской Федерации по разграничению расходных полномочий между государственными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения. Считает необоснованным вывод суда о том, срок исковой давности истцом не пропущен.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Министерства финансов РФ жалобу поддержал в полном объеме, дав по ней пояснения.
Представители истца и Министерства финансов Хабаровского края выразили несогласие с доводами апелляционной жалобы. Считают принятое по делу решение законным и обоснованным.
Заслушав присутствующих в судебном заседании представителей, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, муниципальное унитарное предприятие "Специализированный комбинат коммунального обслуживания" в 2004 году предоставляло услуги по погребению лиц, умерших на территории муниципального образования, за счет собственных средств на основании ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В доказательство оказанных спорных услуг истцом представлены соответствующие реестры, счета-фактуры, справки, акты выполненных работ.
В связи с неполным возмещением истцу его расходов, связанных с предоставлением услуг по погребению, у него образовались убытки в сумме 16 728 893 рубля, о взыскании которых заявлен настоящий иск.
В пункте 1 статьи 9 ФЗ "О погребении и похоронном деле" приведен гарантированный перечень услуг по погребению, которые оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Пунктом 3 статьи 9 названного Закона установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Кроме того, закон устанавливает, что Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению пенсионеров, не работавших на день смерти, и умерших работавших граждан, в размере, не превышающем 1 000 рублей (+ 200 рублей с учетом районного коэффициента). В случае если в субъекте РФ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, превышает указанную сумму субъект самостоятельно за счет собственных источников определяет порядок возмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость указанных услуг в части, ее превышающей.
Пункт 2 статьи 1 ФЗ "О погребении и похоронном деле" устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умерших. Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции по предметам совместно ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно нормам статьи 84 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), реализация решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней финансируется исключительно из федерального бюджета. Таким образом, реализация мер социальной защиты в виде предоставления гражданам бесплатных услуг по погребению, установленных на федеральном уровне, и на основании статей 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ относится к государственным полномочиям Российской Федерации, поэтому финансирование расходов на осуществление переданных полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам в виде субвенций.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" ответственность за выполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданным для этих целей средств.
Следовательно, если установившим льготы федеральным законом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготной категории потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание производится с Российской Федерации независимо были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Как установлено судом, в федеральном бюджете на 2004 год средства на финансирование расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О погребении и похоронном деле" не планировались и в бюджет Хабаровского края не передавались.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом гарантий, возникшие в связи с этим убытки истца правомерно взысканы судом за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о пропуске срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, являются неправомерными, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 200 Гражданского кодекса РФ, с учетом статьи 12 Бюджетного кодекса РФ, срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2004 году услугам, начинается по окончании финансового года, а именно с 01.01.2005, тогда как иск подан 14.12.2007, то есть в пределах трехгодичного срока исковой давности.
Из изложенного свидетельствует, что судом первой инстанции принят судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11 августа 2008 года по делу N А73-13771/2007-17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.Г.Малышева |
Судьи |
С.Б.Ротарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13771/2007-17
Истец: Администрация г. Комсомольска-на-Амуре
Ответчик: Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края, Министерство финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю, Министерство финансов РФ