г. Хабаровск |
|
26 февраля 2009 г. |
N 06АП-370/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2009 года
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Кустовой Т.С.
Судей: Иноземцева И.В., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в судебном заседании:
от истца: Литовка П.И. ведущий юрисконсульт, доверенность от 29.08.2008 года N 1637;
от ответчика: не явился;
от третьих лиц: не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Амурской области "Медицинская страховая компания" Дальмедстрах"
на решение от 19.12.2008 года
по делу N А04-2920/2008-7/118
Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривал судья Заноза Н.С.
по иску негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на ст.Тында"
к государственному унитарному предприятию Амурской области "Медицинская страховая компания "Дальмедстрах"
третьи лица: Амурский областной фонд обязательного медицинского страхования, Министерство финансов Амурской области, Муниципалитет г.Тында
о взыскании 14 108 993,34 рублей
В Арбитражный суд Амурской области обратилось негосударственное учреждение здравоохранения "Отделенческая больница на ст.Тында" (далее - больница) с исковыми требованиями к ГУП Амурской области "Медицинский страховой компании "Дальмедстрах" (далее - страховщик) о взыскании задолженности в сумме 14 108 993,34 рублей, составляющих стоимость фактически оказанной медицинской помощи в рамках ОМС за ноябрь, декабрь 2007 года и январь, февраль 2008 года.
В процессе рассмотрения дела, истец неоднократно увеличивал сумму исковых требований, окончательно просил взыскать с ответчика задолженность в сумме 19 112 870,00 рублей за период с 01.11.2007 года по 23.07.2008 года, данное увеличение на основании ст.49 АПК РФ принято судом первой инстанции.
Определением суда от 28.05.2008 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Амурский областной фонд обязательного медицинского страхования; министерство финансов Амурской области; Муниципалитет г.Тында.
Решением суда первой инстанции от 19 марта 2008 года исковые требования негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на ст.Тында" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом ГУП Амурской области "Медицинская страховая компания "Дальмедстрах" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отметить решение суда первой инстанции и в иске отказать.
По мнению заявителя жалобы, решение принято с нарушением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств дела и учета фактических обстоятельств.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, от ГУП Амурской области "МСК "Дальмедстрах" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя, при этом указал, что на удовлетворении апелляционной жалобы настаивает.
Представитель истца в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Третьи лица, уведомленные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, своих представителей в процесс не направили.
Материалы дела рассматриваются в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяется в порядке статей 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.01.2007г. между негосударственным учреждением здравоохранения "Отделенческая больница на ст. Тында" (Учреждение) и ГУП Амурской области "Медицинская страховая компания "Дальмедстрах" (Страховщик) заключен договор на предоставление медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию N 37.
Согласно условиям договора, Учреждение обязалось при возникновении страхового случая оказывать гражданам, которым Страховщиком выдан страховой медицинский полис, медицинские услуги на условиях и в объеме, определенных территориальной программой ОМС.
Страховщик в свою очередь обязался оплачивать стоимость оказанных услуг (раздел 1 договора).
Способы оплаты и порядок расчетов определен сторонами в разделе 4 договора.
Пункт 4.6 договора N 37 содержит условие о перечислении Страховщиком аванса Учреждению до 20 числа текущего месяца в размере до 50 % от стоимости медицинских услуг, принятых к оплате в предыдущем месяце.
Окончательный расчет указан в п. 4.7. договора, согласно которому окончательный расчет осуществляется ежемесячно путем оплаты страховщиком счетов учреждения не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Ненадлежащее исполнение страховщиком обязательств по оплате оказанных медицинским учреждением услуг явилось основанием для обращения НУЗ "Отделенческая больница на ст.Тында" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обосновано исходил из следующего.
Статьей 20 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" установлено, что граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальных системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В ст. 1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1) указано, что обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программ обязательного медицинского страхования.
Из Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 885 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год" и Постановления Правительства РФ от 15.05.2007 г. N 286 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год"", следует, что Российской Федерацией каким-либо образом не установлены ограничения в отношении общих объемов финансирования ЛПУ по программам ОМС.
Более того, Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год определены только нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и нормативы объемов медицинской помощи (по видам помощи), которые в соответствии с Программой являются основой для формирования расходов на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, устанавливаемых в бюджетах Федерального фонда обязательного медицинского страхования, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и в бюджетах всех уровней по разделу "Здравоохранение и спорт" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Согласно Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год, оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой.
В соответствии с Программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 г. и 2008 г., органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Территориальные программы могут предусматривать предоставление дополнительных объемов медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Поскольку федеральное законодательство не ставит в зависимость возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы ОМС от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание бесплатной медицинской помощи застрахованным в системе ОМС гражданам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что финансирование деятельности истца по оказанию медицинской помощи гражданам в результате наступления страхового случая за пределами установленного задания подлежит оплате в полном объеме.
В Соответствии с Типовыми правилами обязательного медицинского страхования граждан, утвержденными ФФОМС 03.10.2003 N 3856/30-3/и, (зарегистрировано в Минюсте РФ 24.12.2003 N 5359), Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования финансируют страховую медицинскую организацию на основании договора ТФОМС со страховой медицинской организацией.
Финансирование обязательного медицинского страхования осуществляется по дифференцированным подушевым нормативам, определяемым в соответствии с Порядком определения дифференцированных подушевых нормативов на обязательное медицинское страхование, являющимся Приложением 1 к Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденному Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Минздравом России и Минфином России.
ТФОМС доводит до сведения страховых медицинских организаций дифференцированные подушевые нормативы в течение 10 дней со дня их пересмотра и утверждения.
При недостатке у страховой медицинской организации средств для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС она обращается в ТФОМС за субвенциями в порядке, установленном ТФОМС.
При установлении экспертами ТФОМС объективных причин недостатка финансовых средств у страховой медицинской организации на оплату предоставленной застрахованным медицинской помощи (неточность дифференцированных нормативов, повышенная заболеваемость и др.) ТФОМС на основании соответствующего решения возмещает страховой медицинской организации недостающие средства в установленном порядке.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается согласно ст. 310 ГК РФ.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что требования истца являются законными и обоснованными, подтвержденными представленными в материалы дела доказательствами, и соответственно, подлежащими удовлетворению.
При этом апелляционный суд не принимает доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о том, что у ГУП Амурской области "МСК "Дальмедстрах" отсутствуют обязательства по оплате медицинской помощи, оказанной медицинским учреждением сверх объемов, установленных заданием.
Ответчик не представил документы, подтверждающие предъявление истцу финансовых претензий по качеству оказанных медицинских услуг, являющихся основанием для уменьшения их оплаты согласно Положению о порядке оплаты медицинских услуг в системе ОМС.
Также отклоняется ссылка ответчика на применение ст.4 Закона Амурской области от 21.06.2007 года N 350-03 "О территориальной программе государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2007 год", предусматривающей финансирование медицинской помощи, оказываемой сверх объемов, утвержденных Законом N 350-03, не подлежат применению к настоящему спору, поскольку Законом N 350-03 не определен порядок привлечения бюджетных средств соответствующих бюджетов для финансирования расходов лечебных учреждений на услуги, оказанные застрахованным лицам в системе обязательного медицинского страхования сверх объемов, установленных ОМС.
Кроме того, на основании действующего федерального законодательства обязанность Муниципалитета г. Тынды по оплате истцу стоимости оказанных на основании заключенного между сторонами договора N 37 от 01.01.2007 г. медицинских услуг населению сверх установленного задания не возникла, так как она законодательством Российской Федерации не установлена и орган местного самоуправления не является субъектом спорных правоотношений.
Также апелляционный суд не принимает довод ответчика о том, что заказчик вправе отказаться от оплаты работы или услуги, не предусмотренной договором, указав что договор от 01.01.2007 года N 37 является договором возмездного оказания услуг.
Судом первой инстанции данный довод также рассматривался и ему дана надлежащая оценка.
Так суд указал, что при рассмотрении дела N А04-3591/08-7/173 были проанализированы условия договора N 37 от 01.01.2007 года и сделан вывод, что все существенные условия, необходимые для данного вида договоров, включая численность застрахованных лиц и порядок определения стоимости предоставляемой Учреждением медицинской помощи, предусмотренные ст.23 Закона от 28.06.1991 N 149-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Принимая во внимание преюдициальное и обязательное значение принятого по указанному делу судебного акта и установленные по нему обстоятельства, оснований переквалификации договора N 37 от 01.01.2007 года не имеется.
Оценив представленные материалы и руководствуясь нормами материального права, апелляционный суд пришел к выводу о правомерности решения принятого судом первой инстанции.
Иные доводы апелляционной жалобы, в связи с изложенным, являются несостоятельными и подлежат отклонению.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ, при отклонении заявленных требований, расходы по государственной пошлине относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Амурской области от 19.12.2008 года по делу N А04-2920/08-7/118 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий |
Т.С. Кустова |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2920/2008-7/118
Истец: НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында ОАО РЖД"
Ответчик: ГУП Амурской области "МСК "Дальмедстрах"
Третье лицо: Муниципалитет г. Тында, МИНФИН Амурской области, Амурский областной ФОМС
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-370/2009