г. Хабаровск |
|
30 декабря 2008 г. |
N 06АП-4452/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Карасева В.Ф.
Судей: Меркуловой Н.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Капустиной Л.В.
при участии в судебном заседании:
от Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия "Крайдорпредприятие": Пуцков С.А., представитель по доверенности от 09.01.2008 N 8; Докукина И.И., представитель по доверенности от 04.10.2008 N 94; Багдасарян А.В., представитель по доверенности от 04.10.2008 N 93;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю: Завирохина Ю.В., представитель по доверенности от 09.01.2008 N 04-09/2; Петрова О.Н., представитель по доверенности от 29.04.2008 N 04-09/8971
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю
на решение от 05 ноября 2008 года
по делу N А73-8346/2008
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривал судья Барилко М.А.
по заявлению Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия "Крайдорпредприятие"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю
о признании незаконными ненормативного акта
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.11.2008 требования Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия "Крайдорпредприятие" (далее - предприятие, ХКГУП "Крайдорпредприятие", заявитель) удовлетворены в полном объеме. Действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - инспекция, налоговый орган, МИФНС России N 6 по Хабаровскому краю) выраженные в письме от 23.07.2008 N 10-24/15600 "Об отказе в восстановлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности" признаны незаконными. Также суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Налоговый орган не согласен с решением суда первой инстанции, в апелляционной жалобе просит отменить оспариваемый судебный акт, принять по делу новый судебный акт.
Представители налогового органа в заседании суда апелляционной инстанции полностью поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители предприятия в судебном заседании апелляционной инстанции отклонили доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционною жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, апелляционный суд пришел к выводу о том, что названная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.01.2004 ХКГУП "Крайдориредприятие" обратилось в ИМНС по Кировскому району г.Хабаровска, правопреемником которой является МИФНС России N 6 по Хабаровскому краю, с заявлением N158/8 о переоформлении права на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам.
Решением руководителя налогового органа от 30.09.2004 N 41 -Р предприятию было предоставлено право на проведение реструктуризации кредиторской задолженности по аппарату управления и его филиалам на общую сумму 16 881 109 руб., в том числе:
- по федеральным налогам, начисленным пеням и штрафным санкциям на сумму 13 342 515 руб., в том числе налог - 3 887 153 руб., пени - 8 550 848 руб., штрафные санкции - 914 514 руб.,
- по региональным и местным налогам, начисленным пеням и штрафным санкциям на сумму 2 952 535 руб., в том числе, налог - 1 312 404 руб., пени -1 605 390 руб., штрафные санкции - 34 741 руб.,
- - по пеням и штрафным санкциям по налогу на пользователей автомобильных дорог на сумму 586 059 руб., в том числе, пени - 573 341 руб., штрафные санкции - 12 718 руб.
Расшифровка сумм, принятых к реструктуризации в разрезе аппарата управления и филиалов предприятия была приведена в приложениях N N 1, 2, 3 к указанному решению.
В связи с нарушением условий реструктуризации кредиторской задолженности по федеральным, региональным налогам предприятие (по состоянию на 01.04.2008 не оплачены пени и штрафы по графикам реструктуризации по сроку оплаты 31.03.2008; по Комсомольскому филиалу ДСУ 4 ХКГУП "Крайдопредприятие" имеется задолженность по текущим платежам по налогу на имущество); неоднократные нарушения условий реструктуризации в предыдущие периоды; отсутствие информации о выполнении условий реструктуризации по филиалам предприятия (кроме ДСУ - 4, Николаевский ДРСУ, Солнечный ДРСУ) 28.04.2008 руководителем инспекции было принято решение N 10-14/42 "Об отмене решения от 30.09.2004 N 41-Р "О предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным, региональным, местным налогам и сборам, по налогу на пользователей автодорог, а также начисленным пеням и штрафным санкциям".
30.06.2008 ХКГУП "Крайдорпредприятие" обратилось в налоговый орган с заявлением N 1791/8 о восстановлении права на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафным санкциям, начисленным по федеральным, региональным, местным налогам и сборам. К указанному заявлению налогоплательщиком были приложены справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и пеням (форма 39-1), а также платежные поручения по оплате реструктурированной кредиторской задолженности за 2, 3 квартал 2008 года.
23.07.2008 инспекция письмом N 10-24/15600 отказала ХКГУП "Крайдорпредприятие" в восстановлении права на реструктуризацию задолженности в связи с наличием задолженности по текущим пеням по всем налоговым обязательствам, в отношении которых налогоплательщик просит принять решение о восстановлении права на реструктуризацию задолженности.
Не согласившись с отказом налогового органа в восстановлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности, предприятие обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств наличия у предприятия на дату отказа налоговым органом в восстановлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности конкретной суммы задолженности по пеням, начисленным за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации, по которым не истекли сроки взыскания, с подтверждением того, в каких суммах и каких периодах с момента возникновения нарушения условий реструктуризации налогоплательщиком не соблюдались сроки внесения налоговых платежей, повлекшие начисление пеней, в каких именно размерах и за какие периоды ХКГУП "Крайдорпредприятие" было произведено начисление пеней, налоговым органом не представлено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Постановление N 1002) утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок).
Названный Порядок устанавливает условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 7 вышеназванного Порядка организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002.
Право на реструктуризацию сохраняется для организации, в отношении которой решение о прекращении осуществления реструктуризации принято с 01.01.2002 по 01.11.2002, по ее заявлению, поданному до 31.12.2002, и для организации, в отношении которой решение о прекращении осуществления реструктуризации принято после 01.11.2002 по ее заявлению, поданному не позднее 90 дней после принятия такого решения, при условии уплаты соответствующей организацией текущих налоговых платежей, средств в погашение реструктурируемой кредиторской задолженности в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации, а также досрочного выполнения графика погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом, что в целях восстановления права на реструктуризацию кредиторской задолженности предприятием в течение 90 дней после принятия 28.04.2008 решения о прекращении права на реструктуризацию задолженности, а именно 30.06.2008 было подано заявление о восстановлении права на реструктуризацию задолженности; произведена уплата текущих налоговых платежей; уплачены средства в погашение реструктурируемой кредиторской задолженности; досрочно выполнены графики погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед.
Также платежными поручениями от 01.07.2008 N N 2087, 2088 налогоплательщиком было произведено погашение пеней начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации (с 01.04.2008) в сумме 103 011 руб.
Как следует из письма налогового органа от 23.07.2008 N 10-24/15600 основанием для отказа налоговым органом в восстановлении предприятию права на реструктуризацию кредиторской задолженности по пеням, штрафным санкциям, начисленным по федеральным, региональным, местным налогам и сборам, явилось наличие у налогоплательщика задолженности по текущим пеням по налоговым обязательствам, в отношении которых ХКГУП "Крайдорпредприятие" просило принять решение о восстановлении права на реструктуризацию задолженности.
Однако в данном письме не указано, в каком именно размере и за какие периоды предприятию были начислены пени, явившиеся основанием для отказа заявителю в восстановлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по обязательным платежам, а также не указаны периоды нарушения сроков внесении налоговых платежей и суммы повлекшие начисление указанных пеней.
Судом установлено, что пени, неуплата которых послужила основанием для отказа налогоплательщику в восстановлении права на реструктуризацию задолженности, начислялись с 2003 года по лицевым счетам структурных подразделений предприятия в отношении которых до 2003 года были приняты решения о реструктуризации задолженности, и которые с указанного периода нарушали сроки уплаты текущих платежей. Моментом возникновения нарушения условий реструктуризации, и соответственно началом начисления пеней за неуплату налоговых платежей, повлекших отказ заявителю в восстановлении права на реструктуризацию задолженности, налоговый орган считает 2003 год.
Порядок проведения реструктуризации не содержит понятие "текущие налоговые платежи". Однако в пункте 3 Порядка предусмотрено, что решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет может быть принято при условии, в том числе, полного внесения организацией в течение двух месяцев до 1-го числа месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в сумме, равной начисленным налогам и сборам за тот же период.
Таким образом, из смысла пунктов 3 и 7 Порядка следует, что текущие платежи - это платежи, обязанность по уплате которых возникла в хронологической последовательности за текущий налоговый (отчетный) период на основании налоговых деклараций, представленных налогоплательщиком.
Учитывая положения пункта 3 статьи 46 НК РФ и разъяснения в пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" взыскание налогов и пеней с организаций в судебном порядке утрачивается при истечении срока давности.
В судебном заседании апелляционной инстанции для подтверждения правомерности отказа заявителю в восстановлении права на реструктуризацию задолженности, объявлялся перерыв.
Налоговому органу было предложено предоставить в материалы дела расчеты всех пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей, с подтверждением точного размера указанных пеней, недоимки, на которую они были начислены, периода их начисления, процентной ставки, а также доказательства наличия у предприятия на 30.06.2008 всей задолженности по пеням, начисленным за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушений условий реструктуризации, поскольку по представленным налоговым органом в материалы дела программным расчетам пеней, выписки из лицевого счета отдельных структурных подразделений не представляется возможным установить точную сумму недоимки, на которую производилось начисление пеней. Однако запрашиваемые документы налоговым органом суду представлены не были, ссылаясь на невозможность представления в материалы дела расчетов пеней по всем структурным подразделениям налогоплательщика, в отношении которых до реорганизации ХКГУП "Крайдорпредприятие" были приняты самостоятельные решения о реструктуризации задолженности и которые нарушали условия реструктуризации по указанным решениям до 2003 года.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ (том 5 л.д. 56-77) и Уставу ХКГУП "Крайдорпредприятие" (том 1 л.д. 16-29), названное юридическое лицо было создано 31.01.2003 путем реорганизации в форме слияния 20 краевых государственных унитарных предприятий, вошедших в состав созданного юридического лица в качестве филиалов, и прекративших с указанного момента свою деятельность в качестве юридических лиц.
30.01.2004 предприятие обратилось в ИМНС по Кировскому району г.Хабаровска с заявлением N 158/8 о переоформлении права на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам, по результатам рассмотрения данного заявления руководителем налогового органа вынесено решение от 30.09.2004 N 41-Р которым предприятию было предоставлено право на проведение реструктуризации кредиторской задолженности по аппарату управления и его филиалам на общую сумму 16 881 109 руб.
В соответствии с пунктом 19 Порядка проведения реструктуризации контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности осуществляется налоговым органом по месту нахождения организации.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ предприятие состоит на учете Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю.
Судом апелляционной инстанции установлено, что точных данных о сроках и суммах уплаченных налоговых платежей, а также реструктурируемой задолженности налоговый орган не обладал, поскольку передача лицевых счетов филиалов при принятии решения от 30.09.2004 N 41-Р в налоговый орган не осуществлялась.
Судом установлено, что графики погашения задолженности решением от 30.09.2004 N 41-Р не были утверждены. При этом пунктом 2 решения от 30.09.2004 N 41-Р установлено, что ХКГУП "Крайдорпредприятие" обязано осуществлять погашение задолженности по всем налоговым платежам, принятым к реструктуризации, не реже 1 раза в квартал, в соответствии с утвержденными и согласованными графиками при безусловной уплате текущих налоговых платежей в полном объеме.
Инспекция руководствовалась графиками погашения задолженности, утвержденными ранее вынесенными решениями о предоставлении права на реструктуризацию задолженности структурным подразделением ХКГУП "Крайдоредприятие".
Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Одним из способов обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов является взыскание пеней, предусмотренных пунктом 1 статьи 72 и пунктом 1 статьи 75 НК РФ.
Согласно пунктам 1, 3, 5 статьи 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками налогоплательщик должен уплатить пени.
Пени взыскиваются в том же порядке, что и недоимка по налогам (пункт 6 статьи 75 НК РФ). Поэтому до взыскания пеней в бесспорном порядке, установленном статьями 46 - 47 НК РФ, налоговый орган обязан направить налогоплательщику требование об их уплате в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. В пункте 4 статьи 69 НК РФ указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу; размере пеней, начисленных на момент направления требования; сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах; сроке исполнения требования; мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что налоговый орган в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней обязан указать размер недоимки, на которую начисляются пени; дату, с которой они начисляются; ставку пеней, - то есть данные, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности начисления пеней.
Как следует из материалов дела требования об уплате недоимки по налогам и пени в адрес предприятия не направлялись.
В соответствии с частью 1 статьи 70 НК РФ требовании об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а при неисполнении требования исковое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока его исполнения (статья 48 НК РФ).
В связи с изложенным налоговым органом пропущен срок для выставления требования и взыскания данных сумм в судебном порядке.
Доказательств наличия у ХКГУП "Крайдорпредприятие" на дату отказа налоговым органом в восстановлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности конкретной суммы задолженности по пеням, начисленным за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации, по которым не истекли сроки взыскания, с подтверждением того, в каких суммах и каких периодах с момента возникновения нарушения условий реструктуризации налогоплательщиком не соблюдались сроки внесения налоговых платежей, повлекшие начисление пеней, в каких именно размерах и за какие периоды ХКГУП "Крайдорпредприятие" было произведено начисление пеней, налоговым органом не было представлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.11.2008 г. по делу N А73-8346/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф.Карасев |
Судьи |
Н.В.Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8346/2008
Истец: ХКГУП "Крайдорпредприятие"
Ответчик: МИФНС России N 6 по Хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
30.12.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4452/2008