г. Хабаровск |
06АП-А04/2008-2/3787 |
27 ноября 2008 г. |
|
Резолютивная часть оглашена 20 ноября 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 27 ноября 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились (уведомление от 11.11.2008 N 01478);
от Министерства сельского хозяйства Амурской области: не явились (уведомление от 11.11.2008 N 01479);
от Управления по Амурской области Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору: не явились (уведомление от 12.11.2008 N 01480);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АМУР-ЭКСПО"
на решение Арбитражного суда Амурской области от 12.09.2008 по делу N А04-4058/08-9/186, принятое судьей Лодяной Л.Л.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АМУР-ЭКСПО" о признании недействительным приказа Министерства сельского хозяйства Амурской области об аннулировании лицензии и взыскании судебных расходов
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АМУР-ЭКСПО" (далее - общество, ООО "АМУР-ЭКСПО") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным приказа Министерства сельского хозяйства Амурской области от 22.05.2008 N 110 "Об аннулировании долгосрочной лицензии" и взыскании в пользу общества судебных расходов.
Право на обращение с данным заявлением общество обосновало отсутствием у Министерства сельского хозяйства Амурской области оснований для выводов о ненадлежащем исполнении ООО "АМУР-ЭКСПО" условий пользования животным миром и для расторжения договора о предоставлении территорий, акваторий для пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты от 13.11.2006 N 5 в одностороннем порядке.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 02.09.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области (далее - Россельхознадзор).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 12.09.2008 в удовлетворении заявления ООО "АМУР-ЭКСПО" о признании недействительным приказа Министерства сельского хозяйства Амурской области Амурской области от 22.05.2008 N 110 "Об аннулировании долгосрочной лицензии" отказано.
Принимая данный судебный акт, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается факт несоблюдения ООО "АМУР-ЭКСПО" условий долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира. Кроме того, ссылаясь на положения части 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд признал правомерным расторжение договора аренды в одностороннем порядке.
Не согласившись с судебных актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции от 12.09.2008 по делу N А04-4058/08-9/186 ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Представители ООО "АМУР-ЭКСПО", Министерства сельского хозяйства Амурской области и Россельхознадзора извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела на основании постановления губернатора Амурской области от 07.11.2006 N 602 ООО "АМУР-ЭКСПО" выдана долгосрочная лицензия от 13.11.2006 N 6389 на пользование объектами животного мира сроком с 07.11.2006 по 07.11.2031.
13.11.2006 между ООО "АМУР-ЭКСПО" и Департаментом агропромышленного комплекса Администрации Амурской области заключен договор N 5 о предоставлении территорий, акваторий для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
01.03.2008 по результатам проведенной проверки охотугодий общества составлен акт, в котором отражены нарушения условий пользования животным миром. В частности было установлено, что зимние учетные маршруты пройдены в неполном объеме: маршрут N 36 пройден на снегоходе по старой лесовозной дороге; маршруты N 37, N 38, площадка трехдневного оклада, тропление не отработаны.
22.05.2008 приказом Министерства сельского хозяйства Амурской области N 110 долгосрочная лицензия на право пользования объектами животного мира от 13.11.2006 N 6389 аннулирована, договор о предоставлении территорий, акваторий для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты от 13.11.2006 N 5, заключенный с ООО "АМУР-ЭКСПО" расторгнут. В адрес генерального директора общества направлено письмо N 01-07/1221 о расторжении договора от 13.11.2006 N 5 и аннулировании долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира в связи с нарушениями обозначенными в акте от 01.03.2008 и непредставлением отчетности за 2007 год.
Не согласившись с приказом Министерства сельского хозяйства Амурской области от 22.05.2008 N 110 общество обратилось в Арбитражный суд Амурской области с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании независимо от доводов, содержащихся в заявлении, осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт или совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно статье 33 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции от 29.12.2004) (далее - Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ) объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии.
Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
В силу статьи 47 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ пользование животным миром прекращается полностью или частично путем аннулирования лицензии на пользование животным в случае нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование животным миром.
Также, согласно пункту 19 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000 N 569, лицензирующий орган аннулирует действие долгосрочной лицензии в случаях, перечисленных в статье 47 Федерального закона от 29.12.2004 N 52-ФЗ, в том числе в случае нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование животным миром.
Как следует из материалов дела, департамент агропромышленного комплекса администрации области в соответствии с пунктом 2 Постановления губернатора Амурской области от 07.11.2006 N 605 заключил договор N 5 от 13.11.2006 о предоставлении территорий, акваторий для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты с ООО "АМУР-ЭКСПО". Постановлением губернатора Амурской области от 07.11.2006 N 602 ООО "АМУР-ЭКСПО" получило долгосрочную лицензию от 13.11.2006 N 6389. Условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями необходимыми для осуществления пользования объектами животного мира отражены в приложении от 13.11.2006, которое является неотъемлемой частью лицензии (приказ от 22.06.1998 "О мерах по выполнению постановления Правительства РФ от 27.12.96 N 1574")
По условиям долгосрочной лицензии пользователи животным миром обязаны соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования охотресурсами; не допускать нарушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира; ежегодно осуществлять учет охотничьих животных по утвержденным методикам на закрепленной территории и представлять отчет по установленной форме и в установленные сроки; после окончания охотничьего сезона проводить оценку использования охотресурсов и представлять сведения в установленные сроки; предоставлять всю информацию, характеризующую выполнение условий пользования животным миром на закрепленной территории, по требованию лицензирующего государственного органа; проводить необходимый комплекс биотехнических и воспроизводственных мероприятий в соответствии с утвержденными нормативами и методиками; организовать воспроизводственные участки площадью не менее 5 % от площади предоставленной в пользование территории; оказывать помощь специально уполномоченным государственным органам в осуществлении охраны животного мира; обеспечивать охрану объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения животных штатным персоналом егерской службы и др.
По условиям договора от 13.11.2006 N 5 ООО "АМУР-ЭКСПО" обязуется провести внутрихозяйственное охотустройство на закрепленной территории в течение первых 3 лет, затем не реже, чем через каждые 10 лет; проводить мероприятия по охране и улучшению условий обитания охотничьих животных не ниже нормативов, определенных материалами охотустройства; выделить воспроизводственные участки, зоны покоя общей площадью не менее 5 % предоставленной территории; проводить учеты численности охотничьих животных; не допускать сокращения численности охотничьих животных в результате перепромысла; не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животного мира; в приоритетном порядке предоставлять охотничьи участки и именные разовые лицензии; своевременно предоставлять Департаменту агропромышленного комплекса администрации Амурской области ежегодную достоверную информацию о деятельности охотпользователя:
- показатели хозяйственно - экономической деятельности за год - до 15 февраля следующего за отчетным годом;
- отчет о проведении биотехнических и охотхозяйственных работ - до 15 февраля следующего за отчетным годом;
- показатели фактической добычи объектов охотничьих ресурсов за охотничий сезон - не позднее, чем через 30 дней после завершения охотничьего сезона;
- сведения о численности ресурсов охотничьих животных - не позднее, чем через 15 дней после завершения учетных работ, если дополнительно не оговорены другие сроки.
Из материалов дела следует, что условия пользования животным миром, оговоренные лицензией на пользование животным миром обществом не соблюдались. В частности заявителем не проводились мероприятия по подсчету численности охотничьих животных, о чем свидетельствует акт от 01.03.2008, подписанный представителем общества без возражений. Кроме того, в нарушение условий долгосрочной лицензии обществом не представлялись отчеты, предусмотренные пунктом 3.2.3 договора от 13.11.2006 N 5.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о несоблюдение обществом условий долгосрочной лицензии в виде неосуществления учета охотничьих животных по утвержденным методикам на закрепленной территории и непредставления отчетов по установленной форме и в установленные сроки.
Поскольку нарушение норм Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" в силу пункта 4 статьи 47 закона является основанием аннулирования долгосрочных лицензий на право пользования объектами животного мира, арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал законным обжалуемый заявителем акт.
Доводы о несогласии с вмененными нарушениями ООО "АМУР-ЭКСПО" в апелляционной жалобе не приведены.
Ссылаясь на неправильное установление фактических обстоятельств дела по причине использования судом при вынесении решения приложения к долгосрочной лицензии, которое не содержит ссылку на саму лицензию, заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о наличии другого приложения, содержащего иные условия долгосрочной лицензии.
Лишен правого обоснования довод апелляционной жалобы о том, что допущенные заявителем нарушения не могли служить основанием для аннулирования лицензии ввиду их незначительности.
Отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции ссылка заявителя на то, что в обязательном случае аннулированию лицензии предшествует приостановление её деятельности, так как нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, в частности Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ и Положением о порядке выдачи долгосрочных лицензий от 26.06.2000 N 569 не предусмотрено обязательное предварительное приостановление действие лицензии в случае её последующего аннулирования.
Не нашло подтверждение указание заявителя о нарушении Министерством сельского хозяйства Амурской области пункта 3.2.3 договора от 13.11.2006 N 5 поскольку письмом от 22.05.2008 N 01-07/1221 общество было уведомлено о расторжении договора с указанием причин его расторжения.
Довод общества о недоказанности наличия оснований для проведения проверки несостоятелен. Согласно приказу Министерства сельского хозяйства Амурской области от 21.01.2008 (пункт 5) предписано осуществить выборочную проверку исполнения учетных работ на маршрутах и выполнения троплений животных с оформлением актов, согласно приложению к приказу в отношении ООО "АМУР-ЭКСПО" мероприятия проверки запланированы в марте 2008 года.
Учитывая, что судебный акт суда первой инстанции вынесен на основании полного установления обстоятельств дела, выводы суда соответствуют установленным юридически значимым фактам, основанным на имеющихся в деле доказательствах и на правильном применении норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция считает жалобу общества неподлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Амурской области от 12 сентября 2008 года по делу N А04-4058/08-9/186 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АМУР-ЭКСПО" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию через Арбитражный суд Амурской области.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4058/2008-9/186
Истец: ООО "АМУР-ЭКСПО"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Амурской области
Третье лицо: Россельхознадзор по Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3787/2008