г. Хабаровск |
|
2 апреля 2009 г. |
N 06АП-864/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 апреля 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей: Балинской И.И., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца: представители не явились
от ответчиков: представители не явились
от третьего лица: представители не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства
финансов Российской Федерации
на решение от 09.02.2009
по делу N А04-8800/2008
Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривала судья Голубева С.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лермонтовские теплосети"
к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Амурской области, Отделу образования администрации Тамбовского района
3 лицо - муниципальное учреждение "Финансовое управление администрации Тамбовского района"
о взыскании 65 822 рублей 77 копеек
Общество с ограниченной ответственностью "Лермонтовские теплосети" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Амурской области, Отделу образования администрации Тамбовского района о взыскании 65 822 рублей 77 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с реализацией льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставленных в 2007 году педагогическим работникам в соответствии с Федеральным Законом "Об образовании" от 13.01.1996 N 12-ФЗ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Министерство финансов РФ, муниципальное учреждение "Финансовое управление администрации Тамбовского района".
До вынесения решения по делу суд в порядке статьи 46 АПК РФ привлек в качестве ответчика Министерство финансов РФ.
Решением от 09.02.2009 исковые требования удовлетворены в заявленной сумме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. При этом суд исходил из того, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнила установленные законом расходные полномочия - не обеспечила субъект РФ - Амурскую область финансовыми средствами для реализации льгот, предусмотренных ФЗ "Об образовании". В иске к другим ответчикам отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Амурской области, Министерство финансов РФ обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение отменить как необоснованное, в иске к данному ответчику отказать.
В обоснование доводов своей жалобы Министерство финансов РФ ссылается на то, что указанные расходы не отнесены федеральным законодательством к расходным полномочиям Российской Федерации, указывает на то, что компенсация расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании не присутствовали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит основания для изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Лермонтоские теплосети" 2007 году в соответствии с федеральным законодательством и во исполнение заключенных с отделом образавания договоров от 01.01.2007 N N 18, 19 предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, в результате чего у истца образовались убытки.
В связи с невозмещением в полном объеме государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Пункт 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" устанавливает, что пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.2 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
Между тем статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, работающим в сельской местности и поселках городского типа, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Исследовав объем целевого финансирования субъекта РФ и муниципального образования из федерального бюджета в спорный период, суд апелляционной инстанции установил, что Российской Федерацией не исполнены в полном объеме установленные федеральным законодательством обязательства по финансированию бюджета субъекта Федерации средств для компенсации спорных расходов.
Наряду с этим Законами Амурской области об областном бюджете на 2007 год в составе расходов бюджета Амурской области предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий в части оказания мер социальной поддержки специалистам государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках).
Во исполнение данных Законов Амурской области средства на указанные цели доведены до муниципальных образований, в том числе до Тамбовского района 16 033 000 рублей, в полном объеме (субвенции) направлены на погашение задолженности перед предприятиями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги.
Судом правильно установлено, что предоставление данных льгот относится к полномочиям Российской Федерации, передача которых на другой уровень власти в соответствии с нормативно-правовыми актами, разграничивающими расходные полномочия Российской Федерации и субъектов РФ, должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных федеральным законом педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, понесенные истцом расходы арбитражный суд правомерно взыскал за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Шестой арбитражный апелляционный суд, установив, что с 31 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2008 N 281-ФЗ, которым внесены изменения, в том числе и в Налоговый кодекс РФ, а именно пункт 1 статьи 333.37 НК РФ дополнен подпунктом 1.1, согласно которому от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются госорганы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, полагает решение от 09.02.2009 изменить в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ госпошлины по иску.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение от 09.02.2009 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-8800/2008 изменить в части взыскания госпошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Лермонтовские теплосети" из федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 2 474 рубля 68 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий |
Е.В.Гричановская |
Судьи |
И.И.Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8800/2008
Истец: ООО "Лермонтовские теплосети"
Ответчик: РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации (УФК по Амурской области, РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации, Отдел образования Администрации Тамбовского района, Министерство финансов Амурской области
Третье лицо: Финансовое управление Администрации Тамбовского района
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11350/09
21.08.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11350/09
14.07.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2842/2009
02.04.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-864/2009