г. Хабаровск |
|
23 января 2009 г. |
N 06АП-4689/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 23 января 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Карасева В.Ф.,
Судей: Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
от Благовещенской транспортной прокуратуры Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры: не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "АВИАКОМПАНИЯ "ИНТЕРАВИА": не явился;
от государственного унитарного предприятия Амурской области "Аэропорт Благовещенск": не явился;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу исполняющего обязанности Благовещенского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры
на решение от 04.12.2008
по делу N А04-7725/08-25/272
Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривал судья Котляревский В.И.
по заявлению заместителя Благовещенского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры
к обществу с ограниченной ответственностью "АВИАКОМПАНИЯ "ИНТЕРАВИА"
третье лицо: государственное унитарное предприятие Амурской области "Аэропорт Благовещенск"
о привлечении к административной ответственности
Решением Арбитражного суда Амурской области отказано в удовлетворении заявления заместителя Благовещенского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры (далее - Прокурор, Прокуратура, заявитель) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "АВИАКОМПАНИЯ "ИНТЕРАВИА" (далее - ООО "АВИАКОМПАНИЯ "ИНТЕРАВИА", общество, предприятие) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемый судебный акт и принять по делу новый.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, но своих представителей для участия в нем не направили.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд установил следующее.
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.10.2008, ООО "АВИАКОМПАНИЯ "ИНТЕРАВИА" имеет лицензию на осуществление деятельности по воздушным перевозкам пассажиров N ПП 0070 сроком действия по 12.12.2012. Прокурором проведена проверка факта задержки в аэропорту г. Благовещенска авиарейса ЦК612 по маршруту Благовещенск-Москва. Проверкой установлено, что по расписанию названный рейс должен был состояться 17.09.2008 в 10 часов 30 минут, время фактического отправления - 17.09.2008 в 20 часов 55 минут. Задержка произошла по причине необеспечения топливом воздушного судна в аэропорту из-за наличия задолженности перед топливозаправичной компанией - обществом с ограниченной ответственностью "ТЗК Аэрофьюэлз".
Установив названные обстоятельства, Прокурор пришел к выводу, что действиями ООО "АВИАКОМПАНИЯ "ИНТЕРАВИА" нарушен пункт 4 Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 397 (далее - Положение о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров, Положение), а также пункт 7 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82 (далее - Федеральные авиационные правила).
В связи с изложенным, в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом (л.д. 17-19), постановлением от 03.10.2008 возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 23.1 КоАП РФ, Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением ООО "АВИАКОМПАНИЯ "ИНТЕРАВИА" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался нормами Воздушного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 397, Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82. Суд пришел к выводу, что Прокурор не доказал факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, а представленные заявителем документы не позволяют установить факт заключения договора воздушной перевозки пассажиров, срок такой перевозки, а также нарушение установленного срока перевозки пассажиров.
Кроме того, суд пришел к выводу об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, поскольку задержка рейса установлена заявителем 17.09.2008, а рассмотрение дела состоялось 04.12.2008. Суд отклонил доводы Прокурора о том, что в рассматриваемом случае подлежит применению срок привлечения к административной ответственности, установленный для дел о нарушении законодательства о защите прав потребителей, поскольку объектом вменяемого обществу правонарушения является порядок осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем, правонарушение по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ не относится к законодательству о защите прав потребителей.
Возражая против решения суда первой инстанции, Прокурор указал, что расписание движения воздушных судов, установленное органами Единой системы организации воздушного движения, подтверждает условия договора перевозки пассажиров о времени вылета и времени прилета воздушного судна. В связи с этим, Прокурор считает, что нарушение расписания движения свидетельствует о несоблюдении условий договора перевозки и названный факт может быть подтвержден и сведениями аэропорта о фактическом времени вылета воздушного судна. Кроме того, заявитель указывает, что нарушение условий договоров перевозки подтверждается сводной загрузочной ведомостью воздушного судна, сведениями государственного унитарного предприятия Амурской области "Аэропорт Благовещенск" о задержке регулярного рейса.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что в рассматриваемом случае подлежит применению общий срок привлечения к административной ответственности, поскольку объективная сторона вменяемого ООО "АВИАКОМПАНИЯ "ИНТЕРАВИА" правонарушения заключается в нарушении Правил воздушных перевозок пассажиров, направленных на защиту прав потребителей.
Апелляционный суд оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установил.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Как следует из постановления от 03.10.2008 (л.д. 12-13), предприятию вменяется нарушение пункта 4 Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 397, а также пункта 7 Федеральных авиационных правил.
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров установлены лицензионные требования и условия при осуществлении указанного вида деятельности:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертификата эксплуатанта, полученного в порядке, установленном федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
б) соблюдение лицензиатом общих правил воздушных перевозок пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации;
в) наличие у лицензиата воздушных судов на праве собственности или ином законном основании в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных воздушных перевозок пассажиров и программой выполнения нерегулярных воздушных перевозок пассажиров;
г) обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) страхования ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров воздушного судна, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажирах вещам, на страховую сумму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, международными договорами и (или) законодательством государства, на территорию, с территории или через территорию которого осуществляется воздушная перевозка.
Факт отсутствия лицензии у ООО "АВИАКОМПАНИЯ "ИНТЕРАВИА" Прокурором не установлен, в материалах дела имеется копия реестра лицензий эксплуатантов (л.д. 26-28), согласно которой у общества имеются лицензии ПГ 0071, ПГ 0070 сроком действия с 12.12.2007 по 12.12.2012. Следовательно, факт нарушения предприятием подпункта "а" пункта 4 названного Положения материалами дела не подтверждается.
В части нарушения обществом подпунктов "в" и "г" пункта 4 Положения доводы и доказательства Прокурором не приведены.
Частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. Определением от 29.12.2008 N 06АП-4689/2008 апелляционный суд предлагал сторонам представить в судебное заседание все документы, подтверждающие их требования и возражения. Однако Прокурор, будучи извещен о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направил, запрошенные документы не представил. В связи с этим, апелляционный суд считает, что событие административных правонарушений по подпунктам "а", "в", "г" пункта 4 Положения Прокурором не доказано и основания для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в части названных подпунктов у Прокурора отсутствовали. Следовательно, отсутствуют основания привлечения ООО "АВИАКОМПАНИЯ "ИНТЕРАВИА" к административной ответственности за нарушение подпунктов "а", "в", "г" пункта 4 Положения.
Подпунктом "б" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров установлено, что лицензионным требованием и условием при осуществлении названной деятельности является соблюдение лицензиатом общих правил воздушных перевозок пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 102 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей".
Пунктом 7 Федеральных авиационных правил установлено, что перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренных договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза. Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.
В обоснование наличия события нарушения обществом пункта 4 Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров, Прокурор указал, что ООО "АВИАКОМПАНИЯ "ИНТЕРАВИА" допущена задержка авиарейса ЦК612 (по расписанию названный рейс должен был отправиться из аэропорта г. Благовещенск 17.09.2008 в 10 часов 30 минут, а фактически названный рейс был отправлен 19.09.2008 в 20 часов 55 минут), что подтверждается расписанием и загрузочной ведомостью.
Следовательно, с учетом изложенных выше норм материального права, фактически объективная сторона административного правонарушения, вменяемого обществу, заключается в нарушении срока перевозки пассажиров, багажа, предусмотренного Воздушным кодексом Российской Федерации, правилами перевозчика, условиями применения тарифа и перевозочным документом.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.
Прокурором правила воздушных перевозок, условия применения тарифа, утвержденные ООО "АВИАКОМПАНИЯ "ИНТЕРАВИА", в соответствии с определением апелляционного суда от 29.12.2008 N 06АП-4689/2008, суду не представлены.
Частями 1, 2 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта. Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа.
Таким образом, факт заключения договора воздушной перевозки пассажира подтверждается билетом и багажной квитанцией и именно из названных документов можно установить, какой срок перевозки был установлен предприятием и пассажирами.
К материалам дела приобщены следующие доказательства: письмо ТЗК Аэрофьюэлз от 19.09.2008 N 1075 (л.д. 15) о причинах задержки обеспечения топливом воздушного судна, принадлежащего ООО "АВИАКОМПАНИЯ "ИНТЕРАВИА", письмо государственного унитарного предприятия Амурской области "Аэропорт Благовещенск" от 18.09.2008 N 859 (л.д. 16) о задержке рейса ЦК-612, письмо Авиационного агентства АМУРКРУИЗАВИА от 24.11.2008 N 198 (л.д. 20) об отсутствии списка пассажиров на рейс ЦК-612, выписка из единого государственного реестра юридических лиц от 18.09.2008 N В699639/2008 (л.д. 30-62), сводная загрузочная ведомость (л.д. 65), расписание движения воздушных судов в аэропорту г. Благовещенска с 01.09.2008 по 30.09.2008 (л.д. 66)
Названными доказательствами подтверждается, что рейс ЦК612 вылетел из аэропорта г. Благовещенска 17.09.2008 в 20 часов 00 минут, однако, указанные документы не подтверждают, какой срок перевозки пассажиров был установлен ООО "АВИАКОМПАНИЯ "ИНТЕРАВИА" и пассажирами рейса ЦК612, кто приобретал билеты на рейс ЦК612, кто фактически вылетел названным рейсом. Кроме того, билеты могли быть сданы. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что пассажиры указанного рейса обратились с жалобами на задержку вылета самолета.
В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Апелляционным судом в порядке части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было предложено сторонам представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения. В материалах дела имеются доказательства получения Прокуратурой указанного определения. Однако, Прокурор предусмотренные законом доказательства суду не представил, в судебное заседание не прибыл.
В связи с этим, поскольку пунктом 7 Федеральных авиационных правил установлено, что условия договора воздушной перевозки пассажира определяются Воздушным кодексом Российской Федерации, правилами перевозчика, условиями применения тарифа и перевозочным документом, в соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, факты заключения ООО "АВИАКОМПАНИЯ "ИНТЕРАВИА" договоров воздушной перевозки пассажиров и срок перевозки суд не может считать доказанными, а следовательно, не доказано нарушение обществом предусмотренного названным договором срока перевозки пассажиров и багажа.
Доводы заявителя о том, что расписание движения воздушных судов, загрузочная ведомость подтверждают факт заключения ООО "АВИАКОМПАНИЯ "ИНТЕРАВИА" договоров воздушной перевозки пассажиров и срок такой перевозки апелляционный суд отклоняет, поскольку законом предусмотрены определенные документы, на основании которых подлежит установлению срок перевозки пассажиров.
Таким образом, событие административного правонарушения, вменяемого обществу, а именно, нарушение пункта 4 Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров, пункта 7 Федеральных авиационных правил, Прокурором не доказано.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Поскольку при рассмотрении дела факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ не нашел подтверждения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Прокурора.
По вопросу определения срока привлечения к административной ответственности апелляционный суд считает, что в связи с неподтверждением события административного правонарушения, доводы Прокурора о том, что срок привлечения ООО "АВИАКОМПАНИЯ "ИНТЕРАВИА" не истек, не имеют правового значения для разрешения настоящего дела. Действительно, при наличии доказательств совершения обществом административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, можно согласиться с приводимыми Прокурором доводами, обоснованными ссылкой на пункт 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда в от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", поскольку Закон от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), а ООО "АВИАКОМПАНИЯ "ИНТЕРАВИА" вменяется осуществление перевозки пассажиров с нарушением срока, предусмотренного соответствующими договорами перевозки, заключенными с пассажирами-потребителями.
Однако, поскольку событие административного правонарушения Прокурором не доказано, у суда отсутствуют основания применять к возникшим правоотношениям статью 4.5 КоАП РФ, устанавливающую срок привлечения к административной ответственности.
Основания к отмене или изменению решения арбитражного суда изложены в статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, суд апелляционной инстанции таких оснований не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Амурской области от 04 декабря 2008 года по делу N А04-7725/08-25/272 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7725/2008-25/272
Истец: Благовещенский транспортный прокурор
Ответчик: ООО "Авиакомпания"
Третье лицо: ГУП Амурской области "Аэропорт Благовещенск"
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4689/2008