г. Хабаровск |
|
09 апреля 2009 г. |
N 06АП-967/2009 |
Резолютивная часть постановления от 02 апреля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.
Судей: Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АвтоМаркет": не явились;
от Территориального управления Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Магаданской области: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АвтоМаркет"
на решение от 18 февраля 2009 года
по делу N А37-48/2009
Арбитражного суда Магаданской области
Дело рассматривал судья Кушниренко А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоМаркет"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Магаданской области
об отмене постановления от 10.12.2008 N 443-08/141М о назначении административного наказания
Общество с ограниченной ответственностью "АвтоМаркет" (далее - ООО "АвтоМаркет", общество), обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Территориальному управлению финансово-бюджетного надзора в Магаданской области (далее - Росфиннадзор, административный орган) о признании незаконным и отмене постановлений от 10.12.2008 N 443-08/141М, N 443-08/142М, N 443-08/143М, которыми общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафов в размере 40 000 руб. по каждому постановлению.
В соответствии с частью 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции выделил требования по каждому из обжалуемых постановлений в отдельные производства, разъединив их между собой.
Решением суда от 18.02.2009 в удовлетворении заявленных обществом требований об отмене постановления N 443-08/141М от 10.12.2008 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб. отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права и не соответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает, что правонарушение, за которое оно привлечено к административной ответственности, является малозначительным, поэтому суду необходимо было применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции ООО "АвтоМаркет", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия не принимало, им заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей, в связи с невозможностью участия в судебном заседании.
Росфиннадзор, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимал, представив отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Административным органом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы общества в отсутствие его представителей, в связи с невозможностью участия в судебном заседании.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 159 АПК РФ удовлетворил указанные выше ходатайства сторон.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что ООО "АвтоМаркет" является действующим юридическим лицом (свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе серия 49 N 0002183388, ОГРН 1064910047674, расположено по адресу: г. Магадан, ул. Парковая, д. 13 каб. 421).
18.11.2008 на основании распоряжения начальника Магаданской таможни от 21.10.2008 главным государственным таможенным инспектором Кальченко И.Н. проведена проверка соблюдения ООО "АвтоМаркет" валютного законодательства, в ходе которой установлено несвоевременное представление справки о подтверждающих документах по грузовыми таможенным декларациям от 23.04.2008 N 10706020/230408/0000870, N 10706020/220408/0000867, о чем составлен акт от 18.11.2008 N 10706000/181108/00048.
20.11.2008 по данному факту Магаданской таможней в присутствии законного представителя общества - директора Галькина А.О. (приказ от 07.08.2008 N 1), составлен протокол об адмиинистративном правонарушении N 10706000-231/2008 по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 28.8, частью 1 статьи 23.60 КоАП РФ указанный протокол направлен Магаданской таможней на рассмотрение в адрес Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Магаданской области.
10.12.2008 Росфиннадзор без участия законного представителя общества, извещённого о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, рассмотрел дело об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения вынесено постановление от 10.12.2008 N 443-08/141М о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлениям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения вменяемого обществу правонарушения установлен, вина в его совершении доказана, порядок и сроки привлечения административным органом соблюдены.
Кроме этого, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного обществом правонарушения не могут быть применены, поскольку, по выводу суда, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в длительном по сроку, необоснованном бездействии общества.
В частности, установленный на момент совершения правонарушения 45-дневный срок представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах обществом был нарушен на 71 день, общество не предпринимало никаких мер по соблюдению требований валютного законодательства о представлении указанных справок, каких-либо специфических познаний в этой сфере либо значительных временных или материальных затрат для соблюдения данных норм при представлении в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах, от общества не требовалось.
В соответствии частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона N 173-ФЗ, для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляемых резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением указанных валютных операций установлен Центральным банком РФ в Положении от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
Пунктами 2.1, 2.2, 2.4 Положения N 258-П на резидентов возложена обязанность представлять в банк паспорт сделки и документы, связанные с проведением валютных операций по контракту и подтверждающие факт вывоза с таможенной территории Российской Федерации, в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органом путем подачи таможенной декларации.
Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", которым к формам учета отнесена справка о подтверждающих документах.
Следовательно, после введения в действие этого Указания (после 27.01.2008) упомянутая справка и подтверждающие документы являются формами учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами, непредставление или представление с нарушением срока которых влечёт административную ответственность, установленную частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14520/07 от 26.02.2008.
Судом установлено, что 10.05.2007 обществом (Покупатель) был заключён контракт N 3 с иностранной компанией - "Транс Шибирия Ко.ЛТД" (TRANS SHIBERIA CO.LTD) (Продавец) на покупку б/у автомобилей на условиях "CFR Vladivostok", срок действия которого до 31.05.2009. Общая сумма контракта составила 20 000 000,00 долларов США.
В соответствии с пунктом 5.1 названного контракта поставка автомобилей Продавцом производится не позднее 90 дней после получения 100% предоплаты. Разрешалась досрочная поставка автомобилей.
В случае если автомобили не будут поставлены Покупателю в установленный контрактом срок, Продавец обязан в течение пяти банковских дней произвести на счет Покупателя возврат полученной оплаты за автомобили (пункт 7.1 контракта).
На вышеуказанный контракт 29.11.2007 оформлен паспорт сделки N 07110005/3292/0029/2/0 в уполномоченном банке - Магаданском филиале ЗАО "Райффайзенбанк".
23.04.2008 обществом осуществлён ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации на основании контракта от 10.05.2007 N 3 по ГТД N10706020/230408/0000870, ГТД N10706020/220408/0000867.
Из справки о подтверждающих документах, представленной обществом в уполномоченный банк, усматривается, что последняя представлена в Магаданский филиал закрытого акционерного общества "Райффайзенбанк" 26.08.2008, о чем свидетельствует штамп банка.
Следовательно, справка о подтверждающих документах по ГТД N 10706020/230408/0000870, ГТД N 10706020/220408/0000867 была представлены заявителем в уполномоченный банк по товарам, ввезённым 23.04.2008, с нарушением срока в 71 день, поскольку установленный срок предоставления - 16.06.2008, который установлен как срок, не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (пункты 2.2., 2.4 Положения от 01.06.2004 N 258-П в редакции, действующей до 28.10.2008).
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина в совершении ООО "АвтоМаркет" вменяемого ему административного правонарушения, по выводу суда первой инстанции, заключается в том, что общество, имея реальную возможность представить в течение 45-пяти дней в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах по ГТД N 10706020/230408/0000870, ГТД N 10706020/220408/0000867, нарушило этот срок на 71 день, не предпринимая никаких мер по соблюдению требований валютного законодательства о представлении указанной справки, к тому же, каких-либо специфических познаний в этой сфере либо значительных временных или материальных затрат для соблюдения данных норм при представлении в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, от общества не требовалось.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал ООО "АвтоМаркет" в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления от 10.12.2008 N 443-08/141М о назначении административного наказания.
Довод апелляционной жалобы о том, что правонарушение, за которое общество привлечено к административной ответственности, является малозначительным и поэтому при назначении наказания необходимо применить статью 2.9 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.
Пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Как следует из материалов дела, справка о подтверждающих документах по товарам, ввезённым 23.04.2008, по вышеназванным грузовым таможенным декларациям была представлена ООО "АвтоМаркет" в уполномоченный банк 26.08.2008, то есть с нарушением срока в 71 день, поскольку установленный срок предоставления 16.06.2008.
Общество, нарушив этот срок на 71 день, не предприняло, имея реальную возможность, никаких мер по соблюдению требований валютного законодательства о представлении указанной справки.
Таким образом, угроза охраняемым общественным отношениям при совершении данного правонарушения установлена, следовательно, возможность применения судом апелляционной инстанции статьи 2.9 КоАП РФ отсутствует.
Вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения судом установлена, порядок привлечения к административной ответственности проверен, нарушений административным органом этого порядка не установлено. Росфиннадзором учтены обстоятельства, смягчающие ответственность, поскольку применен минимальный размер санкции.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Магаданской области от 18 февраля 2009 года по делу N А37-48/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Н.В.Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-48/2009
Истец: ООО "АвтоМаркет"
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-967/2009