г. Хабаровск |
|
18 марта 2009 г. |
N 06АП-4686/2008 |
Резолютивная часть постановления от 12 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2009 года
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Логвиненко С.А.
Судей: Михайловой А.И., Меркуловой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
от Селемджинского районного совета народных депутатов: представитель не явился;
от администрации Селемджинского района Амурской области: представитель не явился;
от открытого акционерного общества "Февральские коммунальные системы": представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Селемджинского района Амурской области
на решение от 18 ноября 2008 года
по делу N А04-6727/08-16/371
арбитражного суда Амурской области
принятому судьей Антоновой С.А.
по заявлению Селемджинского районного совета народных депутатов
о признании недействующим постановления главы Селемджинского района от 18.02.2008 N 95 "Об учреждении открытого акционерного общества "Февральские коммунальные системы"
третье лицо: открытое акционерное общество "Февральские коммунальные системы"
Селемджинский районный совет народных депутатов обратился в арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействующим постановления главы Селемджинского района от 18.02.2008 N 95 "Об учреждении открытого акционерного общества "Февральские коммунальные системы" с момента его принятия.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Февральские коммунальные системы" (далее - ОАО "Февральские коммунальные системы", общество).
Решением суда первой инстанции от 18.11.2008 заявленные требования Селемджинского районного совета народных депутатов удовлетворены. Постановление главы Селемджинского района от 18.02.2008 N 95 "Об учреждении открытого акционерного общества "Февральские коммунальные системы" арбитражным судом признано недействительным.
Не согласившись с решением суда, администрация Селемджинского района Амурской области подала апелляционную жалобу на предмет его отмены, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представители Селемджинского районного совета народных депутатов, администрации Селемджинского района Амурской области и ОАО "Февральские коммунальные системы", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта первой инстанции и удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 стать 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Селемджинского района Амурской области от 18.02.2008 N 95 "Об учреждении открытого акционерного общества "Февральские коммунальные системы" в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон "О приватизации государственного и муниципального имущества") и Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования Жилищно-коммунального комплекса" и в целях дальнейшего реформирования жилищно-коммунального комплекса муниципального образования учреждено ОАО "Февральские коммунальные системы", утвержден Устав общества.
Кроме того, данным постановлением Отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Селемджинского района предписано в установленном порядке обеспечить формирование уставного капитала общества путем внесения в него закрепленного за казной муниципального образования имущества согласно приложению 1 и внесения денежных средств.
26.02.2008 общество поставлено на учет в налоговом органе.
На основании обращения работников МУП "Февральск" от 11.06.2008 Селемджинский районный совет народных депутатов провел правовую экспертизу оспариваемого по делу постановления, по результатам которой составлено заключение от 25.06.2008 о его несоответствии положениям федеральных законов, Уставу района и районным муниципальным правовым актам о приватизации муниципального имущества.
Селемджинский районный совет народных депутатов, рассмотрев обращение постоянной комиссии по бюджету, местным налогам и собственности на основании пункта 38 части 2 статьи 22, пункта 10 части 5 статьи 23 Устава района, районный совет народных депутатов постановил обратиться в арбитражный суд Амурской области с заявлением, о чем вынесено соответствующее постановление от 26.08.2008 N 5/70.
Удовлетворяя заявленные требования Селемджинского районного совета народных депутатов, суд первой инстанции указал на несоответствие оспариваемого постановления нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", Устава Селемджинского района.
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
В соответствии со статьей 66 ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.
Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами.
Следовательно, глава администрации Селемджинского района Амурской области не может выступать в качестве учредителя ОАО "Февральские коммунальные системы".
Ссылка заявителя жалобы на пункт 1 статьи 3 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", который регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Между тем, доказательств того, что ОАО "Февральские коммунальные системы" было создано в результате приватизации муниципального имущества, администрацией Селемджинского района Амурской области суду не представлено. Более того, подлежащее передаче имущество принадлежало ранее муниципальному предприятию жилищно-коммунального комплекса п. Февральск - МУП-"Февральск".
Далее, согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании подпункта 9 пункта 2 статьи 22 Устава Селемджинского района принятие по предложениям районной администрации решений об отчуждении (в том числе, приватизации) объектов муниципальной собственности района и приобретение имущества в муниципальную собственность района входит в полномочия районного совета народных депутатов.
В полномочия местной администрации входит владение, пользование, распоряжение муниципальным имуществом, находящимся в собственности района в соответствии с законодательством и решениями районного Совета (подпункт 4 пункт 4 статьи 27 Устава).
Согласно пункту 1.7 Положения Селемджинского района о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Селемджинского района, принятого 06.04.2007, распоряжение недвижимым и движимым муниципальным имуществом, связанное с его созданием, приобретением, отчуждением осуществляется на основании решения районного совета в соответствии с постановлением главы администрации Селемджинского района.
Кроме того, каждый год решением районного совета народных депутатов по предложению администрации района принимается "Прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества"
Из материалов дела усматривается, что предложений от администрации Селемджинского района о приватизации муниципального имущества в районный совет народных депутатов не поступало и соответствующих решений представительным органом не принималось. В "Прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества на 2008 год", принятого решением районного совета народных депутатов от 25.12.2007 N 26/140, отсутствуют объекты, внесенные в уставный капитал ОАО "Февральские коммунальные системы".
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, глава администрации Селемджинского района превысил свои полномочия и вынес постановление от 18.02.2008 N 95 "Об учреждении открытого акционерного общества "Февральские коммунальные системы" в нарушение вышеприведенных нормативных актов, следовательно, заявленные требования Селемджинского районного совета народных депутатов правомерно были удовлетворены судом первой инстанции.
Ссылка заявителя жалобы на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в данном Постановлении так же указано, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать от своего имени учредителями (участниками) хозяйственных обществ, кроме случаев, когда иное установлено законом.
Таким образом, апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда первой инстанции оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Амурской области от 18 ноября 2008 года по делу N А04-6727/08-16/371 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
С.А.Логвиненко |
Судьи |
А.И.Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6727/2008-16/371
Истец: Селемджинский районный Совет народных депутатов Амурской области
Ответчик: Администрация Селемджинского района
Третье лицо: ОАО "Февральские коммунальные системы"
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4686/2008