г. Хабаровск |
|
07 апреля 2009 г. |
N 06АП-679/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2009 года
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Михайловой А.И.
Судей: Меркуловой Н.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Семенова Т.В., ведущий юрисконсульт по дов. от 30.01.2009 N 7/43;
от Финансового управления Администрации Советско-Гаванского муниципального района: представитель не явился;
от муниципального образования Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края в лице администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
от Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства администрации Советско-Гаванского муниципального района: представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления Администрации Советско-Гаванского муниципального района
на решение от 11 января 2009 года
по делу N А73-10108/2008
арбитражного суда Хабаровского края
принятому судьей Леоновым Д.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
о признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации Советско-Гаванского муниципального района и обязании устранить допущенные нарушения
третьи лица: муниципальное образование Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края в лице администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, Управление энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства администрации Советско-Гаванского муниципального района
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - ОАО "ДГК", общество) обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации Советско-Гаванского муниципального района (далее - Финансовое управление), выраженного в неисполнении требования статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) о приостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных подразделений в случае неисполнения исполнительного документа в течение трех месяцев, и обязании устранить допущенные нарушения путем приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное образование Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края в лице администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края), Управление энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства администрации Советско-Гаванского муниципального района (далее - Управление ЭТИК и КХ).
Решением суда первой инстанции от 11.01.2009 заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Финансовое управление обратилось с апелляционной жалобой на предмет его отмены, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а так же на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ОАО "ДГК" с апелляционной жалобой Финансового управления не согласился, полностью поддержал отзыв на нее. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Финансового управления, администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края и Управления ЭТИК и КХ, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Заслушав представителя ОАО "ДГК", изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта первой инстанции и удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
БК РФ определяет, в том числе, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, и производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя (пункта 2 статьи 242.1 БК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Как следует из материалов дела, на основании решения арбитражного суда Хабаровского края от 15.11.2007 по делу N А73-5381/2007-73 с муниципального образования Советско-Гаванский муниципальный район в лице администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края и Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского района Хабаровского края в пользу ОАО "ДГК" солидарно взыскано 6 225 609 руб. 55 коп., в связи с чем, 25.03.2008 выдан исполнительный лист N 106383.
Определением арбитражного суда Хабаровского края от 18.08.2008 в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на Управление ЭТИК и КХ.
10.04.2008 ОАО "ДГК" направило в адрес Финансового управления Администрации Советско-Гаванского муниципального района для исполнения исполнительный лист N 106383, который последним был получен 14.04.2008, следовательно, должен быть исполнен в срок до 14.07.2008.
Письмами от 10.07.2008 N 04-623, от 22.07.2008 N 1-13/7337 Финансовое управление уведомило ОАО "ДГК" о том, что названный выше исполнительный лист не представляется возможным исполнить в соответствии со сроками согласно главе 24.1 БК РФ, в связи с отсутствием бюджетных назначений на исполнение расходов по судебному акту.
Неисполнение Финансовым управлением в установленный срок предъявленного к исполнению исполнительного листа, а так же невыполнение требований бюджетного законодательства о приостановлении операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах должника, явилось основанием для обращения ОАО "ДГК" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества, указал на нарушение Финансовым управлением норм бюджетного законодательства.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Так, порядок исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, установлен статьей 242.5 БК РФ.
Согласно пункту 1 данной статьи исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику, как получателю средств местного бюджета, лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
На основании пункта 2 статьи 242.5 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В порядке пункта 3 статьи 242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Согласно пункту 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение пункта 2 статьи 242.5 БК РФ Финансовое управление своевременно направило должникам - администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края и Управлению ЭТИК и КХ уведомления о поступлении исполнительного листа N 106383 на исполнение.
21.04.2008 Управление ЭТИК и КХ направило Финансовому управлению письмо об источнике образования задолженности, а так же сообщило об отсутствии соответствующих лимитов и объемов финансирования расходов на текущий финансовый год и о направлении запроса-требования на имя Главы муниципального района о выделении дополнительных объемов финансирования для исполнения исполнительного листа.
Администрация Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края письмом от 24.04.2008 N 3-8/190/1 заявила о подаче надзорной жалобы на решение арбитражного суда Хабаровского края от 15.11.2007, на основании которого был выдан исполнительный документ, а так же о готовности к подаче заявления о приостановлении исполнительного производства в порядке статьи 327 АПК РФ.
Таким образом, администрация требования пункта 3 статьи 242.5 БК РФ о представлении информации об источнике образования задолженности, о кодах бюджетной классификации РФ, а так же о представлении платежного поручения на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа, не исполнила.
Однако, в нарушение абзаца 6 пункта 3, пункта 7 статьи 242.5 БК РФ Финансовое управление не приостановило до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.
При этом довод заявителя апелляционной жалобы о том, что во исполнение пункта 7 статьи 242.5 БК РФ начальником Финансового управления 14.07.2008 был издан приказ N 18 о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах основного должника Управлению ЭТИК и КХ, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку и основной долг, и проценты за пользование чужими денежными средствами, и расходы по государственной пошлине взысканы с Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края и с Управления ЭТИК и КХ солидарно.
Следовательно, обязанность Финансового управления по приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах должна быть осуществлена в отношении обоих солидарных должников.
На основании изложенного следует, что судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные ОАО "ДГК" требования, поскольку Финансовым управлением нарушен порядок исполнения судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края и Управления ЭТИК и КХ, предусмотренный статьей 242.5 БК РФ.
В соответствии частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Ссылка заявителя жалобы на пункт 1 статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом, как полностью, так и в части долга, судом отклоняется на основании следующего.
Обязанность взыскателя при предъявлении исполнительного документа указывать от кого из солидарных должников он ожидает исполнения, действующим законодательством не предусмотрено. При этом в силу статьи 242.5 БК РФ Финансовое управление обязано было принять меры, направленные на исполнение поступившего исполнительного документа.
На основании изложенного, апелляционная жалоба Финансового управления подлежит отклонению, а решение суда оставлению без изменения.
В порядке подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение арбитражного суда Хабаровского края от 11 января 2009 года по делу N А73-10108/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Финансовому управлению Администрации Советско-Гаванского муниципального района из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению от 11.02.2009 N 42.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И.Михайлова |
Судьи |
Н.В.Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10108/2008
Истец: ОАО "ДГК", ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" (ДГК)
Ответчик: Финансовое управление Администрации Советско-Гаванского муниципального района
Третье лицо: Управление энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района, Муниципальное образование Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края в лице Администрации Советско-Гаванского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-679/2009