г. Хабаровск |
|
11 марта 2009 г. |
N 06АП-155/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Гричановской Е.В.,
судей: Головниной Е.Н., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от истца:
от ответчиков: представители не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственность "Скидер"
на решение от 12.12.2008
по делу N А04-7599/08-6/269
Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривала судья Ермакова А.К.
по иску общества с ограниченной ответственность "Скидер"
к Министерству природных ресурсов Амурской области, государственному учреждению Амурской области "Архаринское лесничество"
о взыскании 332 358 рублей 90 копеек
Общество с ограниченной ответственностью "Скидер" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству природных ресурсов Амурской области о взыскании неосновательного обогащения в сумме 333 358 рублей 90 копеек в виде излишне оплаченных в областной бюджет арендных платежей по сверхнормативным ставкам.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение Амурской области "Архаринское лесничество".
Определением суда от 17.11.2008 государственное учреждение Амурской области "Архаринское лесничество" по ходатайству истца привлечено в качестве второго ответчика.
Решением от 12.12.2008 Арбитражного суда Амурской области в иске отказано. Суд пришел к выводу, что расчет арендной платы произведен правильно, исходя из условий договора аренды, а также в соответствии с требованиями действовавшего на момент заключения спорного договора законодательства в области лесопользования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Скидер" обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение отменить, исковые требования удовлетворить в заявленной сумме.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, выводы арбитражного суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и толкованию условий договора аренды участка лесного фонда, неверно применены подлежащие применению нормативно-правовые акты, регулирующие порядок определения базиса для расчета арендных платежей. Полагает, что в части, превышающей размер минимальных ставок, соглашение о перерасчете внесенной арендатором арендной платы за 3, 4 кварталы 2007 года и 1, 2 кварталы 2008 года сторонами не достигнуто в связи с чем все перечисленные истцом платежи по сверхминимальным ставкам являются неосновательным обогащением получателя.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, настаивал на ее удовлетворении и отмене обжалуемого решения суда.
В представленных отзывах на апелляционную жалобу ответчики выразили согласие с состоявшимся по делу решением, просили в удовлетворении жалобы отказать. Извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Заслушав заявителя апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, 10.05.2000 ГУ "Архаринский механизированный лесхоз" (в дальнейшем преобразованным в государственное учреждением Амурской области "Архаринское лесничество") и ООО "Скидер" на основании протокола о результатах лесного конкурса от 11.03.1999 заключен договор N 1 аренды участка лесного фонда РФ в составе Татаканского лесничества общей площадью 49 629 га для заготовки древесины, на срок 10 лет для осуществления ежегодной заготовки древесины в объеме 48 000 куб.м, зарегистрированный по правилам статьи 32 Лесного кодекса РФ от 22.01.1997 Управлением Федеральной регистрационной службы по Амурской области 24.09.2001.
Сторонами по условиям договора аренды участка лесного фонда к обязанностям арендатора отнесены, в частности: внесение арендной платы в размерах и сроки, установленные в договоре аренды, соблюдение условий договора аренды, а также условий лесорубочного билета.
В соответствии с пунктом 2.1 договора ежегодный размер арендной платы за весь арендуемый участок лесного фонда составляет 161 642 рубля. Арендная плата взимается исходя из установленного объема лесопользования на арендуемый участок лесного фонда. Размер арендной платы устанавливается с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования.
Пунктом 2.4 договора предусмотрено право арендодателя на перерасчет арендной платы и внесение изменений в базовый расчет арендной платы с уведомлением арендатора при изменении ставок лесных податей.
Соглашением от 19.08.2008, зарегистрированным Управлением Федеральной регистрационной службы по Амурской области 16.09.2008, договор аренды от 10.05.2000 расторгнут.
В течение действия договора арендодателем пересчитывался размер арендной платы в соответствии с действующим законодательством.
Платежными поручениями от 07.08.2007 N 538, от 21.07.2008 N 255 арендатор оплатил арендную плату за пользование лесным фондом в части сверхнормативных ставок за 2 и 3 кварталы 2007 года в сумме 154 528 рублей 20 коп, за 1 и 2 кварталы 2008 года в сумме 177 830 рублей 70 копеек (всего 332 358 рублей 90 копеек).
ООО "Скидер", ссылаясь на то, что Постановлением Правительства от 22.05.2007 N 310 "О ставках за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" с 12.06.2007 отменен ряд нормативных актов, в том числе и Постановление Правительства РФ от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню", в связи с чем платежи, которые общество перечисляло лесничеству по ставкам, превышающим минимальные, являются неосновательным обогащением ответчиков, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение),
Судом установлено, что сумма, предъявленная ко взысканию, перечислена истцом, как арендная плата, рассчитанная в соответствии с условиями договора аренды участков лесного фонда N 1. Материалами дела подтверждается и фактическое использование ООО "Скидер" лесных ресурсов в спорный период.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что сумма 333 358 рублей 90 копеек не может быть отнесена к неосновательному обогащению по смыслу статьи 1102 ГК РФ.
Согласно статье 71 Лесного кодекса РФ аренда участков лесного фонда является одним из оснований возникновения прав пользования участками лесного фонда. К договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
Отношения по аренде участков лесного фонда регулируются заключаемым сторонами договором, который в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
В соответствии со статьей 94 Лесного кодекса РФ при аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса, частью 4 которой установлено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, органы власти субъектов Российской Федерации в составе республик, краев, областей, автономной области и автономных округов могут вводить иной порядок установления конкретных ставок и размеров лесных податей при отпуске древесины на корню и принципов их определения.
При этом минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются исключительно федеральным органом исполнительной власти - Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления и взимания платежей за использование лесов установлен Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади участка, находящегося в федеральной собственности".
Федеральными законами от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", от 24.12.2007 N 198 "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов" установлены коэффициенты применяемые при расчете минимальных ставок лесных податей - 1,8 в 2007 году и 1,15 в 2008 году, соответственно.
Наряду с действовавшим в рассматриваемый период федеральным законодательством, предусматривающим порядок исчисления и взимания платежей за использование лесов, в Амурской области действовало постановление губернатора Амурской области от 27.07.2004 N 433 и Порядок определения арендной платы при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на территории Амурской области.
При исследовании и оценке в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленных в деле доказательств суд апелляционной инстанции, установил, что ответчиком при расчете арендной платы за 2 и 3 кварталы 2007 года и за 1 и 2 кварталы 2008 года применялись минимальные ставки, установленные Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 с применением повышающего коэффициента, предусмотренного законами о федеральном бюджете на 2007, 2008 годы.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела следует отклонить, поскольку доказательства применения лесхозом при расчете арендной платы недействующих нормативных актов истцом в нарушении статьи 65 АПК РФ суду не предоставлены. Предъявленная обществом ко взысканию сумма нормативно не обоснована.
Исходя из установленного законодательством и в силу этого обязательного для применения в сфере лесных правоотношений порядка определения размера арендной платы, с учетом того, что спорный договор содержит условие определения арендной платы в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и не возлагает на арендодателя обязательство по согласованию такого перерасчета с арендатором, суд апелляционной инстанции, установив факт пользования ответчиком участком лесного фонда соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, как видно из содержания условий заключенного сторонами договора аренды с учетом приложений и дополнительных соглашений N N 6 и 7 стороны установили размер арендной платы с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования, рассчитанных исходя из минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, с учетом с применением поправочных коэффициентов (областных ставок), предусмотренных областным законодательством.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключение договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Законодательство, предусматривающее порядок исчисления и взимания платежей за использование лесов определяет лишь минимальный уровень арендной платы, ограничивая его минимальными ставками платы за древесину, отпускаемую на корню. Конкретный размер арендной платы в той части, в которой он будет превышать данный минимум, стороны согласовывают самостоятельно.
Таким образом, размер арендной платы правомерно установлен ответчиком с учетом названных правовых норм и соответствующих им условий договора.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что арендная плата за пользование лесным фондом подлежит зачислению в федеральный бюджет судом апелляционной инстанции рассмотрен и является необоснованным.
Согласно статьям 51, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, являются неналоговыми доходами соответствующего федерального бюджета и бюджета субъектов Федерации.
В силу положений Лесного кодекса Российской Федерации лесничества являются специально уполномоченными государственными органами в части исследования, охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда Российской Федерации, а по своей организационно-правовой форме - учреждениями, финансируемыми за счет федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 4 статьи 41 и пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ все доходы государственного бюджетного учреждения, полученные от оказания платных услуг, иной деятельности, приносящей доход, являются неналоговыми доходами и в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов, и отражаются в доходах от использования имущества, находящегося в государственной собственности либо от оказания платных услуг.
В связи с чем, Архаринское лесничество является государственным органом, наделенным полномочиями по установлению и контролю за поступлением и распределением арендных платежей за пользование лесным фондом.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу ООО "Скидер" - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Амурской области от 12.12.2008 по делу N А04-7599/08-6/269 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.В.Гричановская |
Судьи |
Е.Н.Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7599/2008-6/269
Истец: ООО "Скидер"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Амурской области, государственное учреждение Амурской области "Архаринское лесничество"
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-155/2009