г. Хабаровск |
|
19 января 2009 г. |
06АП-4182/2008 |
Резолютивная часть оглашена 13 января 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 января 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Карасёва В.Ф., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Капустиной Л.В.
при участии в судебном заседании:
от заявителя не явились (уведомления от 31.12.2008 N 068215, от 24.12.2008 N 068208, телеграмма от 12.01.2009);
от административного органа не явились (уведомление от 29.12.2008 N 068222)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Кленовый лист"
на решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 11.11.2008
по делу N А16-1120АП/2008-3, принятое судьей Кривощековым А.В.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кленовый лист"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Еврейской автономной области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 03.10.2008 N 35, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кленовый лист" обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области (далее - заявитель, ООО "Кленовый лист", общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Еврейской автономной области (далее - Управление Роснедвижимости по ЕАО, административный орган) от 03.10.2008 N 35 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 19 000 руб.
Право на обращение с соответствующим заявлением общество обосновало тем, что мероприятия по контролю за соблюдением земельного законодательства административным органом проведены с нарушением требований Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" без распоряжения о проведении мероприятий по контролю. Кроме того, данная проверка не была включена в план проверок Управления Роснедвижимости по ЕАО, не поступали жалобы в административный орган на действия ООО "Кленовый лист", соответственно, по мнению заявителя, у административного органа отсутствовали основания для проведения контрольных мероприятий. Так же заявитель сослался на то, что гражданин Чень Дацзюнь не имел полномочий на представление интересов общества.
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 11.11.2008 по делу N А16-1120АП/2008-3 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом факта совершения обществом вмененного правонарушения. Не установлены арбитражным судом и процессуальные нарушения процедуры проведения контроля и привлечения ООО "Кленовый лист" к административной ответственности.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, заявитель обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение от 11.11.2008 по делу N А16-1120АП/2008-3 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Кленовый лист" сослалось на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, на неправильное применение норм материального права.
О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не явилось препятствием для рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, апелляционная инстанция выяснила следующее.
02.10.2008 должностными лицами Управления Роснедвижимости по ЕАО на основании распоряжения от 25.09.2008 N 194 по обращению руководителя Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО от 24.09.2008 N 529 проведена проверка соблюдения земельного законодательства ООО "Кленовый лист" на земельном участке, расположенном в Еврейской автономной области Биробиджанского района сорокового километра автодороги "Биробиджан-Амурзет". По результатам проверки составлен акт проверки от 02.10.2008 N 37.
03.10.2008 должностным лицом Управления Роснедвижимости по ЕАО в отношении заявителя на основании акта проверки от 02.10.2008 N 37, протокола об административном правонарушении от 02.10.2008 б/н, иных материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление о привлечении к административной ответственности N 35, предусмотренной статьей 7.1. КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 19 000 руб.
Согласно материалам административного дела ООО "Кленовый лист" в нарушение статьей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с которыми права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации, самовольно заняло земельный участок площадью 217,91 га, расположенный в Еврейской автономной области Биробиджанского района сорокового - сорок третьего километров автодороги "Биробиджан-Бирофельд".
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно статьям 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, определенным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации на основании Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно частям 1, 2 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) разъяснено, что указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, не является законным представителем. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении также выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение вопроса о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе не является доказательством надлежащего извещения.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен, и дело об административном правонарушении рассмотрено с участием представителя общества - Чэнь Дацзюнь, действующего по доверенности от 03.04.2008 N 79-01/056295 (л.д. 8). Между тем данная доверенность не содержит указание на право Чэнь Дацзюнь представлять интересы общества в конкретном административном деле, а определяет его общие полномочия на представление интересов общества в различных учреждениях, извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении законному представителю юридического лица не направлялись административным органом.
Данные обстоятельства свидетельствуют о невозможности реализации обществом своих прав, установленных статьей 25.1 КоАП РФ. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
Не представлены доказательства о надлежащем извещении законного представителя юридического лица о дате составления протокола и о рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
Из содержания пункта 10 Постановления следует, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Так как указанное нарушение процессуальных требований является существенным, то постановление о привлечении к административной ответственности от 03.10.2008 N 35 является незаконным и подлежит отмене.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба ООО "Кленовый лист" подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда первой инстанции - отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 11 ноября 2008 по делу N А16-1120АП/2008-3 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Еврейской автономной области от 03.10.2008 N 35 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Кленовый лист" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 19 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Еврейской автономной области через Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Председательствующий |
Н.В Меркулова |
Судьи |
В.Ф. Карасёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1120АП/2008-3
Истец: ООО "Кленовый лист"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости ЕАО
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4182/2008