г. Хабаровск |
|
11 марта 2009 г. |
06АП-532/2009 |
Резолютивная часть оглашена 10 марта 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 марта 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Карасёва В.Ф., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
от ООО "Востокмонтажспецстрой" явились на основании доверенностей от 12.01.2009 N 016 представитель - Фуклева С.А., от 12.01.2009 N 015 представитель - Кваша С.В.;
от Департамента цент и тарифов Администрации Магаданской области явился на основании доверенности от 29.12.2009 N 1242 представитель - Шевченко О.В.;
от ОАО "Магаданэнерго" явился на основании доверенности от 24.12.2008 N 20/40-3833 представитель - Мурашкин А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента цен и тарифов Администрации Магаданской области, Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
на решение Арбитражного суда Магаданской области от 29.12.2008
по делу N А37-1695/2008-3, принятое судьей Комаровой Л.П.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Востокмонтажспецстрой"
к Департаменту цен и тарифов Администрации Магаданской области
о признании частично недействительным приказа от 29.07.2008 N 6-1/э "О финансовых средствах на обеспечение регулируемой деятельности по транспортировке электрической энергии по сетям предприятий Магаданской области на 2009 год"
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Востокмонтажспецстрой" (далее - заявитель, общество, ООО "Востокмонтажспецстрой") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Департаменту цен и тарифов Администрации Магаданской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным приказа от 29.07.2008 N 6-1/э "О финансовых средствах на обеспечение регулируемой деятельности по транспортировке электрической энергии по сетям предприятий Магаданской области на 2009 год" в части установления годовых объемов финансовых средств для ООО "Востокмонтажспецстрой" в сумме 6 509 670 руб.; установления ремонтного фонда в Приложении N 14 к приказу от 29.07.2008 N 6-1/э (пункт 13) в сумме 1 126 310 руб., об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества и обязании признать ремонтный фонд в Приложении N 14 к приказу от 29.07.2008 N 6-1/э (пункт 13) в сумме 24 505 000 руб., об обязании установить годовые объемы финансовых средств для ООО "Востокмонтажспецстрой" в сумме 31 014 670 руб. за счет установления затрат на проведение капитальных ремонтов (ремонтный фонд) в сумме 24 505 000 руб.
Право на обращение с соответствующим заявлением обществом обосновано неправомерным отказом Департамента включить в затраты на транспортировку электрической энергии на 2009 год экономически обоснованные затраты на капитальный ремонт в сумме 24 505 000 руб. В качестве правового обоснования заявитель указал на нарушение Департаментом положений статьей 2, 4, 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пунктов 16, 19, 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 29.12.2008 по делу N А37-1695/2008-3 признан частично недействительным приказ от 29.07.2008 N 6-1/э "О финансовых средствах на обеспечение регулируемой деятельности по транспортировке электрической энергии по сетям предприятий Магаданской области на 2009 год" в части установления годовых объемов финансовых средств для ООО "Востокмонтажспецстрой" в сумме 6 509 670 руб. как несоответствующий требованиям статей 2, 4, 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109. Данным решением на Департамент цен и тарифов Администрации Магаданской области в порядке пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия ремонтного фонда в сумме 24 505 000 руб., установив годовой объем финансовых средств для ООО "Востокмонтажспецстрой" в сумме 31 014 670 руб. за счет установления затрат на проведение капитальных ремонтов и электрических сетей (ремонтный фонд) в сумме 24 505 000 руб. С Департамента цен и тарифов Администрации Магаданской области в пользу ООО "Востокмонтажспецстрой" взыскана государственная пошлина в сумме 2 000 руб.
Принимая данный судебный акт, арбитражный суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии правовых оснований для включения в состав затрат на транспортировку электрической энергии расходов по ремонту и восстановлению основных средств, поскольку Управлением по технологическому и экологической надзору Ростехнадзора Магаданской области заявителю предъявлено к исполнению предписание от 21.09.2007 N 04/3395, а также в связи с тем, что переданное электрооборудование и электрические сети находятся в неудовлетворительном состоянии, требующем капитального ремонта.
Также суд, на основе анализа содержания части 7 статьи 2 , статьи 4 Федерального закона 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" пришёл к выводу, что поскольку субъектом государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию является коммерческая организация как участник гражданских правоотношений, а не принадлежащее на соответствующем праве пользования или владения организации конкретное имущество, факт принадлежности имущества муниципальному образованию и нахождение его в пользовании на основании договора аренды у заявителя не является основанием для невключения заявленных расходов в затраты на транспортировку электрической энергии.
Арбитражным судом первой инстанции признан несостоятельным довод заинтересованного лица в части неполного представления пакета документов, подтверждающего затраты общества, связанные с ремонтом, а также наличие юридических пороков в их оформлении, как несоответствующий представленными доказательствам.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, Департамент цен и тарифов Администрации Магаданской области и Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее - ОАО "Магаданэнерго") обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение от 29.12.2008 по делу N А37-1695/2008-3 отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать.
В качестве доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо сослалось на неправильное применение арбитражным судом первой инстанции норм материального права. По мнению Департамента цен и тарифов Администрации Магаданской области в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет собственник, которым в рассматриваемом случае ООО "Востокмонтажспецстрой" не является. Кроме того, по условиям заключенного договора аренды общество обязано выполнять только текущий ремонт, тогда как обязанность по капитальному ремонту возложена на арендодателя. По мнению заявителя апелляционной жалобы, финансирование капитального ремонта вообще не должно включаться в затраты по транспортировке электрической энергии, поскольку осуществляется за счет амортизационных отчислений, а представленные в качестве доказательств экспертные заключения на локальные сметные расчеты от 27.08.2008 N 08-09, N 08-18 содержат противоречивые выводы, в связи с чем не могут являться доказательствами по делу.
ОАО "Магаданэнерго" в апелляционной жалобе сослалось на допущенное арбитражным судом первой инстанции существенное нарушение норм процессуального права, выразившееся в непривлечении ОАО "Магаданэнерго", единственного потребителя предоставляемой ООО "Востокмонтажспецстрой" услуги, к участию в деле, поскольку рассматриваемый спор затрагивает его экономические и финансовые интересы. Кроме того, ОАО "Магаданэнерго" указало на нарушение принятым судебным актом принципов государственного регулирования тарифов, в частности обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
Представители Департамента цен и тарифов Администрации Магаданской области, ОАО "Магаданэнерго" доводы, изложенные в апелляционных жалобах, поддержали в полном объеме. Представители ООО "Востокмонтажспецстрой" ссылаясь на их несостоятельность, просили решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела ООО "Востокмонтажспецстрой" на основании договора аренды от 05.06.2008 с Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Омсукчанского района передано в пользование муниципальное имущество, указанное в Приложении N 2 к договору, с использованием которого общество осуществляет регулируемый вид деятельности по транспортировке электрической энергии сетевых предприятий.
В соответствии с условиями договора от 15.06.2006 N 4тр/2006 на оказание услуг по передаче (транспортировке) электрической энергии ОАО "Магаданэнерго" поставляет через электрические сети ООО "Востокмонтажспецстрой", расположенные в поселках Омсукчан и Дукат Омсукчанского района Магаданской области, электрическую энергию своим абонентам, а ООО "Востокмонтажспецстрой" транспортирует электрическую энергию абонентам ОАО "Магаданэнерго", осуществляя эксплуатацию, техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт электрических сетей, электроустановок, находящихся на его балансе.
ОАО "Магаданэнерго" является системным оператором и единственным потребителем данной услуги, распределяемой на всех потребителей Магаданской области.
30.04.2008 ООО "Востокмонтажспецстрой" представило в Департамент цен и тарифов Администрации Магаданской области сопроводительным письмом N 27/э документы и расчетные материалы для установления тарифов на 2009 год, в том числе и предписание Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Магаданской области.
Письмом от 19.06.2008 за N 529 Департамент цен и тарифов Администрации Магаданской области затребовал для рассмотрения вопроса о включении расходов в сумме 24 505 000 руб. в планируемые на 2009 год расходы по статье "Ремонтный фонд" сметы на ремонты, согласованные с ОАО "Магаданэнерго", график проведения ремонтных работ с указанием перечня работ и сумм на их выполнение, документы, подтверждающие выполнение ремонтных работ за период с 2007 по 2008 годы.
Во исполнение данных требований заявитель 02.06.2008 письмом N 51 направил заинтересованному лицу запрашиваемые документы, в частности сметы, доказательства принятия мер по проведению процедуры согласования смет с ОАО "Магаданэнерго", график и копии счетов-фактур, копии актов выполненных работ, копии справок о стоимости выполненных работ по ремонтным работам, выполненным заявителем в 2007-2008 годы.
29.07.2008 Правлением Департамента цен и тарифов Администрации Магаданской области принято решение о снижении в 2009 году сетевым предприятиям, в том числе заявителю годовых затрат. В частности, ООО "Востокмонтажспецстрой" отказано во включении в годовые затраты заявленного ремонтного фонда на ремонт и восстановление электрических сетей в сумме 24 505 000 руб. по мотиву "ремонтные работы (реконструкция, техперевооружение) в таких объемах должны включаться в инвестиционные и производственные программы в соответствии с Федеральным законом N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Вместе с тем, Департамент включил в необходимую валовую выручку стоимость ремонтных работ в сумме 1 126 310 руб. с применением индекса-дефлятора 113,3%, что повлекло его корректировку. Необходимая валовая выручка принята в размере 6 509 670 руб., вместо заявленных 30 040 100 руб. (без НДС).
Несогласие с решением Департамента цен и тарифов Администрации Магаданской области послужило основанием для обращения ООО "Востокмонтажспецстрой" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция пришла к выводу об отмене решения арбитражного суда первой инстанции в связи неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В соответствии с абзацем 7 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ при регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций.
В статье 4 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ предусмотрено, что при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться установленные данной нормой принципы, в том числе обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
В силу статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Из приведенных норм следует, что тарифы на электрическую энергию, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны быть экономически обоснованными и определяться с учетом реальных затрат этих организаций на передачу электрической энергии. Порядок расчета и установления указанных экономически обоснованных затрат, в том числе порядок учета затрат энергоснабжающих организаций на производство и передачу тепловой энергии, определяются подзаконными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и являются обязательными для исполнения соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги, разработанные Федеральными законами от 14.04.1995 N 41-ФЗ и "Об электроэнергетике" определены Правительством Российской Федерации в Постановлении от 26.02.2004 N 109 "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
Как следует из материалов дела, Департаментом цен и тарифов Администрации Магаданской области применялся метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 17 Основ ценообразования).
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Пунктом 19 Основ ценообразования определены расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включающие следующие группы расходов: 1) на топливо; 2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность); 3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность; 4) на сырье и материалы; 5) на ремонт основных средств; 6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды; 7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов; 8) прочие расходы.
Причем указанный пункт, определяющий перечень расходов не содержит указание на вид произведенных расходов (текущий или капитальный) связанных с ремонтом основных средств.
Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на проведение ремонтных работ учитываются: 1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по атомной энергии по согласованию с Федеральной службой по тарифам; 2) цены, указанные в пункте 36 Основ ценообразования; 3) программы проведения ремонтных работ, обеспечивающих надежное и безопасное функционирование производственно-технических объектов и предотвращение аварийных ситуаций, утвержденные в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования при определении расходов, указанных, в том числе в пункте 26 Основ ценообразования, регулирующие органы используют регулируемые государством тарифы (цены); цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств; официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
При отсутствии указанных данных применяются прогнозные индексы изменения цен по отраслям промышленности.
Из изложенного следует, что при определении расходов учитываемых при формировании затрат на транспортировку электрической энергии учитываются расходы на ремонт основных средств, причем законодательство регулирующее спорные правоотношения не содержит норм предусматривающих в качестве условия учета данных расходов факт принадлежности имущества.
Как правильно указал арбитражный суд первой инстанции при реализации основных принципов государственного регулирования тарифов на электрическую энергию должны учитываться затраты в целом организации, осуществляемой регулируемый вид деятельности.
Вместе с тем, исходя из условий договора аренды муниципального имущества от 05.06.2008, расходы, связанные с капитальным ремонтом переданного в аренду имущества, не являются расходами ООО "Востокмонтажспецстрой", поскольку в соответствии с пунктом 4.2.4 данная обязанность возложена на арендодателя (муниципальное образование).
С учетом пункта 26 Основ ценообразования, пункта 1 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также условий договора аренды от 05.06.2008 арбитражным судом апелляционной инстанции не установлены правовые основания для признания спорных расходов расходами организации осуществляемой регулируемый вид деятельности.
Факт отсутствия соответствующих источников для осуществления капитального ремонта основных средств у муниципального образования, а также необходимость в проведении данного ремонта, не являются правовыми основаниями для признания данных расходов затратами заявителя.
Кроме того, из изложенных выше нормативных правовых актов следует, что основным условием включения расходов в затраты на транспортировку электрической энергии является их экономическая обоснованность.
Представленные заявителем экспертные заключения от 27.08.2008 N 660, N 659 содержат выводы об итоге общих затрат капитального ремонта наружных электрических сетей. Однако, как указал эксперт, отсутствие дефектных ведомостей делает невозможным дать объективную оценку составу и объему ремонтных работ, указанным в сметном расчете.
Не обосновал заявитель необходимость включения всех затрат на капитальный ремонт в расходы по транспортировке электрической энергии на 2009 год.
Расчет средств необходимых ООО "Востокмонтажспецстрой" в 2008 году для нормальной работы котельных, тепловых сетей поселков Омсукчан и Дукат и Омсукчанской ДЭС содержит статьи расходов, запланированные работы и основание несения расходов. Установить экономическую обоснованность расходов, исходя из сведений содержащихся в расчете, невозможно.
Департамент цен и тарифов Администрации Магаданской области с учетом пункта 36 Основ ценообразования при отсутствии перечисленных в данном пункте данных обоснованно применил прогнозные индексы изменения цен по отрасли промышленности "Строительство" 2009/2008-113, 3 согласно прогнозу Минэкономразвития России от 19.05.2008.
Указанные выше обстоятельства, свидетельствуют о наличии обстоятельств для удовлетворения жалобы Департамента цен и тарифов Администрации Магаданской области и отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы ОАО "Магаданэнерго" в части существенного нарушения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку принят судебный акт в отношении прав и обязанностей ОАО "Магаданэнерго", не привлеченного к участию в деле не нашел подтверждение при рассмотрении апелляционной жалобы. Тот факт, что ОАО "Магаданэнерго" является системным оператором и единственным потребителем данной услуги, распределяемой на всех потребителей Магаданской области, не является обстоятельством, свидетельствующим о нарушении принятым решением прав акционерного общества.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения апелляционной жалобы ОАО "Магаданэнерго" отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат возложению на ООО "Востокмонтажспецстрой".
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 29 декабря 2008 года по делу N А37-1695/2008-3 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Востокмонтажспецстрой" в удовлетворении требования о признании недействительным в части приказа Департамента цен и тарифов Администрации Магаданской области от 29.07.2008 N 6-1/э "О финансовых средствах на обеспечение регулируемой деятельности по транспортировке электрической энергии по сетям предприятий Магаданской области на 2009 год" отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Востокмонтажспецстрой", расположенного в городе Магадане по ул. Кольцевая, 15, ИНН 4909075402, ОГРН 1024900965363, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Магаданской области.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
В.Ф. Карасёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1695/2008-3
Истец: ООО "Востокмонтажспецстрой"
Ответчик: Департамент Цен и Тарифов Администрации Магаданской области
Кредитор: ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-532/2009